Предпринимательский сектор составляет важную часть экономики каждого государства. Динамика ВВП, занятость населения, наполнение рынка и многие другие показатели зависят от функционирования предпринимательства в стране. Именно поэтому для России существенно развитие данного сектора в условиях санкционного режима.
На первых порах введения антироссийских санкций эксперты опубликовали прогноз дальнейшего развития страны на 2014-2017 годы, согласно которому, экономика России будет продолжать ослабевать во всех сферах, а выйти на прежний уровень удастся только к концу 2017 года. Однако, как показывает статистика 2015 года, существование санкций со стороны Запада не оказывает пагубного влияния на предпринимательский сектор. По мнению секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова: «чем дольше санкции продлятся, тем это лучше для предпринимателей, особенно для тех, кто работает, производит в области импортозамещения». Действительно, процесс импортозамещения открывает перед предпринимателями возможность в большем количестве реализовать свои товары на российском рынке.
Данная ситуация позволила за последний год очистить рынок от убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий в РФ в первом полугодии 2015 года снизилась до 31,2%; финансовый результат составил более 5,3 триллионов рублей, учитывая, что в 2014 году данный показатель составлял 3,7 триллионов рублей. Такое сокращение произошло, потому что российские организации, ранее вытесненные иностранными предпринимателями, стали адаптироваться к сложившимся в стране условиям и в полной мере осуществлять свою деятельность на внутреннем рынке.
Вместе с тем, происходит сокращения числа предприятий с преобладающим иностранным капиталом. Если в 2013 году таких предприятий в России было около 27 000, то после введения санкций против нашей страны количество организаций сократилось почти на 25%, составив 20 000 предприятий. Например, сельское хозяйство потеряло 42,8% предприятий, обрабатывающее производство – 25,4% (таб.1).
Таблица 1 – Динамика количества предприятий с преобладающим иностранным капиталом в 2013-2014 гг.[5]
Вышепредставленные данные свидетельствуют о том, что предпринимательский сектор в ряде сегментов в результате введения антироссийских санкций перестает зависеть от иностранных вкладчиков, что, безусловно, положительно сказывается на поддержке национальной безопасности нашей страны и увеличении конкурентоспособности российских предпринимателей. Особый спад роли иностранного капитала пришелся на 2014 год. В результате санкционного режима произошло выбытие предприятий в значительных масштабах: сельское хозяйство – 42,8%, рыболовство – 32%, обрабатывающее производство – 25,4%, строительство – 52%, образование – 30,2%. Однако в 2015 году часть секторов смогли увеличить показатели роста количества предприятий и даже выйти на уровень выше 2013 г.
Наряду с уменьшением предприятий с иностранным капиталом происходит становление новых организаций, так за лето 2015 было открыто 28 новых предприятий, из них 4 основаны при участии иностранных компаний Германии, Китая, Франции, Италии[3].
Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкивается российский бизнес в условиях санкций.
- Рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие изделия, иностранного производства;
- Снижение доступности кредитования;
- Уменьшение инвестиционных вложений;
- Невозможность оснащения предприятий оборудованием, в связи с отсутствием альтернатив иностранным производителям;
- Необходимость поиска новых контрагентов и формирования логистических потоков[2].
Каким же образом предприятиям удается успешно функционировать в санкционных условиях? Первостепенными решениями для многих организаций становится оптимизация затрат без снижения выпуска производимой продукции, расширение производственных фондов, переориентация деятельности предприятия[1]. Крайние меры стабилизации деятельности предприниматели видят в сокращении списочной численности работников, изменении кадровой политики, снижения социальной поддержки работников.
Что касается малых предприятий, занимающихся поставкой продуктов питания, а также самих их клиентов, в лице небольших магазинов, то они не испытывают особо негативных последствий санкционного режима, так как специализируются в большей степени на реализации продуктов местных поставщиков (таб.2). В условиях санкционного режима предприятия малого сектора, наоборот, только нарастили свой оборот и продолжают увеличивать показатели функционирования. В данном контексте ущерб могут понести лишь те компании, которые в своем сегменте имеют эксклюзивные, деликатесные товары. Но что следует отметить, так это то, что на российском рынке доля таких предприятий незначительна, в силу этого справедливо отметить, что основной удар от санкций и ответного продовольственного эмбарго могут понести только крупные предприятия. Именно для компаний с крупным оборотом актуальна на данном этапе политика импортозамещения.
Таблица 2 – Динамика оборота малых предприятий за 2012-2014 годы, млрд.руб.[6]
За первые три квартала 2015 года показатели оборота малых предприятий также достаточно успешны (табл.3).
Таблица 3 – Динамика оборота малых предприятий за январь-сентябрь 2015 г., млрд.руб.[7]
Направленность экономики на замещение западной продукции отечественной трудновыполнимая задача. В первую очередь, потому что российские предприниматели не обладают достаточно большим потенциалом, для удовлетворения всех потребностей потребителей в полном объеме. Еще одна проблема, заставить потребителя переориентировать свои вкусы со знакомых ему западных брендов на неизвестные отечественные фирмы. В силу этих факторов предпринимателям необходимо совершенствовать в срочном порядке производство таким образом, чтобы предложить альтернативную продукцию высокого качества, по приемлемой цене. Если же российские предприниматели не смогут занять нишу своими товарами, существует опасение, что произойдет замена западного импорта, например, на восточный или же латиноамериканский.
Стоит отметить, что политика импортозамещения не является сейчас для России вынужденной мерой. Отказ или же ослабление влияния иностранных товаров в различных отраслях предпринимательства рассматривались как правительством, так и самими предпринимателями задолго до введения санкционного режима. Сегодня возникает вопрос, как стратегии импортозамещения отдельных предприятий объединить в единую политику, не потеряв при этом сотрудничество с выгодными для них зарубежными корпорациями.
Западные санкции, существующие как ядро подрыва стабильности российской экономики, заставляют правительство искать новые пути развития предпринимательского сектора, наряду со снижением зависимости нашего рынка от импортных товаров.
В сложившихся условиях возникает необходимость в совершенствовании государственной политики в области функционирования предпринимательского сектора.
Государственная поддержка в большей степени проявляется в осуществлении субсидирования инновационных проектов, модернизации производства, осуществлении кредитования организаций на выгодных для них условиях, снижении налоговых ставок. Согласно закону «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения» до 1 января 2018 года на территории России действует 0% налоговая ставка для впервые зарегистрированных предпринимателей и 5% для предприятий в социальной, научной и производственной сферах[4].
Еще одним наиважнейшим фактором, позволяющим адаптироваться предпринимателям в условиях санкций, является их заинтересованность в продвижении научных разработок, инноваций управленческого и технологического характера.
При анализе статистики изменения оборота предприятий до введения санкций и после видно, что наблюдается явная тенденция увеличения данного показателя. В общем итоге процентное соотношение показывает, что оборот за последние годы был увеличен почти в 1,5 раза. Если до введения санкций данные не сильно варьировались, то за 2015 год заметно резкое увеличение оборота практически во всех отраслях экономики (таб.4).
Таблица – 4 Динамика оборота организаций по видам экономической деятельности, млрд.руб.
Таким образом, говоря о влиянии антироссийских санкций на предпринимательский сектор, можно выделять как позитивные, так и негативные аспекты. Однако в силу прослеживающегося роста основных показателей, воспринимать санкционный режим как источник ослабления российской экономики не стоит, санкции для России в большей степени являются импульсивным звеном для дальнейшего повышения уровня социально-экономического и технологического развития, стимулирования и диверсификации экономики.
Библиографический список
- Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2007.
- Седых Н.В., Аванесян А.В. Причины падения курса рубля в 2014 году. Поиск решения проблемы девальвации национальной валюты // Факторы повышения эффективности российской экономики материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 64-68.
- SIVILINK/ Инфографика. Статистика. Карты/ В России открыто 28 предприятий в июле 2015года – URL.: http://sivilink.ru/novye-predpriyatiya-rossii-otkrytye-v-iyule-2015/
- Федеральная налоговая служба/Действующие в РФ налоги и сборы/Упрощенная система налогообложения – URL.: https://www.nalog.ru/ /taxation/taxes/usn/
- Федеральная служба государственной статистики/ Предпринимательство/ Оперативная информация/ Деятельность организаций с участием иностранного капитала. – URL.: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise
- Федеральная служба государственной статистики/Институциональные преобразования в экономике – URL.: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr.htm
- Федеральная служба государственной статистики/Институциональные преобразования в экономике – URL.: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr.htm