Агротехнопарк ФГУП «Учебно-опытное хозяйство ТГСХА» является базовым предприятием для прохождения производственных и преддипломных практик для студентов Государственного аграрного университета Северного Зауралья.
ФГУП Учхоз ТГСХА организовано в 1959 году, на базе Учхоза бывшего сельскохозяйственного техникума и двух колхозов «Родина» и «Победа», на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР за № 481 от 12 сентября 1959 года, как производственная база для обучения студентов.
В отраслях животноводство и механизация ФГУП Учхоз является участком, где все начальные идеи, разработки и технологии апробируются на опытном поле (опытный стационар), затем в производственных условиях на базе сельскохозяйственных предприятий.
Координацию работы по проведению практик осуществляет учебно-методический центр. Непосредственную организацию проведения практик реализуют кафедры и дирекции институтов. Для их проведения на ФГУП Учхоз задействованы ресурсы технического центра университета (автобусы, тракторы, сельскохозяйственные машины).
В Учебно-опытном хозяйстве в направлении животноводство ведётся научно-исследовательская работа и прикладная деятельность студентов и аспирантов по следующим направлениям:
- Иммуногенетическая экспертиза крупного рогатого скота.
- Совершенствование стада методом геномной и индексной селекции.
- Разработка модульных мини-ферм.
- Разработка селекционных программ по совершенствованию продуктивных показателей разных видов животных.
- Селекционный контроль качества молока.
- Анализ и оценка кормовой базы молочного животноводства.
- Повышение сроков хозяйственного использования коров молочного направления продуктивности.
- Финансово-экономическая оценка хозяйственной деятельности и экономическое обоснование инвестирования инновационных проектов [1].
Результатом данных исследований является повышение продуктивности животных, оздоровление стада путём выведения животных с генетическими аномалиями, увеличение срока хозяйственного использования животных, повышения качества сельскохозяйственной продукции, оптимизация хозяйственной деятельности предприятий АПК.
В свою очередь, данная практическая подготовка, организованная университетом на базе агротехнопарка, способствует формированию профессиональных компетенций будущих специалистов, востребованных на рынке труда.
В соответствии с образовательными программами, реализуемыми в университете, в рамках существующей научной школы «Интеграция и межотраслевые связи в АПК», было проведено исследование одного из приоритетных направлений деятельности ФГУП Учхоз – отрасли молочного животноводства.
В настоящее время, произведенное на предприятии молоко, реализуется посредством контракта поставки молока. Предметом договора является закуп цельного молока, производимого в условиях личных подсобных хозяйств. Молоко принимается в соответствии с базисным содержанием в нем жира. Кроме того, качество молока-сырья должно отвечать действующим стандартам, ветеринарным и санитарным требованиям.
Каждый контракт влечёт за собой, во-первых, разделение стоимости (или выгод от торговли), определяемой ценой, количеством и качеством объекта сделки; во-вторых, распределение рисков, сопутствующих практически каждой сделке вследствие многих неопределённостей (неопределённости объёма производства молока, его качества, цены и др.); в-третьих, разделение прав на принятие решений по поводу выбора видов деятельности, технологий, времени выполнения операций, приобретения ресурсов и услуг, реализации продукции и др. При этом распределение стоимости, рисков и прав на принятие решений взаимозависимы. Они влияют друг на друга, а в совокупности предопределяют структуру стимулов для всех участников рынка молока и молочных продуктов, в чём и заключается ценность контрактных отношений [2].
Контракты можно рассматривать как особое устройство (механизм) для ограничения различного рода рисков (погода, удой, цены) и сокращения трансакционных издержек при поставке молока сырья и реализации молочной продукции со специфическими характеристиками и атрибутами, диктуемыми потребителями [3]. Использование контрактов в качестве координирующих механизмов ускоряет адаптацию новых технологий и потоки информации, увеличивает доступ к кредитам и другим ресурсам, улучшает продуктивность и качество. Несмотря на то, что даже в развитых странах около половины произведенной молочной продукции реализуется на обычном рынке, контракты становятся важным механизмом осуществления сделок между производителями молока-сырья и переработчиками, в какой бы организационной форме они не функционировали.
ФГУП Учхоз ТГСХА, используя систему контрактных отношений при реализации произведенной продукции, согласно договору контрактации №17 от 20 ноября 2015 года обязуется поставлять в течение срока действия настоящего договора заготовителю молока, в соответствии с требованиями ГОСТа Р52054-2003г. «Молоко натуральное коровье сырое», Федерального закона Ф №88-ФЗ от 12.06.08 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Молоко отпускают заготовителю с приемных пунктов по заранее согласованному Графику поставки молока в двух основных направлениях:
- ОАО «Золотые луга» и МКК «Ситниковский» – 65,7%;
- ООО «Тюменьмолоко» – 34,2%.
Это говорит о том, что на ФГУП Учхоз сложилась традиционная схема реализации молока (таблица 1).
