МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АВИАТРАНСПОРТА

Урюпина Мария Михайловна1, Вылегжанина Елена Владимировна2
1Кубанский государственный университет, студентка, экономический факультет
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов

Аннотация
В статье рассматривается степень эффективности государственной поддержки авиатранспортной отрасли. Принятый правительством комплекс мер по поддержке авиатранспорта способствует снижению расходов авиакомпаний и росту конкурентоспособности отечественных перевозчиков. В статье проанализированы различные государственные мероприятия, а также представлены рекомендации по совершенствованию госпрограмм развития аэротранспорта.

Ключевые слова: авиационный транспорт, антикризисный план, государственная поддержка, операционный лизинг, региональные авиаперевозки, Росавиация, финансирование


MEASURES STATE FINANCIAL SUPPORT THE AIR TRANSPORT INDUSTRY

Uryupina Mariya Mixailovna1, Vylegzhanina Elena Vladimirovna2
1Kuban State University, student
2Kuban State University, assistant professor of economic analysis, statistics and finance

Abstract
The article deals with the degree of effectiveness of state support for the air transport industry. Adopted by the government complex of measures to support the air transport helps to reduce costs and increase the competitiveness of the airlines domestic carriers. The article analyzes various public events, as well as recommendations for improvement of the state programs to develop air transport.

Keywords: air transport, anti-crisis plan, Federal Air Transport Agency, financing, government support, operational leasing, regional air transportation


Библиографическая ссылка на статью:
Урюпина М.М., Вылегжанина Е.В. Меры государственной финансовой поддержки авиатранспорта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11771 (дата обращения: 13.03.2024).

Авиационная отрасль – одна из наиболее значимых секторов экономики. Ее развитие стимулируется ростом экономического комплекса. Степень развития авиатранспорта можно назвать индикатором уровня жизни населения.

На функционирование воздушного транспорта существенное влияние оказывает, как состояние экономики, так и система управления отраслью. Центральным институтом этого управления является государство. Только оно способно положительно повлиять на финансовое состояние авиатранспортной отрасли в рамках кризисной ситуации всего авиационного сектора.

За последние три года авиаперевозки развивались более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта. Рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в среднем в три раза. 2014г. был рекордным в истории российской авиации. Пассажиропоток составил более 93 млрд. руб. В 2015 году в целом удалось удержать эту высокую планку – было перевезено более 92 млн. пассажиров. Падение составило около 1 %, в том числе, по причине закрытия воздушного сообщения с тремя странами: Украиной, Турцией и Египтом, а также ухода с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро»[1].

Рисунок 1 – Темпы роста авиаперевозок (пассажирооборот 01.01.2014 – 30.04.2015 помесячно),% [2]

Но отрасль очень скоро перестала генерировать прибыль, стала убыточной. В 2009 – 2012г прибыль и рентабельность были положительны, вначале 2013г. они уже имели отрицательный показатель, они так и падают по сегодняшний день. Общая годовая рентабельность продаж среди всех российских авиакомпаний в 2012-2014 гг. постоянно снижалась – с 4,4% до – 1,6%.

Рисунок 2 Финансовые показатели в российской отрасли авиаперевозок в 2009-2014 гг., млрд. руб. и % [3]

Чистый убыток российских авиаперевозчиков за 2014г. составил 11 млрд. руб. Суммарная прибыль за этот же период, за вычетом «Трансаэро», почти 8 млрд. руб. В 2014г в целом по рынку прибыльность уменьшилась на 127% в рублях и на 122% в долларах.

Главной проблемой на 2016г. у российских компаний является нарастающая кредиторская задолженность, которая тянет авиакомпании в бездну банкротства. Все началось с конца 2009 г., когда авиаперевозчики более менее оправились после кризиса. Активизировалась жестокая борьба за рынок. Компании, несмотря на убыточность, наращивали пассажиропоток. В результате, рентабельность требовала наращения капитала, а происходило это посредством наращения кредитного портфеля. Все это вылилось в рост задолженности по кредитам на 36%, в конце 2014г. она составила 253 млрд. руб. За это поплатилась вторая по величине российская авиакомпания «Трансаэро»[4].

Рисунок 3 Динамика видов кредиторской задолженности в российской отрасли авиаперевозок в 2009-2014 гг., млрд. руб. [3]

Еще одна проблема – неудовлетворительный инвестиционный климат. Начиная с 2013г. иностранные вложения в данную отрасль равны нулю. Но суммарные инвестиции в основной капитал за 2015г. увеличились на 44%.

Из-за сложностей, с которыми столкнулись отечественные банки в ходе текущей работы с западными финансовыми структурами, в России активно, в том числе на государственном уровне, обсуждается возможность привлечения инвестиций с Востока. В 2014 году Государственная лизинговая компания подписала сделки с финансированием Промышленного коммерческого банка Китая (ICBC) на покупку 8 магистральных судов по кредиту на сумму 800 млн. дол. Китай рассматривается и как технологические компетенции — еще в мае 2014 года был подписан меморандум о совместной разработке широкофюзеляжного самолета между ОАК и китайской авиастроительной корпорацией COMAC. Совместная программа оценивается в 13млрд. дол. Первый полет планируется на 2021г.[5].

На данный момент рынок авиаперевозок находится в плачевном состоянии. Поэтому Правительством в 2015г. были приняты ряд антикризисных мер в следующих направлениях[6]:

1) субсидирование на затраты по кредитам в российских банках и ГК Внешэкономбанке для российских авиакомпаний на покупку авиасудов по программам лизинга. В 2015г. по программе субсидирования лизинговых проектов на покупку судов было выделено 2,7 млрд. руб. Было приобретено 74 судна 14 отечественными авиакомпаниями.

По Антикризисному плану 2016гога планируется увеличение уставного капитала ПАО “ГТЛК” в целях развития лизинга, аренды воздушных судов “Сухой Суперджет-100″(SSJ-100). Важным пунктом в этом документе является, что будет осуществляться продвижение по лизинговой программе отечественных воздушных судов, а аренда выплачиваться в российских рублях[7].

2) субсидирование транспортных организаций РФ по региональным перевозкам, в частности, где авиатранспорт является единственным круглогодичным видом транспорта. Всего на поддержку этой программы в 2015г. было выделено 9,2 млрд. руб. Были просубсидированы перевозки в направлениях: с Дальнего востока в европейскую часть страны, из Калининграда, из Симферополя, Приволжского федерального округа, а также сформированы маршрутные сети в Северо-Западном, Сибирском, Уральском, Дальневосточном и Крымском федеральных округах.

Результатом мероприятия стало положительная динамика внутренних перевозок, региональные перевозки увеличились на 16% (внутренние перевозки составляют 57% авиационного сектора), что означает увеличение на 5% по сравнению с 2014г.

В 2016г. объемы инвестирования останутся на уровне 2015г., но сократятся маршруты с 124 до 108, и количество компаний с 23 до 18 [6].

Неотъемлемой частью обеспечения внутренних воздушных перевозок является сохранение и развитие аэродромной инфраструктуры, в том числе позволяющей обеспечить возможность приема новых типов воздушных судов.

Правительством были подписаны ряд целевых программ 2015-2020гг. по строительству и реконструкции аэродромной и аэропортной инфраструктуры. На развитие наземной инфраструктуры в 2015г. было выделено 350 млрд. руб. Стадия строительства идет в 14 субъектах РФ восьми аэропортов – в Самаре, Уфе, Нижнем Новгороде, Волгограде и т.д. А также проводится модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже к Чемпионату мира по футболу 2018г. Успешно себя проявил современный аэропорт в Казани, во время проведения Универсиады[1].

В целях поддержки региональной и всей внутренне авиации Правительством РФ в рамках антикризисных мероприятий установлен льготный НДС на 2015-2017гг. На реализацию внутренних перевозок налог на добавленную стоимость был снижен до 10%. Перевозчики же просят полного обнуления НДС, как это проходит у западных партнеров. По их мнению, это позволило бы им избежать части статьи расходов повышенных в связи с кризисными явлениями. Однако Правительство не осмелилось на столь резкие изменения. Исключение составили перевозки на территорию Крыма [7].

На ближайший год ожидается общий спад авиаперевозок. И в этих условиях стоит расширить Антикризисную программу, это позволит стабилизировать финансовое состояние авиакомпаний.

Подводя итоги, можно сказать, что обстановка на рынке авиаперевозок напрямую зависит от общей экономической обстановки в стране. На какие-то резкие взлеты на 2016 год надеяться не стоит. Но также неверно полагать, что все возможности для отрасли исчерпаны и закрыты. 


Библиографический список
  1. Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств. Отчет правительства 22 апреля 2015г [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/dep_news/
  2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Россавиация) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.favt.ru/
  3. Первое независимое рейтинговое агентство – «FIRA 2015» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fira.ru/
  4. Министерство транспорта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
  5. Комитет Государственной Думы по транспорту [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://komitet2-14.km.duma.gov.ru
  6. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: утв. распоряжением Правительства РФ N 98-р от 27 января 2015 года (дата обращения 18.03.2016) СПС ГАРАНТ
  7. План действия Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного развития социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году: утв. Правительством РФ 01.03.2016 (дата обращения 12.04.2016) СПС ГАРАНТ


Все статьи автора «Урюпина Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: