Выпускники обучаются в различных учреждениях, для того, чтобы получить знания и профессию и в будущем устроиться на хорошую работу, которая будет приносить не только высокий доход, но и эмоциональное удовлетворение. Но очень часто, будущие студенты, выбирая вуз и профессию, не учитывают ситуацию на рынке труда. А, чтобы не было проблем с трудоустройством, после окончания вуза, необходимо учитывать не только интерес к выбранной профессии, но и ее востребованность [1].
В наше время к наиболее востребованным профессиям на рынке труда можно отнести IT-специалистов, так как сейчас нашу жизнь просто невозможно представить без компьютера. Если верить исследователям, то компьютеризация с каждым годом будет постоянно возрастать, а следовательно, будет увеличиваться и спрос на профессионалов, которые разрабатывают программное обеспечение, занимаются тестированием, проектировкой, обслуживают и прокладывают локальные сети. Такие специалисты, как: программисты, системные администраторы, и др. будут всегда относиться к самым востребованным и высокооплачиваемым профессиям в России. К следующим по востребованности относятся специалисты, работающие в сфере строительства, такие как: архитекторы, инженеры, машинисты строительной техники и др. будут востребованы всегда и везде, потому что именно они, постоянно строят жилые дома и другие современные здания и сооружения. Не менее востребованы специалисты, относящиеся к сфере образования и медицины, так как всегда нужны врачи и учителя, без которых не сможет обойтись ни одна страна в мире. Так же в настоящее время не хватает рабочих профессий, потому что большинство людей стремятся закончить университет и получить высшее образование, а то и несколько высших образований, для того чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу и занимать руководящие посты, работая в теплом помещении с документами, используя интеллектуальный труд. Следовательно, очень мало профессионалов, которые трудятся физически, именно поэтому в последнее время таких рабочих как: слесарей, сварщиков, токарей, монтажников, технологов и т.п. катастрофически не хватает [2].
Очень часто происходит так, что большинство выпускников не могут устроиться на работу, не говоря уже о трудоустройстве по профессии, которой они обучались, потому что не всегда молодые специалисты в полную меру соответствуют требованиям, которые выдвигает перед ними современный рынок труда.
Все начинается в старших классах школы. У многих выпускников существует проблема профессионального самоопределения, потому что при выборе профессии, они не «смотрят в будущее», не представляя где смогут работать, и будут ли востребованы на рынке труда.
Главные проблемы трудоустройства заключаются в противоречиях между ожиданиями выпускников и потребностями работодателей. Работодатели предпочитают брать на работу молодых специалистов с высоким качеством образования и опытом работы, а выпускники с красным дипломом, но без трудового стажа удивляются, почему они никуда не могут устроиться. Молодые люди, только что закончившие вуз, предъявляют такие требования как: высокая заработная плата, комфортное рабочее место, четко прописанные инструкции и т.п., а работодатели в свою очередь возмущены завышенными требованиями молодых специалистов без опыта работы. Неизвестно ведь, что еще получится из такого работника, будет ли он применять полученные в процессе обучения знания и сможет ли эффективно работать для достижения целей организации. Работодатели обвиняют вузы в том, что они формируют у студентов фальшивое представление о реальности, речь идет о том, что затраты на обучение студентов в дальнейшем окупятся, благодаря высокооплачиваемой работе и что они без труда смогут устроиться по своей специальности. Обычно работодателям крупных компаний приходится отправлять молодых специалистов на разные курсы повышения квалификации [3].
Студенты, учась на последних курсах сами ищут себе работу, и устраиваются в основном не по специальности. Но не все учащиеся могут совмещать учебу с работой, так как это ухудшает качество их образования [4].
В наше время существует проблема с практикой для студентов. Очень часто происходит так, что они устраиваются во время прохождения практики в какую-нибудь организацию, но вместо того, чтобы изучать работу по своему профилю, занимаются совершенно не нужными делами, потому что сотрудники, к которым прикреплены практиканты, не хотят тратить на них время, и просят посидеть в сторонке и просто не мешать работать.
Минобрнауки предлагает работодателям создать профильные организации по трудоустройству выпускников. По их мнению студенты, начиная со второго курса, должны проходить практику на предприятиях и повышать квалификацию выбранной специальности [5].
Так же, с 1 июля 2016 года (в соответствии с законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в РФ» (от 2 мая 2015 года), будут применены профстандарты, специалисты считают, что именно эта программа поможет сблизить квалификацию выпускников, и ожидания работодателей. Она будет направлена на решение проблемы востребованных профессий. Например: приезжим медицинским работникам, будет выделяться служебное жилье, с правом последующего выкупа по ипотеке, либо компенсироваться плата за аренду квартиры [6].
Сотрудничество работодателей и вузов необходимо, чтобы сократить безработицу среди выпускников. Предприятие должно подготавливать заявки в вузы на тех специалистов, которые им нужны, обеспечивать студентам реальную производственную практику, а взамен, получать высококвалифицированных специалистов.
Целевое обучение тоже является одним из путей решения проблем трудоустройства выпускников, так как студент, закончивший вуз по направлению, обязан отработать на предприятии, с которым был заключен договор, 3 года, что обеспечивает гарантированное трудоустройство и получение трудового стажа.
Нужно более лояльно относиться к студентам, которые недавно окончили высшее учебное заведение, не требовать от них опыта работы, а дать возможность проявить себя и показать какие они работники, ведь будущее России зависит от молодых специалистов и от того, насколько они будут востребованы на рынке труда.
Библиографический список
- Журба, А. Востребованные профессии в России. Список востребованных профессий в будущем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/132960/vostrebovannyie-professii-v-rossii-spisok-vostrebovannyih-professiy-v-rossii-v-buduschem (дата обращения: 12.12.2015).
- Корчагина, Г. Трудоустраиваем и продвигаем по карьере. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://100career.ru/articles/17951 (дата обращения: 13.12.2015).
- Потапова, К. Трудные трудовые будни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/51/trudnyie-trudovyie-budni/ (дата обращения: 12.12.2015).
- Минобрнауки займется трудоустройством выпускников вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsesmi.ru/news/6526849/10472477/ (дата обращения: 13.12.2015).
- Рязанцева, Л. В. Анализ сфер занятости выпускников вузов и проблемы их трудоустройства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/05_2011/08.pdf (дата обращения: 13.12.2015).
- Андриянова, А.А. Гарифуллина А.Ф. Проблемы трудоустройства молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/problemy-trudoustroystva-molodezhi (дата обращения: 13.12.2015).