В условиях рыночной экономики одним из критериев эффективности и финансовой самостоятельности организаций является определенный размер текущей и долговременной прибыльности, а она в свою очередь, при соответствующем уровне цен на продукцию сельского хозяйства, неразрывно связана и определяется стоимостью потребленных в процессе производства ресурсов, определяющих уровень издержек производства.
Таблица 1-График поставки молока предприятия ФГУП Учхоз ТГСХА
Месяц поставки | Объем поставки в
ООО «Тюменьмолоко», т |
Объем поставки в МКК «Ситниковский», т
|
Октябрь | 225 | 250 |
Ноябрь | 120 | 250 |
Декабрь | 120 | 255 |
Январь | 130 | 260 |
Февраль | 125 | 230 |
Март | 135 | 280 |
Апрель | 135 | 270 |
Май | 140 | 277 |
Июнь | 130 | 250 |
Июль | 125 | 255 |
Август | 125 | 270 |
Сентябрь | 115 | 255 |
ИТОГО: | 1625 | 3122 |
При этом большое значение имеет цена реализации, которая влияет на конечный результат. Цена без учета НДС в рублях на ООО «Тюмень молоко» за 1 кг выше, чем в ОАО «Золотые луга» и МКК «Ситниковский», поэтому, на наш взгляд, будет целесообразно поменять структуру реализации и часть произведенного молока поставлять на ООО «Тюмень молоко». Производственные мощности данного предприятия, по данным Департамента АПК Тюменской области, загружены лишь на 65%. Поэтому 50% произведенного молока будем реализовывать по первому варианту, а 50% по второму варианту.
Таблица 2 – Повышение экономической эффективности за счет изменения структуры реализации молока на предприятии ФГУП Учхоз ТГСХА
Показатели | Факт | Проект | ||
МКК «Ситниковский» | ООО «Тюмень-молоко» | МКК «Ситниковский» | ООО «Тюмень-молоко» | |
Объем реализации, % | 65,7 | 34,2 | 50 | 50 |
Объем реализации, кг | 312200 | 162500 | 237350 | 237350 |
Средняя цена за 1 кг, руб. | 17,50 | 18,50 | 17,50 | 18,50 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 5463,5 | 3006,2 | 4153,6 | 4390,9 |
Себестоимость 1 кг молока, руб. | 16,58 | 16,58 | 16,58 | 16,58 |
Полная себестоимость, тыс.руб. | 3927,5 | 2044,3 | 2985,9 | 2985,9 |
Прибыль, тыс. руб. | 1536 | 961,9 | 1167,7 | 1405,9 |
Рентабельность, % | 39,1 | 47,1 | 39,1 | 47,2 |
Экономический эффект, тыс. руб. | - | - | - | 444,0 |
Таким образом, по данным таблицы видно, что за счет изменения структуры реализации предприятие может получить на 238,2 тыс. руб. большую сумму прибыли. Экономический эффект от сдачи 50% молока в ООО «Тюменьмолоко» составит 444,0 тыс. рублей.
В результате проведенного исследования на ФГУП Учхоз были определены наиболее значимые отраслевые научные результаты:
- с переходом на рыночные отношения произошли изменения в системе реализации молока, тем не менее, одним из основных каналов остаются заготовительные организации, продажа государству, на общественное питание, а спрос по другим каналам нестабильный. При этом в летний период объемы производства молока наблюдаются максимальные, поэтому необходима быстрая реализация и переработка;
- основные каналы реализации сельскохозяйственной продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают, как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, технологических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей;
- каналы реализации делятся на прямые и косвенные. Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров непосредственно от производителя до потребителя, минуя независимых посредников. Косвенные каналы реализации связаны с использованием независимых посредников, которые приобретают продукцию у товаропроизводителей и поставляют ее потребителям;
- основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия;
- выбор путей реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые являются трансакционным издержками в сфере сбыта.
Обеспечение специалистами университета научного сопровождения хозяйственной деятельности предприятия содействует укреплению экономических отношений между отраслями сельскохозяйственного производства, в частности, молочного животноводства, и сферой переработки сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса.
Развитие материально-технической базы аграрного университета, которую составляют учебно-лабораторные площади и земли сельскохозяйственного назначения, повысит научно-исследовательский потенциал и практическую значимость работы студентов и аспирантов по направлениям подготовки и отраслям науки. Формирование оптимальных условий подготовки профессиональных кадров для АПК должно обеспечивать привлечение и закрепление в сельском хозяйстве молодых квалифицированных специалистов высшего и среднего звена.
Библиографический список
- Бахарев А.А. Научно-инновационный потенциал ФГБОУ ВПО ГАУ Северного Зауралья и АПК Тюменской области, – Тюмень, 2015.
- Медведева Л.Б. Формирование и развитие рынка молока и молочной продукции Тюменской области.-Тюмень:ГАУСЗ, 2013.-214с.
- Подгорбунских П.Е., Головина С.Г. Теория и практика развития аграрных хозяйств: от классики до институционализма. – Курган: Зауралье,- 2005.- 440 с.
Количество просмотров публикации: Please wait