На современном этапе логистика приобрела большую популярность за счет оптимизации использования ресурсов, сокращения затрат и времени на транспортировку товара. Это способствует снижению цен на продукцию, делая ее привлекательнее не только по качественной характеристике, но и по цене.
Логистика способствует привлечению внимания покупателей к данному продукту среди аналогичных, что непременно приведет к успеху и получению максимально возможной прибыли.
Цель – раскрыть понятие логистики, функций управления логистическими системами.
Исследованием проблемы влияния логистических систем на деятельность предприятия занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: М.Е. Залманова [1], Д.Д. Костоглодов [2], Г.А. Левиков [4], М.Р. Линдере [5], Э. Мате [6], В.Н. Менжерес [7] и другие.
Логистика [1, 2, 4] представляет собой науку о рациональной организации товародвижения от поставщика сырья к конечному потребителю, управлении необходимым объемом продукции на складе, обеспечении инфраструктуры.
Из данного определения важно подчеркнуть [3, с.14], что логистическая система управления воспринимается как поток, в котором перемещение всех элементов ассоциируется с целостным организмом, включающим в себя ряд параметров:
- начальный и конечный пункты;
- время движения;
- частота;
- скорость;
- траектория;
- длина пути.
Материальный поток [3, с.16] характеризуется наличием технологической и логистической операциями, контролирующими процесс движения материало-технических ценностей.
Исследуя логистическую систему управления иностранных предпринимателей, отмечено наличие всестороннего рассмотрения проблемы значительных издержек по транспортировке товара, а также складированию готовой продукции, которая длительный промежуток времени не реализуется, что оттягивает процесс товарообмена и замедляет процесс получения прибыли, что, в свою очередь, приведет к сокращению объема продукции на складе и товародвижения на 30-50% и 25-45% соответственно[4, с.73].
Осознание важности логистики также возрастает благодаря разветвлению оптовых сетей и посреднических организаций, что автоматически актуализирует сервис потребителей с предоставлением услуг производства, доставки и информирования. Для того, чтобы данный механизм работал исправно, необходимо повышать качество услуг и продукции в достаточном ассортименте и в нужные сроки с использованием экономного транспортного обеспечения. Эти мероприятия позволят угодить вкусам различных групп потребителей, которые в дальнейшем станут постоянными покупателями, обеспечивая компании стабильный уровень доходов [4, с.80].
Для улучшения качества поставляемой продукции необходимо умело соединять информационные и материальные ресурсы путем решения следующих вопросов:
- определение имеющихся ресурсов;
- объединение данных в единый информационный центр;
- определение путей доставки груза;
- улучшение качественных характеристик товара и его упаковки;
- установление ключевых показателей эффективности производства;
- сопоставление целей и возможностей организации [5, с.62].
Функции логистики делятся на 2 большие группы:
- оперативные – связаны непосредственно с процессом производства;
- координационные – акцент ставится на товарооборот ресурсов, т.е. сбыт.
Логистические координационные функции состоят в:
- анализе объема запасов;
- анализе рынка, конкурентной позиции;
- анализе спроса.
Данные функции предполагают управление спросом и предложением на товар, выявление потребностей реальных и потенциальных клиентов.
Исходя из концептуальных соображений, выделяют такие функции:
- интегрирующая, основанная на процессе товародвижения;
- организующая, согласовывает все стадии жизненного цикла движения продукта;
- управляющая, устанавливающая границы значений каналов сбыта [6, с.22].
Интегрирующая функция контролирует процесс доставки товара от производителя к потребителю, начиная от закупки сырья и материалов и заканчивая производством и распределением по каналам сбыта. На каждой стадии предприятие сталкивается с конкретными уникальными трудностями, которые должны решаться не по отдельности, а в целом, где главная роль отведена сбытовой политике. Она назначает необходимый объем, сроки и ассортимент продукта, тем самым влияет на сам процесс производства на всем предприятии.
Благодаря логистике, отдельные потоки материалов, сырья, стадии их обработки и распределения воплощаются в интегрированную систему с едиными стратегическими целями и задачами [5, с.40].
Организующая функция помогает наладить коммуникационные каналы между участниками товарно-денежных отношений (производители, поставщики. сбытовики), которым необходимо объединить отдельные механизмы с целью налаживания связей, объединяющих различные отрасли деятельности. Эта интеграция происходит за счет единого процесса взаимодействия всех участников и путей доставки продукции и информации от производителя к потребителю [6, с.32].
Управляющая функция нацелена на эффективное взаимодействие уже интегрированных систем путем сокращения затрат и экономии различных видов ресурсов на всем пути движения продукции. Данная процедура осуществляется путем выполнения заданных параметров и в определенных границах в материалопроводящей системе [6, с.46].
Вышеуказанные функциям имеют такие особенности [7, с.17]:
1) они являются комплексом взаимосвязанных функций по формированию, регулированию, реализации, организации материалопотока в механизме товарного обращения;
2) данные функции присущи всем видам субъектов товарно-денежных отношений, где координирующая роль может осуществляться государственными структурами (управление транспортом, энергетическими и материальными ресурсами, торговлей и т.п.);
3) эффективность определяется минимизацией совокупных затрат на всех стадиях товарооборота, т.к. они составляют значительную сумму.
Логистика является популярной наукой в сфере товарно-денежного обращения, которая подходит для всех хозяйствующих субъектов, объединяющая всех участников рынка. Она превращает в единую эффективную систему отдельные процессы товародвижения, обеспечивая снижение издержек, бесперебойную доставку продукции в кратчайшие сроки в нужное место и в необходимом количестве, что обеспечивает конкурентное преимущество предприятия среди аналогичных фирм.
Благодаря знаниям о данной науке многим предприятиям удалось сократить затраты на транспортировку груза, выбирая кратчайшие пути доставки продукции к конечному потребителю. Отпала необходимость аренды складских помещений, так как путем расчета необходимого количества товара и времени на его реализацию, продукция не залеживается, а постоянно находится в движении, обеспечивая непрерывный процесс производства и оборота денежных средств, увеличивая уровень доходов организации.
Наличие разветвленных сетей сбыта продукта и широкий ассортимент товара обеспечивает расширение клиентской базы и налаживанию деловых связей с посредническими организациями, распространяя товар не только в имеющемся регионе, но и далеко за его пределами, выводя предприятие на международный рынок. Таким образом, компания набирает популярность и укрепляет свой имидж, вызывая доверие к проверенному продукту.
Библиографический список
- Залманова М.Е. Логистика / М.Е. Залманова. Саратов: СГТУ, 2014. – 166 с.
- Костоглодов Д.Д. Распределительная логистика / Д.Д. Костоглодов, JIM. Харисова. Ростов н /Д.: Экспертное бюро, 2013. – 127 с.
- Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер; пер. с англ. под общ. ред. B.C. Лукинского. СПб.: Питер, 2012. – 316 с.
- Левиков Г.А. Об эффективности логистики / Г.А. Левиков // Вестник транспорта. 2015. – № 10. – 92 с.
- Линдере М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. / М.Р. Линдере, Х.Е. Ферон. СПб.: Виктория-нлюс, 2015. –768 с.
- Мате Э. Логистика: пер. с франц. под ред. Н.В. Куприенко / Э. Мате, Д. Тиксье. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2014. –128 с.
- Менжерес В.Н. К вопросу образования, функционирования и развития логистических систем / В.Н. Менжерес, В.И. Рябуха // Экономика и логистика менеджмента: межвуз. науч. сб. / СГТУ. Саратов, 2015. – 60 с.