На сегодняшний день формирование конкурентной стратегии, с целью достижения преимуществ над конкурентами и обеспечения эффективного функционирования организации требует особого внимания. В различных исследованиях, посвященных данной проблеме, конкурентная стратегия определяется как множество приемов и методов, которые использует предприятие для достижения поставленных целей и задач компании в конкурентной борьбе Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также приобрести устойчивую репутвцию на рынке [1].
Товарные запасы представляют собой оборотные активы торгового предприятия, в которые вложены немалые финансовые средства, управление которыми требует определенных усилий, чтобы избежать затоваривания и дефицита товара. В результате этого, управление товарными запасами является одним из основныхэтапов в управлении торговым предприятием, а также весьма актуальным на сегодняшний день, как для крупных торговых организаций, так и для малого бизнеса [4].
Наличие товарных запасов является неотъемлемым условием для деятельности любых торговых предприятий. Наличие запасов у торгового предприятия выполняет очень важную функцию – обеспечивает постоянную продажу товаров, независимо от регулярности производства интересующих товаров и сроков их поставки. Также, содержание запасов объясняется получением дополнительной прибыли в результате сокращения закупочной цены при покупке большого количества товаров.[9].
В настоящее время в Российской федерации развитие и защита конкуренции имеет низкие показатели по сравнению с другими развитыми странами. Невысокий уровень конкурентного развития является одной из основных причин увеличения цен, некачественное предоставление услуг и небольшой потребительский выбор товаров и услуг [2]. По данным доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2013-2014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран. А по признаку – уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг – Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте [3].
Поэтому, исследования вопроса управление товарными запасами на предприятии в настоящее время становится одним из эффективных способов увеличения конкурентного преимущества на уровне субъектов Российской федерации. Данное управление должно осуществляться на профессиональном уровне с применением набора эффективных методов и прикладных программ. С ростом ассортимента продукции и количества поставщиков становится труднее управлять товарными запасами, применяя только лишь классические способы управления запасами.
Управление товарными запасами играет важную роль не зависимо от направления деятельности предприятия, это может быть управление товарными запасами на складе или на условном предприятии торговли. В любом случае не зависимо от направления деятельности необходимо убедиться, что всегда имеется достаточное количество необходимых товаров, чтобы не допустить дефицита или же, чтобы не наблюдался избыток запасов. И в том и в другом случае есть свои недостатки. При дефиците предприятие может недополучить ожидаемую прибыль, а при избытке запасов предприятие может понести большие затраты на их хранение, и впоследствии морального старения уменьшение прибыли.
Целью данного исследования является определение сущности и методов управления запасами как конкурентное преимущество на современном предприятии.
Логистика представляет собой оптимизацию процесса доставки нужного товара или услуги конкретному потребителю, необходимого качества и в определенном количестве, в указанное место и точно в срок, с требуемым уровнем затрат, с обеспечением правовой защиты всех участников цепи поставок. Наличие и доступность необходимого уровня товарных запасов являются гарантом успеха в реализации вышеперечисленных требований [4].
Управление запасами – это очень важный процесс в деятельности любой организации, обеспечивающий регулирование объема товарного запаса компании таким образом, чтобы поставка товаров осуществлялась без задержек, но при этом денежные средства, потраченные на товарные запасы, не должны долгое время «вхолостую», без альтернативного использования, пролеживать на складах, требуя дополнительных издержек на хранение.
Управление запасами представляет собой процесс анализа, прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования уровня товарных запасов в логистической системе предприятия. Именно из-за неправильного управления запасами возникают проблемы на предприятии. Хорошо выстроенная система управления запасами на предприятии может привести к увеличению продаж, улучшению отношений между поставщиками и клиентами, а также увеличению оборачиваеваемости запасов.
Товарные запасы – это инвестиции в активы торговых посредников, фактически, товарные запасы представляют собой «замороженные» денежные средства предприятия. Уровень запасов и издержки на их хранение должны быть оптимальными и обеспечивать равномерную работу транспортной и складской систем [6]. При этом решаются следующие задачи: что заказывать, когда и в каких объемах и где размещать запасы. Необходимо обеспечение условия эффективного товарооборота с определенной скоростью [10].
Чаще всего описывается 2 метода управления запасами. Первый метод представляет собой управление запасами посредством их пополнения до необходимого уровня с постоянной периодичностью, например, раз в неделю. Второй метод характеризуется как метод пополнения запасов с фиксированным объемом заказа. Также существуют методы ABC анализа и XYZ анализа, которые характеризуют товар по стоимости и характеру потребления, соответственно. Совмещение ABC анализ и XYZ анализа дает положительный эффект. Они дополняют друг друга. Преимуществами данных методов являются: повышение доли высокоприбыльных товаров, перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации, а также выявление ключевых товаров и причин, которые влияют на количество товаров, хранящихся на складе.
Но есть некоторые недостатки. Приведенные методы в настоящее время не достаточно конкурентоспособны, поскольку не учитывают множества очень важных факторов, определяемых уровень спроса. Например, сезонность и цикличность потребления или производства какой-либо товарной группы, что ведет за собой увеличение или снижение уровня запасов; темпы роста потребления. Также может быть полезным для изучения спроса и, соответственно, определения необходимого объема товарных запасов, изучение влияния таких показателей как:
уровень инфляции;
уровень денежных доходов населения;
уровень жизни;
динамика числа торговых точек конкурентов на приближенной территории;
динамика числа потенциальных потребителей (например, постоянная
численность населения и численность населения, ожидаемая на время какого-либо мероприятия, рост благосостояния и качества жизни) и т.п.
Перечисленные выше факторы и показатели, характеризующие и влияющие на уровень товарных запасов, могут быть выявлены и исследованы посредством анализа временных рядов и прогнозирования. В настоящее время практически отсутствует литература, в которой были бы рассмотрены методы управления запасами с помощью анализа временных рядов и прогнозирования. При применении данного типа анализа, становится возможным определить не только оптимальный уровень потребности в материальных запасах, но и построить прогнозные значения, характеризующие необходимый уровень запасов на перспективный период времени [4].
Временные ряды в настоящее время представляют собой наиболее стремительно развивающееся, многообещающее направление математической статистики. Для анализа временных рядов и прогнозирования в первую очередь необходимы данные об остатках товарных запасов на складе или данные об уровне продаж с определенной периодичностью за последние годы.
Существуют две основные цели анализа временных рядов: (1) определение природы ряда и (2) прогнозирование. Обе эти цели требуют, чтобы модель ряда была идентифицирована и формально описана.
Большинство регулярных составляющих временных рядов принадлежит к двум классам: тренд, либо сезонная составляющая. Тренд это общая систематическая компонента, которая может изменяться во времени. Сезонная составляющая – это периодически повторяющаяся компонента.
Сглаживание всегда включает некоторый способ локального усреднения данных, при котором несистематические компоненты взаимно погашают друг друга.
Таким образом, проанализировав тренд ряда, можно говорить о тенденциях и динамике. Выявив динамику ряда показателей, можно уже сделать определенные выводы, относительно поведения рынка и об общем развитии компании, товарооборота.
Любое предприятие регулярно закупает сырье, материалы и товары для перепродажи и прочие активы – без них не возможна успешная деятельность организации. В то же время запасам свойственно портиться и терять товарный вид, поэтому они требуют больших затрат на хранение. [8].
Специалисты пытаются решить эту проблему и зачастую приходят к выводу о необходимости разработать и внедрить автоматизированную систему управления запасами.
Business intelligence (сокращенно BI) — это методы и инструменты для перевода необработанной информации в осмысленную, удобную форму. Эти данные используются для бизнес-анализа [7]. Современные BI-решения позволяют осуществлять систематический контроль и анализ движения и состава запасов, предоставляют возможность снизить риски образования неликвидных товаров и сверхнормативов, избежать замораживания средств. Все это безусловно влияет на успешность предприятия и ее прибыль, как значительное конкурентное преимущество.
Использование систем бизнес-анализа в сфере управления запасами позволяет эффективно справляться со следующим набором задач:
непрерывное осуществление контроля состояния KPI-показателей (например, контроль сроков годности, коэффициента оборачиваемости запасов и т.д);
систематическое поддержание оптимального объема запасов;
контроль и анализ состояния и качества товаров, проводить их классификацию;
отслеживание спроса на те или иные виды продуктов;
прогнозирование состояния запасов в ближайшей и долгосрочной перспективе для своевременного принятия решения об их пополнении.
Применение BI-платформы для работы с запасами позволяет пользователю получить такие преимущества как: извлечение актуальной информации о запасах компании; точный анализ запасов по различным критериям; возможность принимать обоснованные решения, опираясь на данные анализа [5].
Конкурентоспособность для предприятия является одним из главных факторов. Ведь благодаря ей, организация совершенствуется как в производстве так и управлении. И именно в вопросе конкурентного преимущества может помочь такой фактор как грамотное управление запасами. Таким образом, использование анализа временных рядов и прогнозирования остатков запасов на складе, а также применения грамотного BI-решения дает предприятию возможность увеличить производительность, уменьшить расходы на хранение продукции, максимально ускорить оборачиваемость, верно прогнозировать, увеличить конкурентоспособность организации в целом и обеспечить устойчивую позицию на рынке.
Библиографический список
- Романенко В.А., Мищенко М.В. Совершенствование методического подхода к оценке конкурентного потенциала // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» : http://www.scienceforum.ru/2014/546/670 (дата обращения: 26.05.2015).
- Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2012». Игнатова Т. В. и Мальцева О. В. (2012). Институциональная организация конкурентных отношений в современной экономике // Идеи и идеалы, Т. 1, № 1(11). C. 92.
- Мальцева О. В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России // Электронный ресурс. 2014. №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-i-otsenka-urovnya-razvitiya-konkurentsii-v-rossii (дата обращения: 28.05.2015).
- Ермаков А. А. Разработка модели прогнозирования спроса при управлении товарными запасами в розничной торговле: дис. …. к-та энок. наук: 08.00.12. / Ермаков Александр Александрович. – Москва, 2015. – 141 с.
- Автоматизированное управление запасами. Рейтинговая аналитическая группа. 2015. – Электронный ресурс. Режим доступа: HYPERLINK “http://groupra.com/blog15.html” http://groupra.com/blog15.html
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдино. – М.: Изд-во Эксмо. 2005. с. 420.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Business intelligence. Электронный ресурс. Режим доступа: HYPERLINK “https://ru.wikipedia.org/wiki/Business_Intelligence” https://ru.wikipedia.org/wiki/Business_Intelligence (дата обращения: 29.05.2015)
- Лымарева О. А., Ахрарова С.Т. Инновационная деятельность предприятий: проблемы и их решения / Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №12 (27). С. 18
- Лымарева О.А., Сулейманова В.Э. Состояние и проблемы кредитования предприятий в современных экономических условиях России / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. №33. С. 34-39
- Дедкова И. Ф., Емтыль А.А. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях информационного общества / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №7-1. С. 159-162