ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Матвеев Михаил Михайлович
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан
кандидат экономических наук, доктор РАЕН, доцент

Аннотация
В условиях дальнейшего развития интеграции стран, в рамках Евразийского экономического союза, роль валютного регулирования и контроля как инструментов экономической политики будет возрастать. Это потребует от стран, участниц ЕАЭС, реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортоориентированных отраслей экономик, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок стран, участниц ЕАЭС.
Степень влияния механизмов валютного регулирования и контроля на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также их согласованность в рамках ЕАЭС, по-прежнему значительна, что и определило актуальность статьи.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, ЕАЭС


PROBLEMS OF CURRENCY INTEGRATION IN THE CONDITIONS OF THE EUROASIAN ECONOMIC UNION

Matveev Mikhail Mikhaylovich
Kokshetausky university of A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Republic of Kazakhstan
Cand.Econ.Sci., doctor of the Russian Academy of Natural Sciences, associate professor

Abstract
In the conditions of further development of integration of countries, within the framework of the Eurasian economic union, role of the currency adjusting and control as instruments of economic politics will increase. It will demand from countries, participants, realization of practical actions in forming of the optimal currency mode, that would assist development of both industries of economies and industries, oriented to the internal market of countries, participants.
Degree of influence of mechanisms of the currency adjusting and control on foreign economic activity of managing subjects, and also their co-ordination within the framework, still considerable, what defined actuality of the article.

Keywords: currency adjusting, currency control


Библиографическая ссылка на статью:
Матвеев М.М. Проблемы валютной интеграции в условиях Евразийского Экономического Союза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/7916 (дата обращения: 14.03.2024).

История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих  регионов мира. Известны различные интеграционные объединения, такие, например, как Центральноамериканский общий рынок; Европейский союз; Арабский общий рынок;  Евразийский экономический союз. Интеграционные процессы продолжают идти и сегодня, что говорит о возникновении определенной тенденции, в мировой политике и экономике – межгосударственной экономической интеграции.

Причиной образования Евразийского экономического союза стали, в том числе, и эти тенденции глобального масштаба. Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и существующей, исторически определенной интеграцией между ними.

Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым. Правовая, политическая и экономическая база для интеграции была обоснованна еще в 1995 году, когда были подписаны Соглашение о Таможенном союзе. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие, в результате чего в 2015 году появилась возможность трансформировать ТС в Евразийский экономический союз [1].

С учетом этого, сегодня, в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран.

В целях унификации законодательств стран участниц ЕАЭС, продолжают происходить необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами Таможенного союза, участниками ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:

- Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 года), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых  Правил [2];

- Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [3];

- Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [4].

Странами ЕАЭС определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран ЕАЭС, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности ЕАЭС определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах ЕАЭС, еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 году были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010  «О согласованных принципах валютной политики». Целями этих документов стала дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства.

Сегодня необходима дальнейшая работа в этом направлении, так как результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности[5].

Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют некоторые различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы ЕАЭС проблему[6].

Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами ЕАЭС, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.

Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в странах Таможенного Союза: Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена таблица «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза», таблица – 1.

Проведенный анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур.

Так в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами – иностранной валюты через банки.

Также было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно:

-существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций;

-определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;

-действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.

Таблица 1. – «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза».

Валютное регулирование Республика Казахстан Российская Федерация Республика Беларусь
 1. Существующий орган, для осуществления валютного регулирования Национальный банк Республики Казахстан Центральный банк России,

Правительство Российской Федерации

Национальный банк Республики Беларусь

 

2. Режим существующего валютного курса Управляемый валютный курс (плавающий курс) Управляемый валютный курс (плавающий курс) Управляемый валютный курс (совершенствование механизма плавающего курса)
3. Существующие сегодня ограничения текущих валютных операций,

в том числе

Не применяются Не применяются Частично используются
3.1  Установленные ограничения по суммам авансовых платежей связанных с импортом товаров и  услуг Не применяются Не применяются Частично используются
 

3.2

 Установленные ограничения по открытию счетов резидентам в иностранных  банках Не применяются Не применяются Регулирует Национальный банк
4. Разрешения на покупку-продажу резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами –  иностран­ной валюты через банки Без ограничений Без ограничений Без ограничений, (предъявление паспорта)
5. Разрешение на покупку-продажу хозяйствующими субъектами, являющимися резидентами -иностранной валюты через банки Без ограничений Без ограничений Ограничения, которые носят  целевой характер покупки и временной характер
6. Существующие ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках Без ограничений Без ограничений Без ограничений
7. Разрешения на проведение операций, по движению капитала Проверка НБРК обоснованности операции Без ограничений Проверка НБРБ обоснованности операции

Примечание: составлено автором

Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала, сегодня, соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и что способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр., является исторически объективным, но по нашему мнению необходимый к устранению, посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках уже бывшего Таможенного союза, а сегодня участников ЕАЭС. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран ЕАЭС.

Основываясь на тех исследованиях, которые были проведены, мы считаем, что наиболее значимыми мерами, в области валютно-финансового сотрудничества могут стать[7]:

-меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для  расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

-создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связанно с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников ЕАЭС;

-совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.

ЕАЭС является интеграционным объединением государств, прежде всего, Таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и России. ЕАЭС заработало на территории указанных стран с 1 января 2015 года, что объясняет существующие проблемы ЕАЭС, ввиду малого времени для координации процессов интеграции в эту организацию.

В нашей статье «Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза»[7], опубликованной в 2013 году в журнале «Экономика, предпринимательство и право», мы рассмотрели вопросы  валютного регулирование и контроля в условиях таможенного союза, в данной статье продолжая развитие этой темы, мы постарались обозначить вопрос валютного регулирование и контроля, уже на более высоком уровне интеграции этих государств, в рамках Евразийского экономического союза.

Мы предлагаем совершенствовать процессы эффективной валютной интеграции, с целью формирования действенного единого валютного пространства, с выходом, в ближайшем будущем на единую платежную валюту, в рамках стран – участников ЕАЭС. Процесс изменений может быть осуществлен в три этапа:

Первый этап – это реализация механизмов более глубокой интеграции банков стран-участников ЕАЭС. Примером могут служить Российские банки, которые работают на рынках партнеров, в рамках Единого Экономического Пространства.

Второй этап – это движение к созданию единой платежной валюты, платежного средства, которое будет являться коллективной единицей для взаиморасчетов, с целью обслуживания внешнеторгового оборота государств-участниц и исполнения роли инструмента для осуществления единых денежно-кредитной и валютной политик этих государств. Этот этап должен включать создание общего центрального банка, функциями которого могут стать: реализация денежно-кредитной политики стран-участниц; общий контроль курсообразования в пределах ЕАЭС; мониторинг, анализ и контроль по выполнению валютных соглашений; продвижение общего платежного средства на мировые финансовые рынки и их использование в финансовых операциях. Формирование новой платежной системы, в рамках рассмотренного процесса даст возможность совершенствовать взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям.

Третий этап – это необходимость введения единой наднациональной валюты и организация валютного союза, расширения участников ЕАЭС за счет вступления других стран, что позволит эффективно использовать механизмы эмиссии новой валюты.


Библиографический список
  1. Кембаев Ж. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (проблемы и перспективы зарождающегося Евразийского союза). http://www.zakon.kz/203280-tamozhennyjj-sojuz-belorussii.html
  2. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года  «О валютном регулировании и валютном контроле»
  3. Федеральный  Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»  от 10.12.2003
  4. Закон Республики  Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»  22 июля 2003 г.
  5. Матвеев М. Глобализация мирохозяйственных связей и национальная экономика. Монография // LAP Lambert Academic Publishing 2014 – 248
  6. Matveev M.M. The analysis of complex use of raw material, as the factor of economic rationality // International Journal of Innovation Economics. — 2011. — № 2 (2). — http://www.creativeconomy.ru/articles/16369/
  7. Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 3 (20). — c. 35-44. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30335/


Все статьи автора «qaz11121966»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: