Сельскохозяйственное производство является одним из важнейших секторов экономики Чеченской Республики так как в республике существуют не только благоприятные агроклиматические ресурсы, но и в связи с наличием на территории республики высокой концентрации сельского населения. Чеченская республика является на сегодняшний день одним из основных сельских регионов Российской Федерации.
Доля сельское хозяйство в АПК республики составляет 90%, что свидетельствует о том, что оно является и главным его звеном.
Обеспечение продовольственной безопасности и соответственно развитие сельского хозяйства является значительным шагом к прогрессу в любой стране. В Чеченской Республике уделяется большое внимание восстановлению и развитию как агропромышленного комплекса республики в целом и в том числе фермерских и других хозяйств малого предпринимательства на селе.
Сегодня, в связи с введенными санкциями западных стран, перед сельскохозяйственными производителями стоят ответственные задачи: главные из которых состоят в обеспечении населения продуктами питания и избежание необоснованного роста цен на фиксированный набор продовольственных товаров.
Помимо количественного увеличения необходимо и значительное улучшение уровня качества сельскохозяйственной продукции в республике. Для повышения качества продовольствия необходимо предоставить предприятиям государственную финансовую помощь в организации и освоении новых технологий и средств для агропромышленного комплекса республики. [1,2]
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014 - 2020 годы» является
важнейшим финансовым механизмом, способствующий обеспечению интенсивного развития сельского хозяйства Чеченской Республики.
Несмотря на то, что общая площадь посевов сельскохозяйственных культур под урожай 2015 года в хозяйствах всех категорий составила 216,9 тыс. гектаров, что на 8,0 тыс. гектаров (на 3,5 %) меньше, чем было посеяно под урожай 2014 года [3], производство сельскохозяйственной продукции с января по сентябрь 2015 года во всех хозяйствах республики составил 11541,2 млн. руб, что соответствует 105,3% индексу производства продукции, в 2014 году индекс производства продукции составлял 99,8 %.
Надо отметить что в структуре посевных площадей по категориям хозяйств большая часть посевных площадей республики по-прежнему сосредоточена в сельскохозяйственных организациях и только незначительная часть посевных площадей находится у хозяйств населения(см.Таблица1.).
Таблица 1 – Структура посевной площади Чеченской Республики
№ | Посевная площадь, всего:
в том числе |
100% |
1 | - сельскохозяйственных организаций | 64,8 %, |
2 | - крестьянских (фермерских) хозяйств | 29,6% |
3 | - хозяйств населения | 5,5% |
Проведя сравнительный анализ итогов сбора урожая по состоянию на 1 октября 2014 и на 1 октября 2015 года мы видим что зерновые культуры в сельскохозяйственных организациях собраны с 101,5 тыс. гектаров, что на 17,2 % больше, чем в соответствующем периоде 2014 года и составляет 93,9 % посевов зерновых и зернобобовых культур.
По основным сельскохозяйственным продуктам сбор урожая значительно выше: зерна намолочено на 39,9 % больше, картофеля накопано на 6,2 % больше, а вот валовой сбор семян подсолнечника на 41,9 % меньше, зерна кукурузы на 27,4 % меньше и сахарной свеклы также накопано на 39,4 % меньше по сравнению с 2014 годом, уменьшился и сбор овощей по сравнению с предыдущим годом на 0,4 % (см. Таблица2).
Таблица 2 – Сбор урожая в 2014 – 2015 гг.
№ | Наименование культур | На 01.10. 2015г. | На 01.10. 2014г. |
1. | Пшеница | 211,1 тыс. тонн | 126,9 тыс. тонн |
2. | Картофель | 16,7 тыс. тонн | 15,7 тыс. тонн |
3. | Подсолнечник | 1,2 тыс. тонн | 1,7 тыс. тонн |
4. | Кукуруза | 4,4 тыс. тонн | 5,6 тыс. тонн |
5. | Сахарная свекла | 7,9 тыс. тонн | 11,0 тыс. тонн |
6. | Овощи | 18,5 тыс. тонн | 18,6 тыс. тонн |
Всего: | 259,8 тыс. тонн | 179,5 тыс. тонн |
Повысилась и урожайность зерновых культур, так сбор зерна с гектара по республике составили 20,8 центнера, в предыдущем году сбор зерна составлял 17,4 центнера. Что позволило увеличить в сельскохозяйственных организациях запасы зерна на 17,2 % и получить 65322 тонн зерна. [4]
По сравнению с аналогичной датой предыдущего года во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 1,0% и составило 238,8 тыс. голов, овец и коз стало больше на 5,8% и составило 230,2 тыс. голов, птицы также стало больше на 5,4% и составило 1134,6 тыс. голов.
В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 81,8 % поголовья крупного рогатого скота, 56,2 % овец и коз (к началу марта 2014 года соответственно 81,3 % и 58,5 %). Произведено сельскохозяйственной продукции больше чем в предыдущем году, хотя плановые результаты не были достигли (Таблица 3).
Таблица 3- Производство сельскохозяйственной продукции в 2015 г.
№
п/п |
Наименование | Фактически | По плану | % выполнения плана |
1. | Скот и птица на убой (в живом весе) | 30,5 тыс. тонн | 44,4 тыс. тонн | 80% |
2. | Молоко | 209,9 тыс. тонн | 296,6 тыс. тонн | 70,7% |
3. | Яйца | 74,2 млн. штук | 75,3 млн. штук | 98,6% |
В Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года предусмотрены меры государственной поддержки предприятиям всех форм собственности, участвующих в реализации федеральных и региональных программ и проектов. [5,6]
На поддержку сельскохозяйственных производителей государством запланировано выделение значительных сумм субсидий:
— для развития элитного семеноводства выделено 10,1 млн. рублей;
— на финансирование мероприятий по закладке малолетних насаждений– 167,4 млн. рублей, из них освоены – 78,3 млн. рублей, в том числе 77,1 млн. рублей из федерального бюджета и 1,2 млн. рублей из республиканского бюджета;
— на погашение процентных ставок в 2015 году:
- по краткосрочным кредитам не было выделено субсидий , хотя по плану было намечено выделение 15,1 млн. рублей, в том числе 14,1 млн. рублей из федерального бюджета и 1,0 млн. рублей из республиканского бюджета;
- по субсидированию процентных ставок по инвестиционным кредитам до 8 лет было выделено 68,4 млн. рублей при плане – 108,5 млн. рублей (99,9 млн. рублей из федерального бюджета и 8,6 млн. рублей из республиканского бюджета);
- по кредитам на развитие малых форм хозяйствования также выделено меньше чем планировалось и составило 295,4 млн. рублей при плане – 310,9 млн. рублей (295,4 млн. рублей из федерального бюджета, 15,5 млн. рублей из республиканского бюджета);
- по субсидированию процентных ставок по инвестиционным кредитам до 10 лет (техническая и технологическая модернизация) выделено в объеме – 3,9 млн. рублей (3,7 млн. рублей из федерального бюджета, 0,2 млн. рублей из республиканского бюджета).
— выделено 14,3 млн. рублей на снижение рисков в сельском хозяйстве при плане – 15,1 млн. рублей (16,1 млн. рублей из федерального бюджета, 1,0 млн. рублей из республиканского бюджета).
Для увеличения конкурентоспособности и в первую очередь улучшения качества и снижения себестоимости отечественной продукции необходимо значительное переоснащения и введение инноваций в сельском хозяйстве.
Сегодня, как никогда перед отечественными сельскохозяйственными производителями стоит колоссальная задача: до минимума снижение
доли импорта и максимальное наращивание экспорта, что делает жизненно важной и необходимой проблему модернизации и совершенствовании сельского хозяйства.
Библиографический список
- Увайсаева А.Г. Современные подходы к субсидированию сельского хозяйства в Чеченской Республике//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 11. С. 133-138.
- Увайсаева А.Г. Оценка влияния инфраструктуры на экономическое развитие районов Чеченской Республики // Экономика и предпринимательство. – №10 (51). – 2014. С 409-413
- http://www.parlamentchr.ru
- http://domenicus.ru/economy-chr.ru
- Увайсаева А.Г. Система инфраструктурного обеспечения развития сельского хозяйства Южного региона.//Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 150-152
- Увайсаева А.Г. Региональные особенности формирования производственной инфраструктуры Чеченской республики // Экономика и предпринимательство. – №5( 2). – 2014. С 412-415
Количество просмотров публикации: Please wait