НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Батырева Регина Дольгановна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка группы ИМ3-5

Аннотация
Формирование эффективной национальной инновационной системы является важной задачей для любого государства, поскольку именно инновации сегодня обеспечивают устойчивость и конкурентоспособность национальной экономики в мировом экономическом пространстве. В данной статье автором проанализированы основные тенденции развития национальной инновационной системы Германии, инструменты и методы государственной инновационной политики, рассмотрены основные программы поддержки инновационного предпринимательства в стране. Следует признать, что эффективность НИС Германии основана на тесной интеграции бизнеса и науки.
Результаты исследования могут быть полезны ученым, преподавателям, аспирантам и студентам, а также работникам структур, занимающихся анализом и прогнозирование инновационных процессов в стране.

Ключевые слова: Германия, государственная политика, инновации, национальная инновационная система


NATIONAL INNOVATION SYSTEM IN GERMANY: MAIN FEATURES AND TRENDS OF DEVELOPMENT

Batyreva Regina Dolganova
Financial University under the RF Government
student group IM3-5

Abstract
The formation of an effective national innovation system is an important task for any state, since innovation today provide stability and competitiveness of the national economy in the global economic space. In this article the author analyzes basic tendencies of development of the national innovation system Germany, the tools and methods of state innovation policy, the basic programs of support of innovative entrepreneurship in the country. It should be recognized that the effectiveness of NIS in Germany based on a tight integration of business and science.
The results of the study can be useful to scientists, teachers, postgraduates and students, as well as the employees of the structures involved in the analysis and prediction of innovation processes in the country.

Библиографическая ссылка на статью:
Батырева Р.Д. Национальная инновационная система Германии: основные черты и тенденции развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11248 (дата обращения: 26.09.2024).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации»

Введение

Национальная инновационная система (НИС) представляет собой взаимодействие государственных и частных структур, осуществляющих производство и коммерциализацию высокотехнологичной продукции в рамках созданных благоприятных инвестиционных условий. Формирование эффективной национальной инновационной системы является важной задачей для любого государства, поскольку именно успешно коммерциализированные инновационные продукты обеспечивают экономическую устойчивость и социальную стабильность в обществе.

Социально-экономическая устойчивость Германии основывается на развитии высоких технологий и направлена на производство и экспорт высокотехнологичной продукции. В этой связи национальная инновационная система Германии находится в непрерывном развитии и отвечает требованиям общества, национальной экономики и политики.

Основная часть

Если рассматривать инновационный статус Германия в мировом пространстве, то  следует отметить, что Германия входит в топ-15 ведущих инновационных стран. В таблице 1 представлен рейтинг стран по Глобальному инновационному индексу, разработанный совместно бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (учреждение Организации Объединенных Наций)[1].

Таблица 1. Рейтинг стран по инновационному развитию, 2014-2015гг.

Страна

2014

2015

Место

Индекс

Место

Индекс

1

Швейцария

1

64,78

1

68,3

2

Великобритания

2

62,37

2

62,42

3

Швеция

3

62,29

3

62,4

4

Нидерланды

5

60,59

4

61,58

5

США

6

60,09

5

60,1

6

Финляндия

4

60,67

6

59,97

7

Сингапур

7

59,24

7

59,36

8

Ирландия

11

56,67

8

59,13

9

Люксембург

9

56,86

9

59,02

10

Дания

8

57,52

10

57,7

11

Гонконг (Китай)

10

56,82

11

57,23

12

Германия

13

56,02

12

57,05

13

Исландия

19

54,05

13

57,02

14

Республика Корея

16

55,27

14

56,26

15

Новая Зеландия

18

54,52

15

55,92

Лидирующими странами-инноваторами являются Швейцария, занимающая первое место вот уже 5 лет, Великобритания, Швеция, Нидерланды и США. Германия, в свою очередь, занимает 12 место (рис. 1), что свидетельствует о высоком инновационном уровне развития, но это не идет в сравнение со вторым местом, которое страна занимала в 2007-2009 годах. На инновационное развитие Германии и на ряд других стран значительно повлиял мировой кризис 2009 года, но тем не менее, Германия активно стремится восстанавливать свои позиции.

Рис. 1. Глобальный инновационный индекс в динамике, 2011-2015 г.г.[2]

Для дальнейшего анализа Германии, следует отметить важную особенность, которую необходимо учитывать при исследовании национальной инновационной системы – для успешного развития и внедрения инноваций должна соблюдаться тесная взаимосвязь между развитием науки, высоким уровнем обучения персонала и будущих специалистов в учебных заведениях и готовностью государства и бизнеса инвестировать и внедрять инновации.

По большинству инновационных показателей Германия находится среди самых передовых стран мира. Расходы на исследования и разработки в Германии в период 2010 – 2014 гг. составили 3% от своего ВВП, в ЕС только Финляндия и Швеция имеют долю расходов в ВВП выше данного уровня. В рейтинге из десяти самых наукоемких компаний ЕС пять – являются немецкими. По числу научных публикаций ФРГ занимает 4-е место в мире с долей в 7,2% (после США, Китая и Великобритании).

Инновационная политика Германии осуществляется на федеральном уровне и основывается на следующих принципах[3]:

1. Непрерывное наращивание объема государственного финансирования научно-исследовательских разработок с акцентом на преуспевающие области науки и технологии, а именно: машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, новые материалы, медицинская техника и технологии, а также лазерные, оптические, экологически чистые и нанотехнологии, энергосберегающие и энергоэффективные производственные технологии, биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии.

2. Развитие механизма «инновационный лифт», а также создание институциональных условий, необходимых для внедрения и коммерциализации инноваций. Инновационная политика Германии, ориентирована на формирование интеграционных связей между научными структурами и бизнес-сообществом.

3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников технических специальностей, инженеров, конструкторов.  Ежегодно в экономику Германии вливается до 100 000 новых инженеров и ученых, получивших высшее образование в технических ВУЗах или университетах. Современная система образования обеспечивает немецкую экономику надежным притоком квалифицированных специалистов, которые востребованы бизнесом, в особенности малыми инновационными предприятиями.

Ключевую роль в развитии национальной инновационной системы Германии играет малый и средний бизнес, который представлен 3,5 млн. небольших компаний, что составляет 99% от общего количества предприятий. Доля малого инновационного бизнеса составляет 54%. Таким образом, можно утверждать, что каждая вторая немецкая компания занимается инновационной деятельностью.

Несмотря на то, что многие компании малого и среднего бизнеса финансово независимы, в Германии, как на региональном, так и на федеральном уровнях, действует свыше 200 программ поддержки предпринимателей. Их финансирование осуществляется через государственный банк “Kreditanstalt für Wiederaufbau” или его дочернее подразделение “Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft” (DEG – корпорация по инвестициям и развитию). Помимо этого, в стране предусмотрено льготное кредитование для малых и средних компаний.

В Германии действуют 12 организаций – операторов государственных программ в области инноваций: исследовательские и финансовые учреждения, предпринимательские и профессиональные объединения и структурное подразделение Федерального министерства экономики и технологий Германии. Из них три организации-оператора имеют наибольшую нагрузку: «ЕвроНорм» (три программы), Исследовательский центр «Юлих» (четыре программы), Немецкий центр авиации и космонавтики (пять программ). Организация – оператор госпрограмм выполняет следующие задачи:

- сбор заявок на получение государственной поддержки и помощь претендентам в оформлении документов,

- формирование профессионального независимого жюри, которое определяет победителей, получающих средства в рамках государственной программы,

- анализирует промежуточные и окончательные результаты реализации государственных проектов и оценивает эффективность с точки зрения соответствия затрат и результатов. На основании этих оценок формулируются выводы об эффективности действующей государственной программы.

Исполнителями инновационных программ и проектов в первую очередь являются такие научные общества и организации, как:

1. Общество Макса Планка – это независимая некоммерческая и самая известная научно-исследовательская организация Германии, которая специализируется на фундаментальных исследованиях в сфере естественных, биологических, гуманитарных и социальных наук. Условия финансирования общества предполагают равное долевое участие федерации и федеральных земель. С 1948г. 18 исследователей  стали лауреатами Нобелевской премии.

