На сегодняшний день существует несколько десятков определений маркетинга. Согласно Американской ассоциации маркетинга (AMA), “Маркетинг” – это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.
Филипп Котлер, являющийся основателем теории маркетинга утверждает, что: “Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании”[3].
Учёные, изучающие данную проблематику, определяют маркетинг как:
- управление удовлетворением спроса путем торговли;
- система изучения и регулирования рыночных процессов, управление сбытом компании;
- это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания компанией проблем потребителей и удовлетворение их потребностей.
Подавляющая часть экспертов сводит это к такому определению, как «процесс». По нашему мнению, весь этот процесс можно свести к определённому алгоритму (Рис. 1):
Рисунок 1. Алгоритм осознания потребностей потребителя
Есть и более простое определение маркетинга, предложенное Алексеем Новиковым: “Маркетинг — это деятельность, направленная на достижение целей организации за счет взаимодействия с рынком”. Иными словами, для успешной конкурентоспособности фирмы необходимо деятельность поделить на операционную и на маркетинг, то есть, непосредственное взаимодействие с рынком сбыта. Построение каждого своего шага с рынком, компания должна определить для себя сама. Ведь, для кого целью является извлечение прибыли, для кого-то интересен сам процесс взаимоотношений.
Конкурентные свойства продукции и конкурентные свойства фирмы соотносятся как часть и целое. То, на сколько компания сможет успешно конкурировать с остальными игроками рынка, будет зависеть от того, как конкурирует товар- продукция, от методов ведения борьбы в рыночных условиях. Исходя из этого мы выяснили, что продукт- это главный инструмент успешной конкурентоспособности фирмы на мировом рынке.
Для начала разберёмся в сущности товара.
Известный факт, что товар – главный объект на рынке. Он наделён как стоимостью фактической, так и потребительской, помимо всего прочего он наделён определенным качеством, надежностью, показателями эффективности в производстве и потреблении. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Иными словами, товар – наиболее точный индикатор эффективности и мощности производителя.
Далее идёт определение конкурентоспособность товара. Это такой уровень различных свойств и качеств, который даёт возможность соперничать с аналогичными товарами на рынке. В перечень этих свойств можно включить следующее: оценка производственных, коммерческих и иных экономических показателей
Например, к условиям показателя коммерческого типа относят:
- ценовые показатели;
- данные, описывающие условия поставок и оплату за отгруженные единицы продукции;
- сведения, характеризующие нюансы существующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
- показатели, которые показывают степень и уровень ответственности продавцов.
Следующим этапом рассмотрим составные части конкурентоспособности товара. Разделим его на 3 уровня: технический, экономический и социально-организационный.
Технический – описывает вид продукции, особенности конструкции, эргономика товара, экологичность, удобство использования.
Экономические – отражают совокупность производственных затрат, расходы на логистику, дальнейший сервис, обучение. Как следует из этих параметров, они образуют ценовую политику фирмы, т.е. устанавливают окончательную рыночную стоимость. Ещё одним фактором, которым пользуется потребитель при выборе- это дальнейшие затраты на эксплуатацию продукции.
Социально – организационные параметры – они позволяют отследить структуру своих потребителей, т.е. работа с целевой аудиторией. Эта работа позволяет определить особенность в организации производства, особенностей национального характера, сбытовой политики, рекламы.
Итак, что мы можем из всего этого выявить? С наступлением рыночных отношений вопрос о необходимости эффективного маркетинга на фирме отпадает сам собой. Если раньше организация, предприятие действовало на определённой территории для определённого потребителя несколько лет, а иногда и десятилетия, то у неё не было необходимости в исследовании потребителя, того, что он хочет, привлечении новых потребителей, ведь не было конкурентов и производственных мощностей хватало только на узкий сегмент. С развитием технологий производственные возможности прогрессировали большими темпами, поэтому необходимо было и продавать больше, но люди склонны потреблять только тот товар, который может гарантировать, что деньги не будут потрачены зря. С такими трудностями сталкиваются тогда, когда ничего не знают ни о фирме, ни о продукте.
Для того, чтобы не возникало таких ситуаций и нужен процесс маркетинга. Как мы могли заметить, маркетинговая деятельность конкурентной стратегии позволяет увеличить конкурентоспособность фирмы за счёт исследования рынка, потребителя, создания плана по сбыту. Данные операции позволят:
- Наилучше изучить и удовлетворить потребности потребителя
- Уклониться от конкурентов, путём ухода на свободный сегмент рынка
- Усиление конкурентных свойств фирмы
- Ориентация всей работы на определённого потребителя
Сегодня в условиях растущей конкуренции руководство многих предприятий постепенно приходит к выводу, что эффективная и продуманная организация мероприятий торгового маркетинга должна быть в центре внимания.
Проблема маркетинга и конкурентоспособности организации — это проблема балансирования между внутренними ресурсами организации и необходимыми ресурсами для привлечения и удержания спроса.
Библиографический список
- Бурим Е.О., Лымарева О.А. Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость, Молодой ученый. 2015. № 13. С. 364-366.
- Гелета И.Ви, Калинская Е.С., Кофанов А.А. «Экономика организаций», М- 2007
- Ф. Котлер. Основы маркетинга. – М., издательство «Прогресс» – 2007 г
- Коваленок А.В., Дедкова И.Ф., Дедков В.Н., Герасимов А.Э. Технологии коучинга в решении проблем адаптации персонала на современных предприятиях, Экономика устойчивого развития. 2016. № 1 (25). С. 216-220.
- Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Моделирование и прогнозирование экономических процессов, Экономика устойчивого развития. 2015. № 3 (23). С. 273-281.
- Слепцова Е.В., Валькович О.Н. Реализация социальной компоненты в условиях кризиса, Экономика устойчивого развития. 2016. № 1 (25). С. 354-359.
- Терминологический словарь маркетинга http://www.marketing.spb.ru/read/docum/a21.htm