1 января 2012 г. на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан вступило в действие Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое, в отличие от Таможенного союза (ТС), регулирует уже не только торговлю товарами, но также деятельность по предоставлению услуг, перемещение финансового и человеческого капитала (рабочей силы). Кроме того, это свободное передвижение граждан данных стран, облегченная процедура получения гражданства, единые условия при поступлении в вузы и значительная унификация в сфере медицинского обслуживания. С 1 января 2015 г. в полной мере вступили в силу интеграционные соглашения Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что дало новый виток в развитии интеграции на постсоветском пространстве.
В планах ЕАЭС присоединение к Европейскому Союзу (ЕС), что весьма обосновано с точки зрения развития отраслей экономики, в том числе туризма. Россия, Беларусь и Казахстан готовы поделиться своими ресурсами в обмен на инвестиционный капитал и новые технологии ЕС [1,3,5]. С началом создания ЕЭП стало возможно говорить о заложении базы формирования единого рынка, в том числе общего рынка туристских услуг между странами, входящими с него. В основе функционирования данного единого рынка положены основные принципы Шенгенской зоны. Создание ЕЭП ТС является самым высоким уровнем экономической интеграции стран, а Союзные программы – совершенно уникальным сегментом интеграции, которого нет ни в каких иных интеграционных образованиях мира. Единый рынок поможет сделать Россию, Беларусь и Казахстан ближе друг к другу, позволяя, тем самым, лучше противостоять кризисам и их последствиям, а также будет способствовать привлечению большего числа инвесторов. Именно в этом сейчас нуждается туристский рынок, как Беларуси, так и России и Казахстана. На сегодняшний день инвестиционный климат в России и Беларуси не способствует привлечению инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.[4,6] Практически 90 % инвестиций идет на строительство малых объектов, доходность которых невелика. На развитие же крупных объектов инвесторы, на данный момент, предпочитают не вкладывать средства, а государственный бюджет не способен их финансировать.
Многие специалисты отмечают, что темпы восстановления экономик России, Беларуси и Казахстана после финансового кризиса значительно замедляются. Это также весьма негативно отражается на инвестиционном климате. От создания ЕЭП выигрывает инвестиционный климат всех стран, входящих в него. Это связано, в первую очередь, с огромными возможностями для субъектов хозяйствования функционировать на гораздо более ёмком рынке ЕЭП, что будет способствовать привлечению большего числа как иностранных, так и отечественных инвесторов. Огромным плюсом в данном случае станет пограничное расположение трех государств друг к другу. По сути, можно провести некую параллель с тем, что было при Советском Союзе, когда также был единый рынок, в котором темпы роста внутреннего туризма стремительно росли. В то же время, отличительной особенностью общего рынка ЕЭП от общего рынка СССР является то, что при ЕЭП страны, входящие в него остаются независимыми по отношению друг к другу. Цели интеграции стран ТС направлены на улучшение показателей социально-экономического развития стран. За счет интеграции в ЕЭП и появившимся возможностям свободы передвижения не только товаров и людей (Таможенный Союз), но и капиталов и человеческих ресурсов (рабочей силы), сформируется общий рынок туристских услуг, благодаря которому исчезнут многие социально-экономические проблемы, в том числе проблемы безработицы и бедности. По словам директора департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Секретариата Комиссии ТС Галины Мартинкевич, экономические успехи от создания ЕЭП будут проявляться в создании тысяч новых производств и рабочих мест [2], в том числе в сфере туризма. Появится общий рынок труда. Это будет способствовать увеличению объемов предоставляемых услуг, и, как следствие, увеличению потока туристов в эти страны. С привлечением инвестиций в крупные объекты туристской сферы, появится возможность эффективного и гораздо более активного развития туристской инфраструктуры. В конечном счете, будет сформирован имидж стран ЕЭП как стран с высоким уровнем, в том числе и туристского обслуживания, развитой сферой предоставляемых услуг и благоприятным инвестиционным климатом.
Библиографический список
- Горовой А.А., Шлафман А.И. Пространственная организация интегрируемых инновационных предпринимательских структур// Экономика и предпринимательство. № 3(56) 2015. С. 869-876
- Котов А. И., Богачев В. Ф. Научные основы формирования инновационной региональной системы//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. Выпуск 2 (61). 2013. С. 4 -11.
- Леонтьев Р. Г., Веретенников Н. П. Выбор стратегий железнодорожных корпораций, связанных с вовлечением малого бизнеса (окончание)//Бюллетень транспортной информации.-2006.-№ 7.-С. 16-23.
- Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона // Лента. Ру: новостной ресурс. 2010. 25 нояб. URL: http://lenta.ru/news/2010/11/25/wirtschaft/.
- Что России даст Единое экономическое пространство? // Российская газета – 2011. – 29 дек. – №5671 (295). URL: http://www.rg.ru/2011/12/29/prostranstvo.html.
- Шлафман А.И. Методические основы оценки эффективности государственного регулирования интеграционной деятельности предприятий//Мир экономики и права. -2011. №4. -С. 4-13.