2. Общество Фраунгофера является крупнейшим центром прикладных исследований и разработок новых технологий в Европе, основной целью которого является введение результатов исследовательской работы в создание новых и инновационных продуктов, технологий и услуг. Общество осуществляет инновационную деятельность по заказу промышленных предприятий, предприятий сферы услуг и государственного управления, а также предлагает информационные и сервисные услуги.

3. Объединение Гельмгольца – крупнейшая немецкая научно-исследовательская организация, основной задачей которой является достижение долгосрочных научно-исследовательских целей государства и общества, а также сохранение и улучшение основ жизнедеятельности человека.

4. Объединение Лейбница связывает 89 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для общества научными проблемами. Отличительной чертой Объединения является разнообразие изучаемых и разрабатываемых тем: от естественных и 
инженерных наук и экологии до экономических, социальных и гуманитарных наук. Федерация и федеральные земли финансируют Объединение на паритетной основе.

С 2005г. действует национальная программа финансирования «Инициатива совершенства», которая направлена на развитие инновационных исследований в университетах. Отбор участников программы проходит на конкурсной основе и разделен на три проектно-ориентированные линии поддержки: «Докторантура» (предлагает образование с первоклассным научным сопровождением и превосходными условиями), «Кластер совершенства» (поддерживает специализированные тематические исследования), «Концепция будущего» (нацелена на развитие всего университета). Во всех трех направлениях университеты сотрудничают с региональными, национальными и международными партнерами из науки и экономики. Именно этим сотрудничеством и знаменита немецкая наука.

Выводы

Подводя итог анализа инновационной системы ФРГ, необходимо отметить, что в стране реализуется концепция евроатлантической модели национальной инновационной системы, особенностями которой является:

  • концентрация усилий вокруг значимых научных центров,
  • формирование ядра профессиональных кадров технического профиля,
  • развитие программно-целевого механизма финансирования стратегически значимых инновационных проектов,
  • создание благоприятного климата и институциональных условий для развития предпринимательства в стране.

Государственный механизм управления инновационными процессами в Германии является мощным рычагом усиления своих позиций в глобальном научно-образовательном пространстве. Мощная финансовая поддержка, предоставляемая высшим учебным заведениям на конкурсной основе, позволяет университетам реализовывать передовые научные исследования, успешно коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности, а также наращивать кадровый потенциал. Эти действенные инструменты, позволяют создавать  неповторимый образ конкурентоспособной немецкой системы высшего образования, способной реагировать на самые актуальные вызовы современной научно-технической и общественной жизни.

Инновационная сфера в большей степени, чем любая другая, зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного регулирования. Успех Германии основывается на рационально построенной системе исследовательских организаций, значительными инвестициями в науку и образование, а также тесным сотрудничеством между государственными структурами, бизнес-сообществом и научными учреждениями. Такой эффективный механизм национальной инновационной системы обеспечивает страну высоким процентом коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и позволяет Германии входить в рейтинг инновационно-развитых государств, экономика которых всецело использует потенциал и возможности 5-го технологического уклада.


[1] The Global Innovation Index 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/past-reports/ Дата обращения: 23.10.2015

[2] Составлено автором на основании таблицы 1

[3] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ФРГ в 2014 году – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Economics_Review_2014/Economics_Germany_2014.pdf (Министерство экономического развития РФ) (дата обращения: 30.10.2015)


Библиографический список
  1. The Global Innovation Index 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/past-reports/ Дата обращения: 23.10.2015;
  2. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ФРГ в 2014 году – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Economics_Review_2014/Economics_Germany_2014.pdf (Министерство экономического развития РФ) (дата обращения: 30.10.2015);
  3. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. №7. С.158-161
  4. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (80). С. 3-9
  5. Удальцова Н.Л., Басаев З.В. Источники финансирования инновационных проектов в России и зарубежом/ Вопросы экономики и права. 2014. № 74. С. 85-88.
  6. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72.
  7. Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — c. 59-64. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28852/
  8. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301.
  9. Хмелев И.Б. Венчурный бизнес в России и за рубежом / «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXI  международной  научно-практической конференции 06 ноября 2013 г.
  10. Статья «РФ поднялась на 45-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности». [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 30.09.2015: http://ria.ru/


Все статьи автора «Удальцова Наталья Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: