История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Известны различные интеграционные объединения, такие, например, как Центральноамериканский общий рынок; Европейский союз; Арабский общий рынок; Евразийский экономический союз. Интеграционные процессы продолжают идти и сегодня, что говорит о возникновении определенной тенденции, в мировой политике и экономике – межгосударственной экономической интеграции.
Причиной образования Евразийского экономического союза стали, в том числе, и эти тенденции глобального масштаба. Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и существующей, исторически определенной интеграцией между ними.
Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым. Правовая, политическая и экономическая база для интеграции была обоснованна еще в 1995 году, когда были подписаны Соглашение о Таможенном союзе. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие, в результате чего в 2015 году появилась возможность трансформировать ТС в Евразийский экономический союз [1].
С учетом этого, сегодня, в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран.
В целях унификации законодательств стран участниц ЕАЭС, продолжают происходить необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами Таможенного союза, участниками ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:
- Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 года), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [2];
- Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [3];
- Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [4].
Странами ЕАЭС определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран ЕАЭС, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.
Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности ЕАЭС определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах ЕАЭС, еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 году были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010 «О согласованных принципах валютной политики». Целями этих документов стала дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства.
Сегодня необходима дальнейшая работа в этом направлении, так как результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности[5].
Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют некоторые различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы ЕАЭС проблему[6].
Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами ЕАЭС, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.
Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в странах Таможенного Союза: Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена таблица «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза», таблица – 1.
Проведенный анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур.
Так в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами – иностранной валюты через банки.
Также было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно:
-существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций;
-определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;
-действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.
Таблица 1. – «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза».
№ | Валютное регулирование | Республика Казахстан | Российская Федерация | Республика Беларусь |
1. | Существующий орган, для осуществления валютного регулирования | Национальный банк Республики Казахстан | Центральный банк России,
Правительство Российской Федерации |
Национальный банк Республики Беларусь
|
2. | Режим существующего валютного курса | Управляемый валютный курс (плавающий курс) | Управляемый валютный курс (плавающий курс) | Управляемый валютный курс (совершенствование механизма плавающего курса) |
3. | Существующие сегодня ограничения текущих валютных операций,
в том числе |
Не применяются | Не применяются | Частично используются |
3.1 | Установленные ограничения по суммам авансовых платежей связанных с импортом товаров и услуг | Не применяются | Не применяются | Частично используются |
3.2 |
Установленные ограничения по открытию счетов резидентам в иностранных банках | Не применяются | Не применяются | Регулирует Национальный банк |
4. | Разрешения на покупку-продажу резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами – иностранной валюты через банки | Без ограничений | Без ограничений | Без ограничений, (предъявление паспорта) |
5. | Разрешение на покупку-продажу хозяйствующими субъектами, являющимися резидентами -иностранной валюты через банки | Без ограничений | Без ограничений | Ограничения, которые носят целевой характер покупки и временной характер |
6. | Существующие ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках | Без ограничений | Без ограничений | Без ограничений |
7. | Разрешения на проведение операций, по движению капитала | Проверка НБРК обоснованности операции | Без ограничений | Проверка НБРБ обоснованности операции |
Примечание: составлено автором
Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала, сегодня, соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и что способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр., является исторически объективным, но по нашему мнению необходимый к устранению, посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках уже бывшего Таможенного союза, а сегодня участников ЕАЭС. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран ЕАЭС.
Основываясь на тех исследованиях, которые были проведены, мы считаем, что наиболее значимыми мерами, в области валютно-финансового сотрудничества могут стать[7]:
-меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;
-создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связанно с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников ЕАЭС;
-совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.
ЕАЭС является интеграционным объединением государств, прежде всего, Таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и России. ЕАЭС заработало на территории указанных стран с 1 января 2015 года, что объясняет существующие проблемы ЕАЭС, ввиду малого времени для координации процессов интеграции в эту организацию.
В нашей статье «Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза»[7], опубликованной в 2013 году в журнале «Экономика, предпринимательство и право», мы рассмотрели вопросы валютного регулирование и контроля в условиях таможенного союза, в данной статье продолжая развитие этой темы, мы постарались обозначить вопрос валютного регулирование и контроля, уже на более высоком уровне интеграции этих государств, в рамках Евразийского экономического союза.
Мы предлагаем совершенствовать процессы эффективной валютной интеграции, с целью формирования действенного единого валютного пространства, с выходом, в ближайшем будущем на единую платежную валюту, в рамках стран – участников ЕАЭС. Процесс изменений может быть осуществлен в три этапа:
Первый этап – это реализация механизмов более глубокой интеграции банков стран-участников ЕАЭС. Примером могут служить Российские банки, которые работают на рынках партнеров, в рамках Единого Экономического Пространства.
Второй этап – это движение к созданию единой платежной валюты, платежного средства, которое будет являться коллективной единицей для взаиморасчетов, с целью обслуживания внешнеторгового оборота государств-участниц и исполнения роли инструмента для осуществления единых денежно-кредитной и валютной политик этих государств. Этот этап должен включать создание общего центрального банка, функциями которого могут стать: реализация денежно-кредитной политики стран-участниц; общий контроль курсообразования в пределах ЕАЭС; мониторинг, анализ и контроль по выполнению валютных соглашений; продвижение общего платежного средства на мировые финансовые рынки и их использование в финансовых операциях. Формирование новой платежной системы, в рамках рассмотренного процесса даст возможность совершенствовать взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям.
Третий этап – это необходимость введения единой наднациональной валюты и организация валютного союза, расширения участников ЕАЭС за счет вступления других стран, что позволит эффективно использовать механизмы эмиссии новой валюты.
Библиографический список
- Кембаев Ж. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (проблемы и перспективы зарождающегося Евразийского союза). http://www.zakon.kz/203280-tamozhennyjj-sojuz-belorussii.html
- Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле»
- Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003
- Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» 22 июля 2003 г.
- Матвеев М. Глобализация мирохозяйственных связей и национальная экономика. Монография // LAP Lambert Academic Publishing 2014 – 248
- Matveev M.M. The analysis of complex use of raw material, as the factor of economic rationality // International Journal of Innovation Economics. — 2011. — № 2 (2). — http://www.creativeconomy.ru/articles/16369/
- Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 3 (20). — c. 35-44. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30335/