Сегодня таможенные платежи, не только формируют государственный бюджет, но и обеспечивают фискальную и регулятивную функции. Первая функция состоит в создании денежных фондов, а вторая – заключается в том, что государства могут влиять на стимулирование международной торговли, мобилизацию инвестиционных ресурсов, а так же защиту национального рынка, поддержание конкурентоспособности отечественного производства, через налоговые механизмы и таможенно-тарифное регулирование. К таможенным платежам относиться такие обязательные взносы, как: налог, пошлина, сбор.
А.Н. Козырин утверждает, что главная цель сбора таможенных пошлин, и других платежей, заключается в «привлечении финансовых ресурсов для финансового обеспечения государственной деятельности»[1].
Таможенные платежи – это фискальные доходы федерального бюджета, они не могут быть потрачены на негосударственные цели. Данный фактор устанавливает полное подчинение всех таможенных платежей государству, они, так же как и другие обязательные платежи, считаются неотъемлемой экономической основой деятельности и развития государства.
М.Е. Верстова отмечает, что: «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета…»[2]. Из данного утверждения следует, что базовой основой системы обязательных платежей являются таможенные платежи и их использование возможно лишь в силу наличия самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В данный момент таможенные платежи служат главным источником накопления доходов федерального бюджета Российской Федерации. Сумма доходов от внешнеэкономической деятельности, которая администрируется таможенными органами в федеральный бюджет в 2015 году составила 4910,7 млрд. рублей. Таможенники, можно сказать, перевыполнили плановое задание на 30 млрд. рублей.
Главная цель деятельности таможенных органов заключается в содействии международным экономическим отношениям, увеличении товарооборота. Одним из наиболее эффективных вариантов увеличения дохода государственного бюджета от взимания таможенных платежей является более точное установление размера налогооблагаемой базы – таможенной стоимости товаров. Налогооблагаемую базу напрямую можно отнести к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно она воздействует на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности нахождения величины таможенной стоимости товара зависит сумма таможенных платежей, поступаемых в федеральный бюджет, а так же действенность таможенного регулирования.
Закон «О таможенном тарифе» предусматривает четырехступенчатую методику нахождения таможенной стоимости импортируемых товаров:
- стоимость сделки со схожими товарами, с ввозимыми товарами и однородными товарами;
- резервный метод;
- сложения стоимости;
- вычитания стоимости.
Тем не менее, на практике в основном применяется второй и четвертый методы, и именно из-за этого возникают ошибки при нахождении таможенной стоимости. В основном это связано с наличием проблемы единого ценового пространства, а также с проблемами, которые возникают во взаимоотношениях, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами в процессе нахождения таможенной стоимости товара.
На сегодняшний день в нашей стране существуют проблемные ситуации по нахождению таможенной стоимости товара: этот конфликт интересов можно считать совершенно обычным, так как бизнесу необходимо заявить наиболее низкую стоимость и тем самым, заплатить гораздо меньше таможенных платежей в государственный бюджет.
Обычно, перед таможенными органами возникает проблема в принятии таможенной стоимости по стоимости сделки из-за недостаточного ее обоснования, т.е. нехватки представленных документов, неточности заявленных в них сведений. Возникает такая ситуация, во-первых, из-за не информированности участников ВЭД, во-вторых, из-за их желания специально ввести в заблуждение таможенные органы в вопросах фактической стоимости товаров в дальнейшем для своей же выгоды уменьшив сумму, которая в дальнейшем будет подлежать уплате таможенных платежей.
К проблемам формирования таможенной стоимости, создаваемым преднамеренно, необходимо в первую очередь отнести те, которые образуются непосредственно с целью уклониться от уплаты таможенных платежей.
Одной из таких проблем будет являться создание контрагентами, которые могут находиться в разных странах, но при всем этом быть заинтересованными в совершении сделки, двойного пакета документов. Разница таких документов при идентичных в реквизитах в основном заключается лишь в условиях поставок товаров, а так же величине стоимости самого товара. Как показывает практика, иногда участником ВЭД при пересечении таможенной границы заранее предоставляются подготовленные фальшивые документы, в которых указанная стоимость в несколько раз ниже, чем реальная. Все данные, указанные в таких документах должны заверяться таможенными органами при пересечении таможенной границы и они не должны вызывать сомнений в своей подлинности.
Вторая проблема для таможенных органов заключается в трудности с количественным определением товара. Часто документы содержат ложную информацию на этот счет. Действительное количество товаров определяется только таможенным досмотром.
Проблема количества товара возникает так же в том случае, когда по одному и тому же внешнеторговому договору товар ввозится на территорию РФ различными товарными партиями. Возможность проверки поставки по договору купли-продажи не всегда предоставляется таможенным органам. Таможенные органы могут принимать не все документы, имеющиеся у декларанта при условии подтверждения заявленной таможенной стоимости, так как может быть недостаточно содержащихся сведений в данных документах.
Вариантом решения поставленных выше проблем будет являться установление технологии таможенного оформления в пункте транзита товаров, внедрение в таможенные органы новых усовершенствованных информационных технологий и поддерживающих их программные средства, например, комплексных автоматизированных систем оформления товаров и его контроля. Так же необходимо создать систему «сквозного» контроля за товарами, которые перемещаются авиационным, морским и железнодорожным транспортом.
Также вариантом решения проблем при оценке таможенной стоимости может быть обеспечение доступа должностных лиц осуществляющих таможенное оформление и контроль, к информационным ресурсам, без утраты актуальности данной информации. В завершении, создание системы комплексного контроля в условиях облегчения таможенных процедур, обеспечение развития практики института таможенного аудита. Все это даст возможность наглядно улучшить как сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, так и технологию обработки информации о товарах в таможне; производить наблюдение руководством таможенных органов непосредственно процессом таможенного оформления, а также позволит уменьшить личное общение участника ВЭД и таможенного инспектора в условиях полного исключения субъективного фактора при принятии решений должностными лицами таможенных органов и позволит объединить этапы таможенного оформления, что в дальнейшем сократит время таможенного контроля.
Наиболее сложным вопросом по данной теме также можно считать нахождение таможенной стоимости при предоставлении покупателю определенных скидок за импортируемый товар. Вызывает сложность возможный уровень принятия скидок, которые предоставляются при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Решением данной проблемы будет являться создание законодательно установленного возможного перечня, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для использования при определении таможенной стоимости.
Подводя итоги, необходимо отметить, что следует находить компромиссные ситуации в создании взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органам. А так же в дальнейшем развитие способов нахождения таможенной стоимости товаров должно направляться на усовершенствование систем документального подробного контроля, что само по себе предоставит возможности расширения реализации базовых принципов при исчислении базы налогообложения ввозимых товаров.
Библиографический список
- Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. д.ю.н. М., 1994. С. 24.
- Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». 2007. № 2.
Количество просмотров публикации: Please wait