РАНЖИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АВТОСЕРВИСА

Усачев Андрей Алексеевич
Волгоградский государственный университет
соискатель, кафедра математических методов и информатики в экономике индивидуальный предприниматель "Vag-service-Vlg"

Аннотация
В статье проанализировано поведение малых предприятий автосервиса с позиций создания и удержания конкурентных преимуществ в условиях расширения целевой группы потребителей и усиления конкуренции в сегменте микро-предприятий. Предложено ранжирование реализуемых конкурентных преимуществ на основе анализа ограничений по их созданию. Обоснован вывод о том, что на рынке автосервиса в условиях недоступности заемных средств и ограниченности квалифицированной рабочей силы, лояльность клиентов выступает тем конкурентным преимуществом высокого ранга, создание которого зависит исключительно от личностных качеств менеджера.

Ключевые слова: лояльность потребителя, малое предприятие, потребительская ценность товара, потребительский излишек, ранг конкурентного преимущества, сектор микро-предприятий


RANKING OF COMPETITIVE ADVANTAGES IMPLEMENTED SMALL BUSINESS SERVICE CENTER

Usachev Andrei Alekseevich
Volgograd State University
applicant, Department of mathematical methods and Informatics in economy individual entrepreneur "Vag-service-Vlg"

Abstract
The article analyzes the behavior of small business service centers from the standpoint of creating and holding competitive advantages in the expansion of target groups of consumers and increased competition in the segment of micro-enterprises. The proposed ranking of the ongoing competitive advantages on the basis of the analysis of the constraints on their creation. The conclusion is that on the market in the conditions of inaccessibility of loans and the limited skilled workforce, customer loyalty supports the competitive advantage of high grade, which depends solely on the personal qualities of the manager.

Keywords: consumer surplus, consumer value, customer loyalty, grade a competitive advantage, sector of micro-enterprises, small enterprise


Библиографическая ссылка на статью:
Усачев А.А. Ранжирование конкурентных преимуществ, реализуемых малыми предприятиями автосервиса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11288 (дата обращения: 24.04.2024).

Существенное понижение реальных доходов населения повлекло за собой структурные изменения на рынке услуг автосервиса – сокращение числа авторизованных центров с одновременным значительным увеличением количества малых предприятий [1]. Мастерских, не всегда официально зарегистрированных, чья целевая аудитория расширяется по мере 1) старения внутреннего автопарка и 2) удорожания оригинальных запасных частей [2]. Сектор малого предпринимательства в автосервисе содержит значимый сегмент: «гаражные» микро- мастерские. Именно к их услугам все в большей мере обращаются автовладельцы. Выход на рынок все новых микро-мастерских в кризис,  в большинстве случаев, связан с необходимостью самим себя нанять в отсутствие возможности быть нанятым. Многие микро-сервисы работают не как предпринимательские фирмы, а как артели – расходы по аренде помещения и оборудования, ответственность за качество выполненных работ и доходы делятся поровну между несколькими мастерами. Возможность поставлять простейшие услуги автосервиса без значительных профессиональных знаний и существенных начальных вложений способствует росту количества микро-мастерских.

По мере сокращения доходов населения обостряется конкуренция в сегменте, предоставляющем услуги, не требующие ни высокой квалификации исполнителя, ни дорогостоящего оборудования, ни специального помещения. Большинство микро-мастерских стремятся создать локационные конкурентные преимущества – разместиться вблизи с городскими магистралями, полагая, что высокая проходимость позволить обеспечить желаемый уровень продаж даже в отсутствие иных конкурентных преимуществ. И вместе с тем, значительное количество «выгодно» размещенных мастерских банкротятся.  Нам представляется, что причина низкого объема продаж отдельно взятой микро-мастерской может заключаться не только в объективном сокращении платежеспособного спроса на услуги автосервиса. Но и в субъективном непонимании того, как формируются конкурентные преимущества и чем должна определяться стратегия  фирмы.

Необходимо отметить, что самонанятость как форма  дополнительного заработка и «гаражная» мастерская как форма предпринимательства не тождественны. Предоставление услуг автосервиса «время от времени», по мере случайных заказов, позволяет, в частности, игнорировать вопросы конкурентоспособности. Предпринимательство  как создание и управление бизнесом  – предполагает усилия по достижению нормы прибыли,  не менее средней по отрасли. Только так реализуется институциональная цель фирмы – обеспечивается бессрочное существование путем максимизации прибыли в долгосрочном периоде [3]. Конкурентные преимущества выступают  инструментом достижения цели фирмы и предметом сосредоточения предпринимательских усилий. Проанализируем возможности микро-мастерской с позиций конкурентоспособности производимых услуг.

Конкурентоспособность товара (услуги) – это его притягательность для покупателя, совершающего сделку. В теории конкуренции М.Портера конкурентоспособность товара (услуги) определяется как разность между потребительской ценностью товара и его ценой [4]. Потребительская ценность товара это то,  во что оценивает покупатель товар относительно  лучшего из доступных ему по цене и качеству товаров, уже зарекомендовавших себя на рынке. Цена товара-эталона выступает ориентиром для определения ценности покупаемого товара. Покупатель мысленно добавляет маржу и вычитает скидку к эталонной цене за отклонение качества в лучшую/ худшую  сторону.  Потребительская ценность товара для покупателя – это высшая граница цены, которую еще заплатил бы покупатель за товар. Если цена выше потребительской ценности товара, спрос на него прекращается, купля-продажа не реализуется. Или по причине бюджетных ограничений покупателя, или из-за возможности приобрести более дешевый заменитель. Товар (услуга) обладает конкурентоспособностью, если цена ниже его потребительской ценности. Разность между потребительской ценностью и ценой товара называют потребительским излишком. Потребительский излишек определяет запас конкурентоспособности поставщика услуги. Чем выше потребительский излишек, тем привлекательнее услуга для покупателя. Любая фирма в борьбе за платежеспособный спрос вынуждена наращивать потребительский излишек. Либо снижая цену, либо наращивая потребительскую ценность товара. Малые фирмы, выпускающие типовой товар-услугу с высокой долей добавленного труда, не могут существенно повлиять на цену, как в большую, так и в меньшую сторону. В большую – из-за отсутствия рыночной власти. В меньшую – из-за того, что цена труда уже находится на уровне прожиточного минимума.  Единственная возможность – повысить потребительскую ценность услуги. Для этого необходимо определиться с тем, на какую целевую потребительскую аудиторию ориентирован данный микро-сервис; каковы приоритеты  этой аудитории в выборе между имеющимися микро-сервисами.

Фирма стоит перед необходимостью не только создания, но и удержания конкурентных преимуществ. Конкурентными преимуществами низкого ранга называют  способы увеличения потребительского излишка, легко достижимые другими фирмами. Преимущества более высокого ранга – те, которые не могут быть легко реализованы другими фирмами.

Зададимся вопросом, как создается потребительский излишек малым предприятием автосервиса? Что ограничивает возможность формирования и сохранения потребительского излишка? Насколько легко может обсуждаемый способ быть воспроизведен конкурентами, то есть, каков ранг создаваемого преимущества? Основные способы создания потребительского излишка и ограничивающие их факторы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Ранги конкурентных преимуществ, создаваемых микро-предприятиями автосервиса

Способ создания потребительского

излишка

Ограничения в реализации способа Ранг создаваемого конкурентного преимущества
Качество ремонтных и сервисных работ выше уровня, предлагаемого сервисами по аналогичным  ценам. Отсутствие у фирмы должного оборудования либо работников должной квалификации.

Приобретение оборудования требует денег: доступ к кредитам ограничен, собственных средств, как правило, не достаточно.

Квалификация наемных работников ничем не подтверждена, имущественная ответственность трудно реализуема.

Профессионализм вместе с личной ответственностью на рынке автосервисных услуг выступает в качестве редкого ресурса.

Высокий ранг
Цена услуги ниже той, которую запрашивают сервисы, предоставляющие услуги аналогичного качества. В «гаражную»  микро-мастерскую обращаются покупатели по причине испытываемых бюджетных ограничений, уже ожидая существенной скидки относительно не только сертифицированных центров, но и аналогичных мастерских. На рынке предлагаются услуги по демпинговым ценам вплоть до натурального обмена. Низкий ранг
Покупатель приобретает услугу, которую не может получить в других сервисах. Предполагает квалификацию работников, выше средней по рынку. Высокий ранг
Удобное расположение сервиса и комфортное пребывание в нем. Реализация требует только одного ресурса – денег, следовательно,  легко достижима другими агентами рынка. Низкий ранг
Лояльность потребителя: добровольное признание клиентом того, что мастерская полностью выполнила обязательства; уверенность клиента в значимости собственного заказа для мастерской; уверенность клиента в том, что последующее обращение (в случае необходимости) приведет к  желаемому результату. Бюджетных ограничений нет.

Ограничением являются личностные качества менеджера мастерской и уровень его квалификации.

Высокий ранг

Для автосервисов, как и для всех малых предприятий, оказывающих типовые услуги,  в качестве конкурентного преимущества высокого ранга, которое можно создать и удержать без существенных издержек, выступает лояльность клиентов. Представляется, что лояльность клиентов должна оцениваться как преимущество высокого ранга, поскольку в наибольшей степени формируется личностными качествами руководителя сервиса и не является легко воспроизводимым. Создание и поддержание потребительской лояльности может быть реализовано в условиях жестких бюджетных ограничений и недоступности заемных средств. Видится, что при усредненных  цене и качестве предоставляемых услуг, необходимый объем продаж сможет обеспечить тот «гаражный» автосервис, менеджер которого смог создать и удержать конкурентные преимущества высокого ранга.


Библиографический список
  1. Рынок автосервиса в России// Автостат-инфо: URL:  http://avtostat-info.com
  2. Официалы подвинулись// Российская  бизнес-газета  22.12.2015 № 50  (1029):   URL:  http://rg.ru/2015/12/22/avtoserviz.html
  3. Богачкова Н.Ю. Проблема выбора цели в экономико-математическом моделировании стратегии фирмы// Проблема конкурентоспособности, безопасности и защиты интересов экономических субъектов. Волгоград, 2002.С.13-19.
  4. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.


Все статьи автора «Усачев Андрей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: