Среда туристско-рекреационного предприятия всегда находится под воздействием внешнего окружения. Факторы внешнего окружения подразделяют на две группы [10]: факторы внешней среды и факторы внутренней среды.
Внешнее окружение представляет собой совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами предприятия, оказывающих влияние на его деятельность, на уровень неопределенностей и рисков при разработке управленческих решений. Она имеет незначительное влияние, и действует не на каждое отдельное туристско-рекреационное предприятие, а на все предприятия единовременно [7, с. 87]. Данное определение свидетельствует, что любое туристско-рекреационное предприятие взаимодействует с внешними субъектами.
Амстронг Г., Котлер Ф. и Якобсон А.Я. в своей совместной работе «Основы маркетинга» [4] выделяют следующие основные факторы внешней среды, влияющие на туристский рынок, а именно: демографический, экономический, природный, технологический, политический, культурный. Эти факторы нужно оценивать и учитывать в процессе функционирования и дальнейшего развития туристско-рекреационного предприятия на туристском рынке. Также эти факторы для такого предприятия могут открыть новые возможности так и создать для него определенные препятствия.
Многие ученые утверждают, что демографический фактор не принято рассматривать отдельно от социального, поэтому выделяют такой фактор как социально-демографический. Рассмотрим некоторые составляющие социально-демографического фактора, которым нужно уделять особое внимание, так как они имеют изменчивый характер для туристского рынка в каждом рассматриваемом периоде.
Рисунок 1 – Численность населения за период 2006–2015 год [11]
Люди являются главнейшей категорией туристского рынка, так как рост населения в некоторых отдельных странах или регионах, либо вообще в мире, влияет на увеличение числа туристов. За последние 10 лет численность населения Российской Федерации значительно изменилась (рисунок 1).
В 2006 году численность населения составляла 143,2 млн. чел., в 2015 году – 146,2 млн. чел. Федеральная служба государственной статистики предполагает расчет предположительной численности России до 2030 года по трем вариантам (рисунок 2):
- низкий вариант – численность населения уменьшится на 3,7 млн. чел.
- средний вариант – численность населения по этому прогнозу снизится на 500 тыс. чел.
- высокий вариант – численность населения увеличится на 5,7 млн. чел.
Демографический прогноз дает возможность определить количество будущих клиентов, оценить возможные потребности различных социально-демографических групп населения в различных продуктах, а именно потребности в туристских товарах и услугах.
Рисунок 2 – Изменение численности населения по прогнозам [11]
Что касается половозрастной структуры населения, то большую часть России составляют женщины – 54%. Средняя продолжительность жизни мужчин меньше, чем у женщин, также женщины являются важным сегментом для туристского рынка, так как мужчины относятся к туризму с меньшим интересом [13].
Необходимо отметить тот факт, что на туристский рынок большое воздействие оказывает урбанизация. В результате её влияния уменьшается численность населения мелких населенных пунктов, и именно эта группа населения входит на туристский рынок как новый сегмент, что является последствием быстрого темпа развития городской инфраструктуры [13, с. 63]. Высокая урбанизация встречается в Северной Америке и в странах Европы, которые являются основными странами предоставляющих туристов, что способствует расширению сферы туризма [9, с. 47]. В России высокие темпы урбанизации зафиксированы в городе Москва, городе Санкт-Петербург, Мурманской и Магаданской областях.
Таким образом, уменьшение доли рождаемости в стране или регионе приводит к высокому уровню личностей старших возрастов, на современном этапе растет перспективность для международного туризма именно людей старших возрастных групп, так как большое количество самостоятельных пожилых людей, имеющие достаточно материальных средств, стремятся к активному наслаждению жизнью.
Существует тесное взаимодействие между туризмом и экономикой, если они влияют на покупательную способность, то и на спрос. С ростом доходов населения увеличиваются возможность осуществлять туристские поездки, следовательно, и расходы на туризм увеличиваются. Главным показателем экономической среды выступает ВВП, он определяет совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны, выраженных в рыночных ценах [2, с. 49].
