В условиях кризиса и сокращения финансирования деятельности бюджетных учреждений культуры необходим поиск новых форм и методов сохранения качественных показателей услуг. Широко используемым в российской и зарубежной практике средством планирования и сохранения качества государственной услуги является бюджетирование, ориентированное на результат. В работах [1] и [2] предложены механизм финансирования бюджетного учреждения культуры на основе анализа ключевых показателей качества услуги и расчёт эффективности финансирования отдельных показателей.
Механизм определения объема бюджетных ассигнований для оказания государственных услуг, предложенный П.Е. Мазеевым, направлен на эффективное расходование бюджетных средств. При анализе текущего состояния учреждений культуры определяется объём финансирования с учетом показателей качества оказываемой услуги. Затем предлагается сравнить учреждения культуры с целью определения объёма финансирования. Анализ расхождений между текущим состоянием анализируемого учреждения культуры и состоянием бенчмарка впоследствии оценивается экспертами по качественным характеристикам услуг, что позволяет наметить пути улучшения этого состояния. На завершающем этапе происходит подготовка предложений в государственную целевую программу и в ведомственные целевые программы. Однако при этом стоит учитывать, сколько стоит улучшение тех или иных ключевых показателей качества учреждения культуры.
Исходя из результатов исследований, становится возможным определить количественные показатели потребительской ценности государственной услуги, среди которых: увеличение количества музейных предметов, внесенных в электронный каталог; увеличение количества оцифрованных музейных экспонатов; профессиональный уровень персонала, а также человеческие качества (умение обеспечить доброжелательную атмосферу, внимательность, предупредительность по отношению к потребителям). Оценив состояние анализируемой государственной услуги по рассматриваемым параметрам, становится возможным рассчитать стоимость перехода уровня качества на следующий пункт для каждого показателя качества ценностно-практического уровня.
В Самарской области в 2015 г. работало 2 государственных музея, имеющих 3 филиала, а также 30 муниципальных музеев. Наиболее значимые мероприятия области реализуются с опорой на федеральные целевые программы, а также с учетом дорожной карты каждого учреждения культуры в отдельности. При этом инновационной формой при проведении мероприятий различного уровня, таких как Международная акция «Ночь музеев» или межрегиональные музейные обмены выставками, является разработка и реализация развлекательных программ интерактивного типа, а также включение в музейные мероприятия элементов театрализованного представления.
В области реализуются следующие программы:
-
Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы)»;
-
Государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года».
Одной из приоритетных задач программ является «Модернизация государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Самарской области». В процессе реализации мероприятий относительно фондов государственных и муниципальных музеев и библиотек в Самарской области реализуется комплектование, реставрация, консервация и обеспеченность сохранности музейных и библиотечных фондов, приобретение музыкальных инструментов и специализированного оборудования для театрально-концертных организаций и образовательных учреждений в сфере культуры. Отдельного внимания заслуживает необходимость оснащения государственных и муниципальных учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами. Так, запланирован рост количественных показателей посещаемости государственных музеев Самарской области, отреставрированных предметов музейного фонда из коллекций государственных музеев Самарской области, а также современных музейных экспозиций (реэкспозиций), созданных в рамках мероприятий по модернизации музейного пространства.
В этой связи целесообразно обратиться к источникам распределения бюджетных средств на реализацию программ. В зависимости от уровня реализации программы представлены: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области, Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.
Автор считает, что в условиях недостаточного финансирования необходимо находить основанные на лучшем зарубежном и отечественном опыте методы и средства повышения качества услуг бюджетных учреждений культуры.
Изучая мировой опыт работы учреждений культуры в 2015, автор отмечает, что реализация масштабных проектов по созданию благотворительных фондов в поддержку культурного наследия наиболее востребована среди учреждений культуры в условиях кризиса [5]. Кроме этого большое внимание уделяется привлечению волонтёров к работе в музеях. Следующим направлением деятельности музеев является практика событийных мероприятий, как для жителей, так и для туристов. Средства, вырученные от проведения подобных мероприятий, могут направляться на развитие и улучшение качественных характеристик услуг музеев.
Из перечисленных мероприятий наиболее подходящими для Самарской области можно считать привлечение волонтеров и открытие базовых кафедр в профильных вузах или филиалов профильных кафедр в наиболее значимых музеях области. Как уже отмечалось выше, такие составляющие качества услуги музея как профессиональный уровень персонала, а также человеческие качества (умение обеспечить доброжелательную атмосферу, внимательность, предупредительность по отношению к потребителям) занимают 3-е и 4-е места по важности их для потребителей.
Таким образом, вовлечение студенческой молодежи профильных направлений подготовки, таких как «Культурология», «Философия» и другие, способствует максимально эффективному взаимодействию образовательной и культурной сфер деятельности в регионе. Кроме этого, точки для приложения своих усилий по улучшению качества музейных услуг могут найти студенты технических и строительных вузов, среди которых программисты, дизайнеры, конструкторы. Добровольческое движение основано на принципах взаимовыгодного сотрудничества и способствует как профессиональному и коммуникативному росту молодых специалистов, так и непосредственной помощи учреждениям культуры в реализации мероприятий различных уровней. Карьера, начатая с социально-значимых видов экономической деятельности, дает возможность ориентироваться в требованиях рынка и в современной социальной ситуации.
Следующее перспективное направление работы обусловлено тем, что повышается заинтересованность потенциальных потребителей услуг в поисках информации об актуальных мероприятиях и направлений деятельности в сети Интернет. Мониторинг Интернет-пространства показал, что значительная доля учреждений культуры Самарской области не имеет профильных страниц в социальных сетях, а также большинство сайтов не адаптированы для пользователей мобильных устройств.
Библиографический список
- Мазеев П. Е. Ценностно-стоимостный механизм финансирования государственной услуги / П.Е. Мазеев // Вестник самарского государственного экономического университета. – Самара. : Аэрокосмический университет, 2014. №5 (115)
- Мазеев П. Е., Павлович В. Е. Механизм финансирования государственной услуги в бюджетировании, ориентированном на результат / П.Е. Мазеев, В.Е. Павлович // Вестник самарского государственного экономического университета. – Самара. : Аэрокосмический университет, 2014. №5 (115)
- Художественный музей Атенеум http://www.ateneum.fi/
- Mobile Museum of Art Programs http://www.mobilemuseumofart.com/programs/
- Victoria and Albert Museum The world’s leading museum of art and design. The V&A’s Culture in Crisis Programme. http://www.vam.ac.uk/content/articles/v/the-v-and-as-culture-in-crisis-programme/
Количество просмотров публикации: Please wait