Научный руководитель – А.О. Недосекин
Введение
Минерально-сырьевой комплекс (далее – МСК) является важной частью экономики Российской Федерации, но в текущий период переживает определённые затруднения и проблемы, связанные с санкциями, стагнацией мирового спроса на сырьевые товары, снижением цен на продукцию. В таких условиях как никогда остро встают вопросы о своевременных идентификации, оценке и управлении рисками, сопряжёнными с деятельностью предприятий МСК.
В первую очередь, следует обозначить трактовки основных понятий, которые будут упоминаться в статье. В современном научном дискурсе касательно понятий риск-менеджмента наметилась следующая тенденция. Вместо единственного обобщённого понятия «риск», обозначающего возможность наступления неких последствий в результате воздействия внешних или внутренних факторов, предлагается выделять такие понятия, как чистые риски, шансы, спекулятивные риски и шоки [1].
Таблица 1 – Основные понятия теории рисков
Понятие |
Трактовка |
Чистый риск | Вероятность наступления негативных последствий в результате принятия решения в условиях неопределённости. |
Спекулятивный риск | Вероятность наступления негативных или позитивных последствий в результате выбора неопределённой (нефиксированной) целевой установки. |
Шанс | Возможность наступления позитивных последствий в результате принятия решения в условиях неопределённости. |
Шок | Крайнее, наиболее опасное, наиболее негативное, наиболее разрушительное проявление риска;
Комплексное проявление ряда взаимосвязанных рисков или максимальное распространение одного риска по разным взаимосвязанным сферам; Максимально быстрая реализация риска с минимальным промежутком времени между активизацией негативного фактора и результатами его воздействия. |
Основные риски, которым подвержены предприятия МСК, главным образом связаны со сложной технологической цепочкой производства, особенностями геологической, экологической обстановок региона, а также безопасностью ведения работ. Все они, кроме т.н. горных рисков, относятся к контролируемым и относительно успешно подвергаются менеджменту ещё со времён СССР. Однако, помимо вышеназванных, в настоящее время имеют место и другие риски, связанные с развитием рыночной экономики и международных отношений, изменениями социально-политической обстановки и растущей инфляции. Часть из них, например, операционные риски, относится к категории управляемых, так как зависит от факторов, частично или полностью подконтрольных предприятию. Мало управляемые риски, например, правовые или инфляционные, в большей степени провоцируются внешними факторами, не зависящими от самого предприятия.
Многие предприятия МСК для обновления основных фондов, введения инновационных технологий и методик и других видов модернизации производственного процесса пользуются привлечением сторонних инвесторов, иногда иностранных. В этой необходимости кроется немаловажный и довольно существенный для текущего периода риск отказов в инвестировании из-за рисков для самих инвесторов. Кроме того, серьёзные опасения вызывают уровень бюрократии и коррупции, непрозрачность проводимых аукционов по выдаче лицензий на недропользование и обременительность условий, с которыми они выдаются [3]. Учитывая контекст упомянутых проблем, особый интерес представляют существующие ныне на предприятиях МСК системы управления рисками.
ФосАгро и ЕвроХим: схожие риски, различные подходы
Группа «ЕвроХим» публикует информацию о существующей системе управления рисками ежегодно в годовой консолидированной отчётности о деятельности компании в разделе стратегической отчётности [4,5,6]. Компания указывает, что риск-менеджмент осуществляется при участии всего двух органов управления: совета директоров и аудиторского комитета. Причём неясно то, какой именно орган осуществляет непосредственно управление рисками, так как в задачах каждой из указанных структур значится лишь надзор за механизмами и процедурами контроля и оценка их эффективности.
Процедура оценки рисков осуществляется посредством составления карты рисков и их ранжирования по вероятности и силе воздействия. При этом риски классифицируются по рубрикам, внутри каждой рубрики выделяют более конкретные случаи рисков и присваивают им индивидуальные координаты в карте рисков (воздействие; вероятность). Выделяются следующие рубрики (области): риски калийного сегмента, риски азотного сегмента, риски фосфорного сегмента, логистика, организация труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды, и финансовые риски. К карте рисков прилагается таблица оценки и воздействия факторов риска, в которой также указываются меры по их снижению и динамика изменения.
Рис. 1 Пример карты рисков ЕвроХим [6]
Что касается ФосАгро, следует отметить более комплексную и широко интегрированную в управляющие структуры систему управления рисками [7,8,9]. Комитет управления рисками формируется из совета директоров, комитета по аудиту, дирекции по внутреннему аудиту и руководства компании. Непосредственно риск-менеджмент осуществляется руководством, в то время как остальные подразделения-участники системы осуществляют текущий мониторинг эффективности системы и факторов внешнего и внутреннего воздействия на компанию.
Управление рисками также производится на основе составления карты рисков и их ранжирования по рубрикам, вероятности и уровню воздействия. Выделяют следующие рубрики (группы): стратегические риски, производственные риски, операционные риски, регуляторные риски, репутационные риски, финансовые риски. К карте рисков также прилагается таблица, которая предоставляет информацию в виде описания риска, некой привязки к стратегии, о мероприятиях по снижению или удалению риска, уровне и последствиях воздействия риска.
Заключение
В целом можно отметить, что международные стандарты риск-менеджмента начинают прочно укореняться и в отечественной практике. Так, обе рассмотренных компании указывают использование стандартов COSO ERM и ISO 31000:2009 в качестве опоры для создания собственных систем управления рисками. Однако следует понимать, что заявления компаний в консолидированной отчётности могут не полностью отражать реальную ситуацию на предприятии. Так, если ФосАгро действительно имеет глубоко интегрированную во все основные управляющие органы систему разработки и мониторинга риск-менеджмента, то ЕвроХим ограничивается вовлечением лишь двух управленческих органов, которые, к тому же, осуществляют лишь контроль и модернизацию методов риск-менеджмента. Сама структура по управлению рисками либо не упоминается в отчётности, либо отсутствует. Это свидетельствует о декларативном характере риск-менеджмента и требует устранения недостатков существующей системы. Подобная ситуация зачастую приводит к околошоковому состоянию компаний в случае проявления существенных негативных воздействий извне.
Выводы
Таким образом, на основе проведённого анализа возможно предложить следующие шаги к совершенствованию систем управления рисками компаний минерально-сырьевой отрасли:
-
Необходимо создание модели бизнеса на основе системы сбалансированных показателей деятельности компании;
-
Требуется разрабатывать сценарии угроз компании с их количественной оценкой;
-
Должно производиться нормирование ключевых показателей эффективности деятельности компании исходя из стратегических целей;
-
Необходим новый формат схемы идентификации рисков: увязка уровня риска с основными показателями эффективности деятельности компании (карта рисков является «зеркалом» системы сбалансированных показателей);
-
Количественный анализ рисков производится после наложения модели угроз на модель бизнеса;
-
Ответные решения вырабатываются для обеспечения адекватной и своевременной реакции на угрозы и снижения слабостей бизнеса.
Библиографический список
-
Попов П. В., Евграфова И. В. Анализ основных причин возникновения рисков промышленных предприятий в условиях финансового кризиса // ГИАБ. 2010. №8 С.76-79.
-
Цветкова А. Ю. Основные риски предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей в современных условиях // ГИАБ. 2011. №S4-4 С.71-78.
-
Металлургическая и горнодобывающая промышленность в России и СНГ. PwC, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/en/metals/assets/metals_mining_in_russia_rus_10s.pdf (дата обращения 10.05.16)
-
Группа «ЕвроХим». Годовой отчет за 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/wp-content/uploads/2013/05/EuroChem_Annual_Report_2012_rus3.pdf (дата обращения 10.05.16)
-
Группа «ЕвроХим». Годовой отчет за 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/wp-content/uploads/2014/05/EuroChem-AR13-RUS1.pdf (дата обращения 10.05.16)
-
Группа «ЕвроХим». Годовой отчет за 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/wp-сontent/uploads/2015/06/EuroChem_AR14_RUS.pdf (дата обращения 10.05.16)
-
Группа компаний «ФосАгро». Интегрированный отчёт за 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.phosagro.ru/investors/reports/get/item11342.php (дата обращения 10.05.16)
-
Группа компаний «ФосАгро». Интегрированный отчёт за 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.phosagro.ru/investors/reports/get/item9343.php (дата обращения 10.05.16)
-
Группа компаний «ФосАгро». Интегрированный отчёт за 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.phosagro.ru/investors/reports/get/item11791.php (дата обращения 10.05.16)