Калужская область-это современный, перспективный и комфортный регион для ведения бизнеса. На сегодняшний день малый бизнес присутствует практически во всех отраслях области, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения.
Важно отметить, что в период с 2007- 2009 гг. власти региона были сосредоточены, в основном, на создании благоприятных условий для развития крупного бизнеса и привлечении крупных инвесторов, а на развитие малого бизнеса времени уделялось мало, кроме того, ограниченные кадровые ресурсы и инфраструктура области не всегда были доступны для малого предпринимательства.[1] По состоянию на 2012 год ситуация малого бизнеса Калужской области изменилась, по итогам исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2012», проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Калужская область заняла 10 место среди регионов РФ, наиболее благоприятных для развития малого и среднего бизнеса.
Целью данной статьи является анализ современного состояния развития малого бизнеса Калужской области.
Современная ситуация в экономике для сегмента малого и среднего бизнеса (МСП) далеко не самая комфортная. Одним из главных барьеров, препятствующих развитию субъектов МСП, выступает сложно доступность финансовых ресурсов, которая связана с трудностью получения внешнего финансирования субъектов МСП и высокой стоимостью банковских кредитов.
На основании данных статистического исследования МСП-Банка, доля 30 крупнейших банков России в общем рыночном кредитном портфеле задолженности МСП в январе 2016 года выросла на 1 процентный пункт и составила 52,5%(см. рисунок 1)
Объем кредитов, выданных МСП в январе 2016 года, сократился по сравнению с январем 2015 г. на 4,5% . Таким образом, объем выдач оказался на уровне 2011 года – тогда субъектам МСП было выдано 288 млрд. рублей.
Исследования Аналитического центра МСП-Банка показывают, что уровень средневзвешенных процентных ставок по кредитам МСП остается достаточно высоким. По данным Банка России в январе они оказались на уровне 16,2% по кредитам на срок свыше 1 года и 16,6% – на срок до 1 года. Предположим, что такую динамику снижения ставок по кредитам сроком до одного года можно объяснить стремлением банков стимулировать спрос МСП на краткосрочные кредиты.
Рисунок 1. Динамика доли задолженности МСП перед
30 крупнейшими банками в общем объеме задолженности
Таблица 1- Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Калужской области, ед.
Наименование | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Всего: | 1885 | 1887 | 1841 | 1803 |
Из них по видам экономической деятельности: | ||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 131 | 123 | 104 | 85 |
Добыча полезных ископаемых | 14 | 10 | 11 | 13 |
Обрабатывающие производства | 421 | 410 | 393 | 397 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 20 | 18 | 16 | 18 |
Строительство | 303 | 296 | 272 | 265 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств; мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 395 | 407 | 425 | 420 |
Гостиницы и рестораны | 78 | 83 | 82 | 76 |
Транспорт и связь | 92 | 89 | 92 | 87 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 371 | 384 | 372 | 367 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 20 | 20 | 21 | 23 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 33 | 39 | 44 | 43 |
По данным таблицы 1 можно отметить положительную тенденцию развития малого предпринимательства до 2013 года. Однако, вследствие кризисных явлений в экономике России, в 2014 году количество малых предприятий в Калужской области сократилось. На 1 января 2016г. в области насчитывалось 1803 малых предприятий с численностью постоянно работающих 52,5 тысячи человек.
Проанализировав состояние МСП Калужской области, можно выделить внутренние и внешние факторы, определяющие проблемы его развития. К внутренним факторам можно отнести ограниченные финансовые возможности МСП, слабую ресурсную базу, к внешним факторам- жесткую налоговую систему, большое количество контролируемых органов, состояние финансовой системы страны и другие.
В результате МСП приходится работать в условиях постоянной нестабильности «внешней угрозы», что приводит к дополнительному затормаживанию развития малого бизнеса в Калужской области, т.е. в данной ситуации предприниматели опасаются вкладывать денежные средства в развитие бизнеса в условиях отсутствия стабильности внешних условий.
Таким образом, несмотря на то, что МСП в значительной степени определяет направление экономического и социального развития общества, он одновременно является и наиболее уязвимым сектором, требующим для своего эффективного развития цельной и прогнозируемой стратегии государственной и региональной экономической политики.[2]
Для формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной активности малых предприятий в регионе разработана программа развития МСП до 2020 г., целью, которой является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы потребует более 1,1 млрд. рублей. [3]
Основными направлениями программы развития МСП являются:[3]
1) Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения с 45 единиц в 2012 года до 47 единиц в 2020 году;
2) Количество новых рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства в 2016- 202- годах – 0,91 тысячи ежегодно;
3) Повышение доли инновационных товаров, с 4,54 % в 2012 до 12,5 в 2020 году;
4) Увеличение совокупной выручки организаций-участников кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и информационно- телекоммуникационных технологий от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынке до 44,5 млрд. рублей ( за период 2013- 2020 годов).[3]
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что достижение основных показателей программы развития возможно, при условии внедрения новых мер стимулирования предпринимательства направленных на поддержку МСП, а именно:
1) Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства. Например, в Китае вновь созданные субъекты МСП освобождаются от уплаты налогов в первые два года.
2) Снижение уровня административных барьеров;
3) Совершенствование информационной поддержки. Например, в Китае создана государственная некоммерческая информационная служба, в которой аккумулируется информация: о законодательстве, действующих программах поддержки МСП, поставках и потребностях местных рынков, возможностях финансирования и так далее.
Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. В Китае существует Государственный фонд развития МСП. Средства данного фонда используются для финансирования субъектом малого бизнеса, стратегических направлений (создание системы кредитных гарантий для предприятий; инновационные технологии; поощрение кооперации с более крупными субъектами предпринимательства и др.).
Библиографический список
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Калужской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kalugastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises; (дата обращения 20.04.2016)
- Журнал «Инновации в регион. Малый и средний бизнес» Выпуск № 5, Калужская область. 3000 экз. 2012г. – С. 52;
- Постановление об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» от 31 декабря 2013 года №755 (ред. от 28.04.2015) Официальный интернет- портал правовой информации URL: http://www.pmp.admoblkaluga.ru (дата обращения 20.04.16)
Количество просмотров публикации: Please wait