РОССИЙСКАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СВЕТЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Пархомов Александр Александрович
Донской государственный аграрный университет

Аннотация
Рассматриваются действия России в отношении продукции агропродовольственного комплекса на внешнем и внутреннем рынке в годы глобального экономического кризиса. Автор анализирует тарифные и нетарифные меры экономической политики по укреплению конкурентоспособности отечественных товаров.

Ключевые слова: импортозамещение, либерализация, Протекционизм, санкции, тариф, экономический кризис


RUSSIAN AGRICULTURAL POLICY IN THE LIGHT OF THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS AND THE IMPORT SUBSTITUTION

Pakhomov Alexander Aleksandrovich
Don State Agrarian University

Abstract
The article deals with Russia's actions in relation to the production agricultural complex in the foreign and domestic market during the global economic crisis. The author analyzes the tariff and non-tariff measures of economic policy to strengthen the competitiveness of domestic goods.

Keywords: import substitution, liberalization of the economic crisis, protectionism, sanctions, tariff


Библиографическая ссылка на статью:
Пархомов А.А. Российская аграрная политика в свете мирового экономического кризиса и импортозамещения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11293 (дата обращения: 13.03.2024).

В условиях экономического кризиса в 2008-2016 гг. многим развитым и развивающимся государствам приходилось принимать защитные меры по отношению к национальным производителям и рынкам. По данным Центра исследования экономической политики (Лондон) в первый кризисный год (2009 г.), правительствами разных стран было принято около 300 защитных мер, большая часть которых коснулась агропродовольственного рынка [1].

Россия  так же стала проводить аграрную политику, с целью усиления конкурентоспособности товаров отечественных производителей на внешнем рынке. Немаловажное значение уделялось тарифно-таможенной политике. Правительством РФ был  пересмотрен уровень таможенных пошлин, и в связи с этим правительство в 2009 г.  приняло более 50 постановлений [2], а также другие нормативные акты. Из пересмотренных товарных позиций пошлины были повышены на несколько  сотен товарных позиций.

В отечественной экономике самые суровые защитные меры применили к следующим отраслям: автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, черная металлургия и станкостроение. Наше государство возглавило пятерку стран проявлявших наибольшую активность по введению жестких мер по защите национального производителя на внутреннем рынке. По результатам исследований Международной торговой палаты Россия признана одним из наиболее жестких протекционистов за период 2008-2010 годов [3].

В случае сельского хозяйства глобальный финансовый кризис поставил многие развивающиеся страны перед выбором между верностью идеалам либерализации международной торговли и аграрным протекционизмом [4]

Аграрный протекционизм является одним из важнейших направлений аграрной политики, которое способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем рынке. Одной из важнейших задач аграрного протекционизма является повышение качества национального продукта и доступности на внутреннем рынке путем тарифного и нетарифного регулирования [5].

Другой немаловажной целью является ограничение импорта и понижение конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке. Недостаточное внимание правительства по поддержке отечественного производителя, может привести к исчезновению отечественных товаров не только с внешнего, но и с внутреннего рынка. Это может привести к утрате страной продовольственной независимости и безопасности.

Как отмечают исследователи, национальная аграрная политика привела к повышению конкурентоспособности продукции основных видов растениеводства [6]. К 2012 году согласно государственной программе планировалось увеличить долю отечественной продукции на внутреннем рынке до 70%, но этот показатель не был достигнут. Введение мер по защите продовольственного рынка ведет к формированию аграрного протекционизма в единый слаженный механизм, который обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественного продукта на мировом рынке.

Представляется, что до глобального экономического кризиса Россия не уделяла должного значения политике аграрного протекционизма, что послужило следствием неэффективного наполнения рынков отечественными товарами. Горький опыт 2010 года, свидетельствует о том, что погодные условия могут внести кардинальные изменения в планы сельхозпроизводителей. События торговых войн (санкций и контрсанкций) в 2014-2016 гг. также позволили российскому правительству переоценить значение аграрного сектора в национальной экономической системе [7].

В агропродовольственной сфере РФ с трудом получила право на экспорт своей продукции. Увеличение экспорта продукции растениеводства, позволит значительно увеличивать национальный доход, но при этом может помешать дальнейшему развитию животноводства.

Развитие конкурентоспособности растениеводческого сектора агропромышленной сферы и его экспортная ориентация способствовало уменьшению эффективности в развитии других секторов, что привело к потере части внутреннего рынка отечественными производителями на и утрате продовольственной независимости в области животноводства.

Товары животноводства такие как, мясо птицы, говядина, свинина находятся на внутреннем рынке в изобилии, в то время как на внешнем не пользуются спросом, так как зарубежные превосходят их в качестве. Россия не имеет продовольственной независимости, что свидетельствует о неэффективности проведения аграрной политики и развития агробизнеса.

Часть правительственных методов регулирования нацелена на минимизацию ввоза зарубежных товаров на внутренний рынок. В то время как другая группа направлена на повышение конкурентоспособности экспортной продукции. Для защиты рынков правительство применяет различные тарифные и нетарифные методы.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов посвящены вопросам государственного регулирования отраслей АПК в условиях ВТО [8]. Задачами применения таможенно-тарифных мер являются: ограничение ввоза импортной продукции на территорию государства и пополнение бюджета. Объектом регулирования тарифных методов является импорт. В отличие от тарифных мер, нетарифные меры применяются по отношению, как к импорту, так и к экспорту.

Главными целями правительства при введении нетарифных механизмов являются: 1) ограничение экспорта или импорта определенного вида продукции, с целях защиты отечественного рынка; 2) разрешение или запрет ввоза продукции, которая может оказать неблагоприятное воздействие на некоторые сферы жизни; 3) введение антидемпинговых мер; 4) выполнение международных соглашений.

Средний уровень тарифных ставок составляет 11%, в то время как значение импортного таможенного тарифа в развитых странах равняется 3-5%. После вступления Россией в ВТО, 11% ставка положит начало урегулированию таможенного тарифа.

В современных условиях невозможно рассчитывать на успешный рост и развитие экономики без членства данного государств в ВТО. Несмотря на ослабление таможенных тарифов, вмешательство государства в экономику наоборот усилилось по отношению к использованию нетарифных механизмов. Влияние нетарифных механизмов нельзя оценить количественно относительно мирового рынка, так как они не носят явно выраженного характера.

В развитых странах эффективно проявляет себя система нетарифного регулирования, которая предусматривает более 50 инструментов, таких как: специальные, антидемпинговые и налоговые пошлины; субсидии и компенсационные меры; ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры; сложную систему валютного контроля; государственные закупки и другие [9].

Расчеты индекса экспортной специализации  среди  стран-экспортеров продукции растениеводства выявили, что для России основным товаром является пшеница. Наиболее конкурентоспособными в производстве и экспорте пшеницы являются: Аргентина, Казахстан, Канада, Румыния, Франция, США [6].

Теория Хекшера-Олина гласит о том, что экспорт продукции напрямую зависит от эффективности использования производственных ресурсов – земли, капитала и труда. Немаловажную роль в производстве экспорте зерновых, является обеспеченность пашней и капиталом. Между двумя этими показателями существует тесная прямолинейная связь.

Оценка конкурентоспособности российского зерна с зарубежными производителями выявила следующее заключение: имеется в наличии огромный потенциал производственных ресурсов, но относительно слабый объем экспорта не повышает конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке. Конечно, успешные показатели экспорта зерновых в 2008-2014 гг. несколько изменили положение  России на мировом рынке, но нужно в дальнейшем еще и укрепить свое положение.

Низкая конкурентоспособность других подкомлексов агробизнеса, приводит к вытеснению отечественной сельскохозяйственной продукции импортной, что приводит к уменьшению доли товарных ресурсов отечественного производства на внутреннем рынке.

Одним из направлений современного протекционизма является повышение значимости нетарифных мер и избирательный характер защитных мероприятий. Адаптация  отечественных производителей к изменениям происходящих в мировой торговли также является важной задачей экономической политики в условиях кризиса. Сбалансированное государственное вмешательство позволит национальной экономике быстрее и эффективнее развиваться на фоне других стран.

Протекционизм может дать толчок развитию национальной экономики, как в то же время может привести к монополизации рынка и застойным периодам в экономике. Может произойти повышение цен на продукцию отечественных производителей, подкрепленную достаточно высокими пошлинами; снизится технический прогресс в отраслях, не привлекающих к иностранной конкуренции. Ответные меры стран-экспортеров могут нанести вред национальной экономике, в рамках примененных защитных инструментов.

Россия должна и дальше поддерживать отечественный АПК. Глобальный кризис и политика санкций подвергли тестированию эффективность участия России к ВТО [10]. Для преодоления кризиса, приоритетом для правительства должно стать развитие собственного производства и внутреннего рынка. Так же немаловажным для экономики является поддержание малоразвитых отраслей, восстановление полностью разрушенных и внедрение в производство новых передовых технологий. При этом государство должно обеспечивать защиту своей продукции в сфере мировой торговли.

В настоящее время поддержка АПК в России осуществляется посредством государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, утвержденной правительством. Для эффективного развития сельскохозяйственных отраслей, государству необходимо создать устойчивую базу для финансирования слаборазвитых и разрушенных секторов экономики.

В современных условиях ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности агробизнеса играют инновации. Для поставок высококачественной продукции на рынки, необходимо обеспечить государственные предприятия новыми технологиями. Инновации позволят более эффективно использовать ресурсный потенциал, таким образом, создав благоприятную среду для развития АПК.

Сельское хозяйство является не очень привлекательной сферой инвестирования, так как не работает в полном объеме механизм  государственной поддержки малых хозяйственных форм. Для стабильного экономического развития агрокомплекса необходимо вытеснять импортную продукцию с отечественного рынка – это существенно позволит увеличивать объемы производства.

Несмотря на ограничения у условиях ВТО, правительство РФ и региональные администрации применяют ряд мер и целевых программ по субсидированию предприятий из бюджетов федерального и регионального уровня [11, 12, 13]. К таким мероприятиям относят вклад в селекционную и племенную работу; выплаты по компенсации затраченных средств на приобретение расходных материалов для материально-технической базы, а так же страхование посевов; помощь по уплате долгов или снижения процента товаропроизводителям АПК в коммерческих банках.

Помимо субсидирования предприятий, государство производит капитальные вложения на развитие инфраструктуры рынка и социальное развитие сельскохозяйственных угодий. Все эти меры образуют эффективную систему, направленную на развитие отечественного производства и достижения целей и решение задач поставленных правительством.

Для динамичного развития сельского хозяйства необходимо эффективно управлять поставками на рынки сырья и продовольствия. Повысить интерес у отечественных инвесторов к неразвитым отраслям сельского хозяйства, тем самым обеспечить рабочие места и улучшить качество жизни в селе. Правительство должно придать большее значение АПК, его развитию и поддержке отечественных производителей для достижения продовольственной независимости.


Библиографический список
  1. Торговая стратегия БРИКС. Время для переосмысления: 17-й GTA отчет / Под редакцией Саймона Й. Эвенетта. – Лондон: Центр исследования экономической политики, 2015. – 102 с.
  2. Таранов П.М. Российская экономика в контексте тенденций международной торгово-экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 94-98.
  3. Таранов П.М., Панасюк А.С. Теоретико-методологические основы защиты продовольственного рынка. Монография. – Воронеж, 2011.
  4. Trade liberalization and state support of agriculture: effects for developing countries/Erokhin V., Ivolga A., Heijman W.//Agricultural Economics. 2014. Т. 60. № 11. С. 524-537
  5. Таранов П.М., Панасюк А.С. Трансформация аграрного протекционизма России и зарубежных стран в условиях глобального экономического кризиса // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 3. С. 6-11.
  6. Таранов П.М., Панасюк А.С. Конкурентоспособность агропродовольственной системы России в свете евразийской экономической интеграции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 40. С. 56-60.
  7. Government control of regional agricultural economic systems under institutional transformations/Gerasimov A.N., Gromov Ye.I., Nesterenko A.V., Bezdolnaya T.Y., Klishina J.E.//Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5. С. 200-208
  8. Таранов П.М., Гадаева В.Ю. Применение проблемно-ориентированной методики анализа отраслей АПК при формировании государственных отраслевых программ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 120-124.
  9. Гладилин А.В. Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО: методология, стратегия, последствия/Гладилин А.В., Герасимов А.Н., Быковская И.В.//Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 4. С. 76-85.
  10. Таранов П.М., Панасюк А.С. Риски и угрозы продовольственной безопасности России в условиях ВТО // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 4 (43). С. 27-30.
  11. Банникова Н.В., Костюченко Т.Н., Тельнова Н.Н. Концептуальные аспекты совершенствования организационно-экономического механизма управления развитием АПК региона в условиях ВТО // Инновационные разработки молодых ученых – развитию агропромышленного комплекса Материалы IV международной конференции: Сборник научных трудов. 2015. С. 844-847.
  12. Telnova N.N. Methodology of application of the systematic and derivative analysis of the conditions of the local raw materials market development/Telnova N.N., Ostapenko E.A., Shatalova O.I.//Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8. С. 600-602.
  13. Таранов П.М., Панасюк А.С. Методика обоснования мер защиты продовольственного рынка в условиях членства России в ВТО  // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 71.
  14. Шаталова О.И., Тельнова Н.Н., Величенко Е.А. Адаптация государственного управления региональной экономикой в условиях санкционного развития // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015. С. 319-321.
  15. Ерохин В.Л., Иволга А.Г. Возможное влияние вступления России в ВТО на международную торговлю сельскохозяйственной продукцией // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-1. С. 92-96.
  16. Банникова Н.В., Ермакова Н.Ю., Тельнова Н.Н. Предпосылки совершенствования управления развитием АПК региона в условиях ВТО // Инновационные разработки молодых ученых – развитию агропромышленного комплекса Материалы IV международной конференции: Сборник научных трудов. 2015. С. 841-844.
  17. Таранов П.М., Гадаева В.Ю. Региональные аспекты регулирования яичного птицеводства в контексте членства России в ВТО // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 23 (374). С. 33-38.
  18. Иволга А.Г., Ерохин В.Л. Основные тенденции в торговле сельскохозяйственной продукцией между странами EC и СНГ: эффекты посткризисного развития и влияние вступления России в ВТО // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 2 (10). С. 165-170.


Все статьи автора «Бочка Артём Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: