Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации»
Введение
Национальная инновационная система (НИС) представляет собой взаимодействие государственных и частных структур, осуществляющих производство и коммерциализацию высокотехнологичной продукции в рамках созданных благоприятных инвестиционных условий. Формирование эффективной национальной инновационной системы является важной задачей для любого государства, поскольку именно успешно коммерциализированные инновационные продукты обеспечивают экономическую устойчивость и социальную стабильность в обществе.
Социально-экономическая устойчивость Германии основывается на развитии высоких технологий и направлена на производство и экспорт высокотехнологичной продукции. В этой связи национальная инновационная система Германии находится в непрерывном развитии и отвечает требованиям общества, национальной экономики и политики.
Основная часть
Если рассматривать инновационный статус Германия в мировом пространстве, то следует отметить, что Германия входит в топ-15 ведущих инновационных стран. В таблице 1 представлен рейтинг стран по Глобальному инновационному индексу, разработанный совместно бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (учреждение Организации Объединенных Наций)[1].
Таблица 1. Рейтинг стран по инновационному развитию, 2014-2015гг.
№ |
Страна |
2014 |
2015 |
||
Место |
Индекс |
Место |
Индекс |
||
1 |
Швейцария |
1 |
64,78 |
1 |
68,3 |
2 |
Великобритания |
2 |
62,37 |
2 |
62,42 |
3 |
Швеция |
3 |
62,29 |
3 |
62,4 |
4 |
Нидерланды |
5 |
60,59 |
4 |
61,58 |
5 |
США |
6 |
60,09 |
5 |
60,1 |
6 |
Финляндия |
4 |
60,67 |
6 |
59,97 |
7 |
Сингапур |
7 |
59,24 |
7 |
59,36 |
8 |
Ирландия |
11 |
56,67 |
8 |
59,13 |
9 |
Люксембург |
9 |
56,86 |
9 |
59,02 |
10 |
Дания |
8 |
57,52 |
10 |
57,7 |
11 |
Гонконг (Китай) |
10 |
56,82 |
11 |
57,23 |
12 |
Германия |
13 |
56,02 |
12 |
57,05 |
13 |
Исландия |
19 |
54,05 |
13 |
57,02 |
14 |
Республика Корея |
16 |
55,27 |
14 |
56,26 |
15 |
Новая Зеландия |
18 |
54,52 |
15 |
55,92 |
Лидирующими странами-инноваторами являются Швейцария, занимающая первое место вот уже 5 лет, Великобритания, Швеция, Нидерланды и США. Германия, в свою очередь, занимает 12 место (рис. 1), что свидетельствует о высоком инновационном уровне развития, но это не идет в сравнение со вторым местом, которое страна занимала в 2007-2009 годах. На инновационное развитие Германии и на ряд других стран значительно повлиял мировой кризис 2009 года, но тем не менее, Германия активно стремится восстанавливать свои позиции.
Рис. 1. Глобальный инновационный индекс в динамике, 2011-2015 г.г.[2]
Для дальнейшего анализа Германии, следует отметить важную особенность, которую необходимо учитывать при исследовании национальной инновационной системы – для успешного развития и внедрения инноваций должна соблюдаться тесная взаимосвязь между развитием науки, высоким уровнем обучения персонала и будущих специалистов в учебных заведениях и готовностью государства и бизнеса инвестировать и внедрять инновации.
По большинству инновационных показателей Германия находится среди самых передовых стран мира. Расходы на исследования и разработки в Германии в период 2010 – 2014 гг. составили 3% от своего ВВП, в ЕС только Финляндия и Швеция имеют долю расходов в ВВП выше данного уровня. В рейтинге из десяти самых наукоемких компаний ЕС пять – являются немецкими. По числу научных публикаций ФРГ занимает 4-е место в мире с долей в 7,2% (после США, Китая и Великобритании).
Инновационная политика Германии осуществляется на федеральном уровне и основывается на следующих принципах[3]:
1. Непрерывное наращивание объема государственного финансирования научно-исследовательских разработок с акцентом на преуспевающие области науки и технологии, а именно: машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, новые материалы, медицинская техника и технологии, а также лазерные, оптические, экологически чистые и нанотехнологии, энергосберегающие и энергоэффективные производственные технологии, биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии.
2. Развитие механизма «инновационный лифт», а также создание институциональных условий, необходимых для внедрения и коммерциализации инноваций. Инновационная политика Германии, ориентирована на формирование интеграционных связей между научными структурами и бизнес-сообществом.
3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников технических специальностей, инженеров, конструкторов. Ежегодно в экономику Германии вливается до 100 000 новых инженеров и ученых, получивших высшее образование в технических ВУЗах или университетах. Современная система образования обеспечивает немецкую экономику надежным притоком квалифицированных специалистов, которые востребованы бизнесом, в особенности малыми инновационными предприятиями.
Ключевую роль в развитии национальной инновационной системы Германии играет малый и средний бизнес, который представлен 3,5 млн. небольших компаний, что составляет 99% от общего количества предприятий. Доля малого инновационного бизнеса составляет 54%. Таким образом, можно утверждать, что каждая вторая немецкая компания занимается инновационной деятельностью.
Несмотря на то, что многие компании малого и среднего бизнеса финансово независимы, в Германии, как на региональном, так и на федеральном уровнях, действует свыше 200 программ поддержки предпринимателей. Их финансирование осуществляется через государственный банк “Kreditanstalt für Wiederaufbau” или его дочернее подразделение “Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft” (DEG – корпорация по инвестициям и развитию). Помимо этого, в стране предусмотрено льготное кредитование для малых и средних компаний.
В Германии действуют 12 организаций – операторов государственных программ в области инноваций: исследовательские и финансовые учреждения, предпринимательские и профессиональные объединения и структурное подразделение Федерального министерства экономики и технологий Германии. Из них три организации-оператора имеют наибольшую нагрузку: «ЕвроНорм» (три программы), Исследовательский центр «Юлих» (четыре программы), Немецкий центр авиации и космонавтики (пять программ). Организация – оператор госпрограмм выполняет следующие задачи:
- сбор заявок на получение государственной поддержки и помощь претендентам в оформлении документов,
- формирование профессионального независимого жюри, которое определяет победителей, получающих средства в рамках государственной программы,
- анализирует промежуточные и окончательные результаты реализации государственных проектов и оценивает эффективность с точки зрения соответствия затрат и результатов. На основании этих оценок формулируются выводы об эффективности действующей государственной программы.
Исполнителями инновационных программ и проектов в первую очередь являются такие научные общества и организации, как:
1. Общество Макса Планка – это независимая некоммерческая и самая известная научно-исследовательская организация Германии, которая специализируется на фундаментальных исследованиях в сфере естественных, биологических, гуманитарных и социальных наук. Условия финансирования общества предполагают равное долевое участие федерации и федеральных земель. С 1948г. 18 исследователей стали лауреатами Нобелевской премии.
2. Общество Фраунгофера является крупнейшим центром прикладных исследований и разработок новых технологий в Европе, основной целью которого является введение результатов исследовательской работы в создание новых и инновационных продуктов, технологий и услуг. Общество осуществляет инновационную деятельность по заказу промышленных предприятий, предприятий сферы услуг и государственного управления, а также предлагает информационные и сервисные услуги.
3. Объединение Гельмгольца – крупнейшая немецкая научно-исследовательская организация, основной задачей которой является достижение долгосрочных научно-исследовательских целей государства и общества, а также сохранение и улучшение основ жизнедеятельности человека.
4. Объединение Лейбница связывает 89 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для общества научными проблемами. Отличительной чертой Объединения является разнообразие изучаемых и разрабатываемых тем: от естественных и инженерных наук и экологии до экономических, социальных и гуманитарных наук. Федерация и федеральные земли финансируют Объединение на паритетной основе.
С 2005г. действует национальная программа финансирования «Инициатива совершенства», которая направлена на развитие инновационных исследований в университетах. Отбор участников программы проходит на конкурсной основе и разделен на три проектно-ориентированные линии поддержки: «Докторантура» (предлагает образование с первоклассным научным сопровождением и превосходными условиями), «Кластер совершенства» (поддерживает специализированные тематические исследования), «Концепция будущего» (нацелена на развитие всего университета). Во всех трех направлениях университеты сотрудничают с региональными, национальными и международными партнерами из науки и экономики. Именно этим сотрудничеством и знаменита немецкая наука.
Выводы
Подводя итог анализа инновационной системы ФРГ, необходимо отметить, что в стране реализуется концепция евроатлантической модели национальной инновационной системы, особенностями которой является:
- концентрация усилий вокруг значимых научных центров,
- формирование ядра профессиональных кадров технического профиля,
- развитие программно-целевого механизма финансирования стратегически значимых инновационных проектов,
- создание благоприятного климата и институциональных условий для развития предпринимательства в стране.
Государственный механизм управления инновационными процессами в Германии является мощным рычагом усиления своих позиций в глобальном научно-образовательном пространстве. Мощная финансовая поддержка, предоставляемая высшим учебным заведениям на конкурсной основе, позволяет университетам реализовывать передовые научные исследования, успешно коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности, а также наращивать кадровый потенциал. Эти действенные инструменты, позволяют создавать неповторимый образ конкурентоспособной немецкой системы высшего образования, способной реагировать на самые актуальные вызовы современной научно-технической и общественной жизни.
Инновационная сфера в большей степени, чем любая другая, зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного регулирования. Успех Германии основывается на рационально построенной системе исследовательских организаций, значительными инвестициями в науку и образование, а также тесным сотрудничеством между государственными структурами, бизнес-сообществом и научными учреждениями. Такой эффективный механизм национальной инновационной системы обеспечивает страну высоким процентом коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и позволяет Германии входить в рейтинг инновационно-развитых государств, экономика которых всецело использует потенциал и возможности 5-го технологического уклада.
[1] The Global Innovation Index 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/past-reports/ Дата обращения: 23.10.2015
[2] Составлено автором на основании таблицы 1
[3] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ФРГ в 2014 году – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Economics_Review_2014/Economics_Germany_2014.pdf (Министерство экономического развития РФ) (дата обращения: 30.10.2015)
Библиографический список
- The Global Innovation Index 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/past-reports/ Дата обращения: 23.10.2015;
- Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ФРГ в 2014 году – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Economics_Review_2014/Economics_Germany_2014.pdf (Министерство экономического развития РФ) (дата обращения: 30.10.2015);
- Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. №7. С.158-161
- Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (80). С. 3-9
- Удальцова Н.Л., Басаев З.В. Источники финансирования инновационных проектов в России и зарубежом/ Вопросы экономики и права. 2014. № 74. С. 85-88.
- Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72.
- Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — c. 59-64. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28852/
- Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301.
- Хмелев И.Б. Венчурный бизнес в России и за рубежом / «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции 06 ноября 2013 г.
- Статья «РФ поднялась на 45-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности». [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 30.09.2015: http://ria.ru/