Как известно, термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими системами и процессами на уровне организации в рыночных системах хозяйствования. Менеджмент направлен прежде всего на решение конкретных социально-экономических, организационно-экономических, социально-психологических и других задач по управлению людьми в организации, возникающих в процессе ее хозяйственной деятельности.
Креативный менеджмент представляет собой инновационное направление управленческой науки. Под креативным менеджментом подразумевается руководство процессом креативного мышления менеджеров, креативным потенциалом персонала и управление компанией в процессе принятия и реализации управленческих заключений. В основании креативного менеджмента лежат характерные (современные) технологии управления творческим мышлением менеджеров и персонала, их адаптирование к действиям принятия уникальных, специфических, некопируемых управленческих решений. Что же представляет собой креативный менеджмент?
Креативный менеджмент базируется на методологии принятия специфических, уникальных и нетрадиционных управленческих решенийкак в целях стратегического формирования, так и преодоления регулярно возникающих чрезвычайных и кризисных ситуаций, если необходимо реализовать отбор и реализацию сознательно новых путей выживания, продвижения в будущем, достижения конкурентоспособности компании на рынке и в окончательном счете обеспечения преуспевания в конкурентоспособной борьбе. Не секрет, что главными творцами успехов и неудач являются люди. От их знаний, умений и навыков, от того, насколько они способны творчески и профессионально сформулировать «свежую» оригинальную бизнес-идею, принять и реализовать нестандартное высокоэффективное управленческое решение, зависит успех или провал дела. Поэтому со стороны работодателей все больший интерес предъявляется к креативным менеджерам – изобретательным, обладающим способностью генерировать и реализовывать нестандартные и оригинальные идеи, быстро и эффективно разрешать проблемные ситуации. В современном мире запрос на креативное управленческое решение задач постоянно возрастает. Но что же такое креативность?
Креативность – это конкретная категория, происходящая от англоязычного слова «creative», то есть творчество. В современной отечественной и зарубежной науке и практике креативность рассматривается как способности человека к нестандартному некопируемому мышлению; способности неожиданно генерировать оригинальные идеи и решения. Креативная личность – это прежде всего личность, обладающая особыми способностями нестандартного, оригинального, нетрадиционного, некопируемого мышления.
Обычно понятие творчества трактуется как создание чего-либо субъективно или объективно нового. Вместе с тем среди ученых сегодня понятия «творчество» и «креативность» имеют различное толкование. Появление термина «креативность» относят к 1960-м гг.
В настоящее время креативность рассматривается различными авторами в качестве способностей личности:
а) находить новые, ранее неосмысленные связи;
б) привносить в практический опыт что-то принципиально новое;
в) оригинальное мышление, выходящее за рамки обычного логического мышления;
г) готовность к решению нестандартных, оригинальных, ранее не встречающихся проблем в целях преобразования действительности.
Креативность становится одним из неотъемлемых атрибутов передового успешного менеджера. Всё чаще можно найти объявления с приглашениями на работу креативных менеджеров. Во многих фирмах увеличивается интерес к повышению уровня креативной подготовки собственных менеджеров. Как правило, все влияние креативного мышления наиболее наглядно выражается при решении сложных, специфических вопросов или в кризисных, чрезвычайных ситуациях. Если бы менеджеры понимали, что почти во всех областях человеческой деятельности они могли бы значительно выиграть от использования своего креативного и творческого потенциала, использования креативного менеджмента, то это, безусловно, существенно бы повысило эффективность их труда и обеспечивало бы их компаниям, учреждениям и фирмам высокую конкурентоспособность и лидирующие позиции.
Уровень креативной подготовки менеджера выражается в активизации его креативного потенциала, его возможности творчески приступать к генерированию мыслей. С помощью креативности раскрываются новейшие, кажущиеся на первый взгляд абсурдными, но в то же время оптимальные взаимосвязи. Креативность выражается в способности индивидуума грамотно и своевременно реагировать на различные нововведения.
Таким образом, непрерывная современная деятельность требует от менеджера формирования способностей преодолевать разные стандарты профессионального мышления и действия, неординарно и нестандартно мыслить и функционировать в ходе принятия управленческих решений. То, что креативность – судьба гениев, это вымысел. Доступным креативное мышление может быть каждому.
Библиографический список
- Варфоломеев А.Г. Креативный менеджмент в практической деятельности организации. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. С. 153-159.
- Синева Н.Л. Принципы креативного менеджмента // Инновационные технологии управления. – Сборник трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции (12 ноября 2014 г.): Нижний Новгород, 2014. С. 33-35.
- Синева Н.Л., Павлова Ю., Томайлы Д. Формирование инновационных и креативных менеджеров// Инновационные технологии управления.- Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина. – 2014.
- Синева Н.Л., Томайлы Д.А. Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение – Иваново – №3/2015
- Синева Н.Л., Яшкова Е.В, Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 5(24)[Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2014. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 5(24)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
- Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации// Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №5 (выпуск 5 (30) сентябрь-октябрь) [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2015. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 5(30)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ., DOI: 10.15862/210EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/210EVN515).
- Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Реализация механизма креативного менеджмента в системе управления персоналом организаций сферы услуг Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.nauka.ru/issues/2015/11/59066