Федеральной службы государственной статистики [11] отмечает, что объем ВВП России за 1 полугодие 2015 г. в рыночных ценах составил 16564,8 млрд. руб., что на 6,7% больше, чем в предыдущем полугодии года.
В мировой структуре ВВП доля туризма составляет около 10%, доля туризма России – 1,5%. Для улучшения положения туризма правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу, в рамках которой 25 регионов России должны создать туристические кластеры. Органы власти этих регионов должны выявить, какие желательные и необходимые виды туризма будут пользоваться спросом, и благоустроить гостиницы, рестораны, кемпинги, зоны для активного отдыха, модернизировать транспортную сеть и тому подобное [8].
Инфраструктура туризма входит в экономическую среду, и имеет ряд проблем, главными из которых являются:
1) обусловленные общеэкономическими обстоятельствами инфраструктуры туризма:
- финансирование модернизации и новых объектов инфраструктуры туризма;
- проблема собственности;
- низкая скорость обновления, в последствии старение и изношенность инфраструктуры туризма;
- нехватка мощностей инфраструктуры туризма;
- непропорциональность территориального развития и т.п.
2) обусловленные отраслевой особенностью:
- использования объектов инфраструктуры в сезон;
- транспортное обеспечение;
- ориентация на конкретный сегмент потребителей;
- требования безопасности [1, с. 2 – 4].
В России преобладают туристские предприятия, относящиеся к некатегорийным средствам размещения, которые приравниваются к категории «без звезд», поэтому большая часть материальной базы инфраструктуры туризма нуждается в обновлении.
Для рассмотрения политической среды необходимо рассматривать ряд вопросов, которые регулируют деятельность туристских предприятий: политическая обстановка в отдельных странах и в мире; законы; степень открытости границ для путешествующих; нормативно-правовая база туризма. Факторы политическая среды имеют тесное взаимодействие с туризмом. Примерами могут служить:
1) правительство России отменило поступление авиарейсов в Шарм-эль-Шейха из-за крушения авиалайнера. Как известно, главнейшей дестинацией Египта является Шарм-эль-Шейх. За 2010 год Египет посетили 15 млн. туристов. За 2013 год отдыхающие потратили 12 млрд. долларов. Пострадать может туристический рынок, ориентированный на туристов из России.
2) Монголия закрывает границу с Россией и Китаем в связи с праздником «День национальной гордости»;
3) отключение электроэнергии в Республике Крым в зимнее время 2015 года проявляется потерей туристов на время новогодних праздников, также власти полуострова решили прекратить с 1 декабря прием отдыхающих в санатории министерства здравоохранения в связи с невозможностью отапливать местные здравницы.
Природная среда играет важную роль в территориально-географическом формировании инфраструктуры туризма. Природные ресурсы являются ограниченными, их нельзя создать повторно, немаловажную роль играют в рекреационном туризме. Ограничения состоят также в экологическом состоянии окружающей среды, это важно для дестинаций, которые пользуются большим спросом, имея туристский поток, наносится, значительны вред окружающей среде. Экологические катастрофы нельзя исключить, они всегда оказывают существенное влияние на туризм:
- керченская катастрофа, произошедшая в 2007 году в пределах Керченского пролива, привела к разливу нефти, но она не достигла основные курортные зоны и зоны развлечений, которые сосредоточены на Черноморском побережье, в связи, с чем не предполагалось закрытие пляжей, что не сказалось на туризм в этом регионе;
- аномальная жара летом 2010 года в Российской Федерации привела в августе к резкому росту выездного потока, что обеспечило получение дополнительной прибыли туроператоров;
- произошедшее в Исландии в 2010 году извержение вулкана, прервав на несколько дней все воздушное сообщение в Европе, привело к огромным экономическим потерям авиакомпаний, туроператоров и других предприятий туристской индустрии;
- в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась абсолютно новая экологическая обстановка, при которой основную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в дальнейшем будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и рекреации населения.
Культурную среду, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивает необходимость и возможность осуществления определенных видов туристской деятельности.
Культурный фактор предусматривает: памятники архитектуры и искусства, историческое наследие и их состояние и значимость, исследование истории, традиций и культуры других народов.
Туризм является наилучшим способом ознакомления людей с культурой других стран и регионов. Культурные факторы [3] формируют предпосылки для развития туризма, они могут быть приспособленными к нуждам человека, их можно сделать более доступными для использования на туристском рынке, именно этот фактор создает массовые потоки туристов.
В столичных городах существуют зоны, имеющие исторические, культурные, развлекательные виды обслуживания, которые могут посетить туристы по разнообразным причинам: туристские, культурные, посещение друзей и родственников и другие причины.
Также для туристов строят специальные центры, опирающиеся на развития местных обычаев и культуры, привлекающие своими памятниками искусства огромное количество русских и иностранных граждан. К таким центрам относятся: музей деревянного зодчества «Малые Корелы» в Архангельске, город-музей в Суздале, музей «Гугун» в Китае, этнодвор «Русское подворье» г. Москва, архитектурно-этнографический музей «Семёнково» в Вологодской области, «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» в Удмуртской Республике и другие центры развития обычаев и культуры.
Изменения в НТП области проблематично поддаются прогнозированию. Нужно наблюдать за тем, в развитие каких отраслей государство и крупные корпорации вкладывают средства в первую очередь. Туристским предприятиям для соблюдения своих интересов необходимо следить за появлением технических новинок, чтобы не оказаться на последнем месте от своих конкурентов, так как конкурент может выйти на рынок с новым продуктом и ограничит возможности получения прибыли другим туристским предприятиям.
Изобретение новых технологий, материалов, информации, особенно средств коммуникаций – все это является одной из групп факторов, которая оказывает наибольшее влияние на развитие инфраструктуры туристской индустрии [12, с. 109]. С помощью развития НТП турист может сократить время на отдаленную поездку, так как сервисное транспортное обслуживание улучшается, становится более комфортабельным, появляются скоростные магистрали и новые прямые авиарейсы, появление новых видов транспорта способствует большей доступности туристских направлений с точки зрения предложений [6, с. 257].
Подведя итог теоретического анализа выше перечисленные факторов макросреды, которые воздействуют на эффективное функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы, можно сделать следующий вывод: макросреда включает в себя шесть основополагающих факторов, их влияние должно учитываться и оцениваться руководством предприятия туристского рынка, поскольку они имеют многогранное воздействие, которое выражается в положительных и отрицательных тенденциях.
Библиографический список
- Боголюбова, С.А. Факторы неэффективного развития региональной инфраструктуры туризма : учеб. пос. / С.А. Боголюбова, Д.Ф. Василиха. – М. : ИНЖЭКОН, 2011. – с. 155.
- Григорьев, М.Н. Маркетинг : учеб. пос. / М.Н. Григорьев. – М. : Юрайт, 2015. – с. 559.
- Квартальнов, В.А. Туризм : учеб. пос. / В.А. Квартальонов. – М. : Финансы и статистика, 2004. – с. 320.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга : учеб. пос. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2007. – с. 656.
- Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент : лекции / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова – М. : ИНФРА-М, 2004. – с. 288
- О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 // Собрание законодательства. – 2011. – № 34. – ст. 4966.
- Сапожникова, Е.Н. Страноведение : теория и методика туристского изучения стран : учеб. пос. / Е.Н. Сапожникова. – М. : Академия, 2004. – с. 240
- Темный, Ю.В. Экономика туризма : учеб. пос. / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. – М. : Финансы и статистика, 2010. – c. 448.
- Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/
- Школа, І.М. Менеджмент по туризму : учеб. пос. / І.М. Школа, О.П. Корольчук. – Чернівці : Книги –ХХІ, 2011. – с. 464
- Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма : учеб. / Г.А. Яковлев. – М. : РДЛ, 2004. – с. 376