В социально-экономическом развитии Чеченской Республики элементы производственной инфраструктуры отведено особое значение, так как региональные инфраструктурные объекты являются не только составляющими некоторых производственных отраслей и видов деятельности, но основным фактором обеспечивающем условия для функционирования прочих отраслей народного хозяйства. Значимость и необходимость развитой производственной инфраструктуры заметно увеличится с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, когда страна активно включится в мировое хозяйство. Высокая затратность строительства, ремонта, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры (дорог, аэропортов, школ, больниц, объектов ЖКХ и т.д.), предполагает необходимость использования новых видов и форм государственного патернализма в области инфраструктуры, привлечения наравне с государственными средствами, финансовых ресурсов и из других источников. Эффективность функционирования объектов региональной инфраструктуры зависит от учета специфику региона при определении политики региональных органов власти, населения и товаропроизводителей. Основными компонентами при разработке и реализации данного плана являются: социальное развитие – разработка рекомендаций для развития образования и науки, ЖКХ, здравоохранения, инновационной деятельности, бытового обслуживания населения, регулирование и оптимизация территориального размещения населения; экономическое развитие – оценка потенциала объектов производственной инфраструктуры, упорядоченное распределение производительных сил, объектов транспортной инфраструктуры, производственных мощностей.
В рамках выделенных компонентов, основными задачами Концепции выделены:
1) Содействие в восстановлении, формировании и развитии транспортного подкомплекса республики, как составного элемента и социальной (пассажирский транспорт) и производственной инфраструктуры (грузовой транспорт), обеспечивающего население республики и реальный сектор экономики транспортными услугами на достаточном уровне. 2) Создание благоприятных условий дальнейшее стимулирование максимально эффективного использования транзитного потенциала республики с обеспечение безопасности перевозок населения и грузов; 3) Содействие в развитии наукоемких видов деятельности повышение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса Чеченской Республики. 4) Стимулирование опережающего развития объектов социальной инфраструктуры по сравнению с прочими отраслями экономики, как фактора устойчивого развития Чеченской Республики; 5) Создание условий для развития перспективных энергосберегающих технологий для развития инфраструктуры населенных пунктов Чеченской Республики. 6) Снижение барьеров для производственной и социальной интеграции экономики и социальной сферы Чеченской Республики с регионами СКФО.
7) Возрождение и развитие производства в горных, предгорных и сельских территориях ЧР. 8) Разработка и реализация эффективной политики в области охраны окружающей среды и использования экологически безопасных источников энергии. Практика, как российская , так и мировая, показывает, что расширение действующего и освоение нового производства требует поиска новых видов сырья, использование новых и более перспективных мощностей, новых технологий, а ускорение экономического развития соответственно потребуют и модернизацию инфраструктуры, но к сожалению, в России при формирование экономических отношений между хозяйствующими субъектами это обстоятельство зачастую игнорировалось.[ 1 ]
Разработка данного плана проводилась с учетом следующих принципов: рекомендации по формированию и реализации программы развития транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ликвидации разрывов в транспортной сети республики; размещение объектов транспортной инфраструктуры в оптимальных соотношениям соответственно количеству населения и наличии производственных мощностей; использование перспективных разработок в ЖКХ для отопления, освещения, газификации, водоснабжения, канализации, переработки бытовых отходов и т.д. всестороннее стимулирование разработок в области здравоохранения, ранней диагностике заболеваний, разработки и внедрения новых технологий производства лекарственных препаратов, обеспечение доступности медицинских услуг; формирование объектов системы образования для обеспечения доступности образовательных услуг населению республики и других регионов России, стимулирование использования новых и перспективных образовательных программ и технологий, создание благоприятных условий для научной деятельности и инноваций; взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней, частного бизнеса в процессе реализации цели и задач стратегического развития Чеченской Республики. При этом принимался во внимание тот факт, что самостоятельная функционирование объектов производственной инфраструктуры прибыли не приносит, в то же время доказано- чем выше уровень инфраструктурного обеспечения, тем выше степень региональной инвестиционной привлекательности , и наоборот. [2]
В рамках предлагаемой Концепции основными направлениями на среднесрочную перспективу должны стать:
- динамичное и комплексное развитие составных элементов транспортной инфраструктуры в соответствии с реализуемыми в России и Чеченской Республики стратегиями и программами социально-экономического развития;
- повышения конкурентоспособности транспортного комплекса ЧР и формирование транспортной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, и способной обеспечить связи между регионами РФ;
- обеспечение доступности транспортных услуг для экономики и населения с сохранением качества за счет развития дорожной сети;
- транспортное обслуживание динамично развивающегося курортно-рекреационного комплекса, АПК республики;
Состояние социально-экономического развития ЧР предполагает необходимость осмотрительного использования финансовых ресурсов, выделяемых федеральным центром на финансирование всех отраслей, поэтому возникает необходимость ранжирование программ и концепций по степени их значимости для республики. Значимость оптимального соотношения производственной и социальной инфраструктур проявляется при долгосрочном планировании развития региона [3]
Библиографический список
- Баснукаев М.Ш., Мусостова Д.Ш.// Вестник Чеченского Государственного Университета № 2(18) 2015 год.
- Баснукаев М.Ш., Мусостова Д.Ш.// Вестник Чеченского Государственного Университета № 2 2014 год.
- Кисиленко А.Н., Тереньтев В.Г.// Региональная экономика : теория и практика, № 6 2011 год.
Количество просмотров публикации: Please wait