Проблема налогового администрирования является одной из ключевых в функционировании налоговой системы страны, а как следствие экономической и налоговой безопасности государства. Не раз отмечалось на самом высоком уровне о необходимости совершенствовать существующее налогового законодательство не путём введения новых налогов, а путём улучшения администрирование действующих. Об этом было сказано Дмитрием Медведевым на ХIII Международном инвестиционном форуме “Сочи -2014″, на восьмой встрече Форума по налоговому администрированию. На заседаниях правительства А. Силуановым так же отмечалась важность сближения налогового и бухгалтерского учёта, направленного на повышение качества предоставляемой отчетности, при этом не в ущерб налогоплательщику. Помимо это, актуальность проблемы подтверждается сложной экономической ситуацией в стране и мире, когда в силу введения всевозможных санкций , государству необходимо более рационально и эффективно использовать внутренние возможности привлечения средств, в частности налоговые поступления.
Обращаясь к налоговому администрированию как инструменту повышения эффективности налоговых поступлений, исследуем аналитическую информацию по двум направлениям: статистику налоговых правонарушений и связанный с этим эффект экономического ущерба, с одной стороны, и показатели эффективности экономической деятельности СРО аудиторов в аспекте резервов повышения этой эффективности за счет усиления роли налогового аудита в рамках обязательного, с другой стороны.
Проведённый анализ свидетельствует о следующем:
1.Согласно проанализированной статистике, количество экономических преступлений имеет тенденцию к снижению, в 2012-2013 оно составило 18%, однако это не говорит об их фактическом снижении, скорее о недостаточной раскрываемости преступлений в этой сфере.
2.Динамика преступлений налогового характера не коррелирует с динамикой общеэкономического характера, с динамикой материального ущерба от налоговых преступлений, поэтому особенно остро ощущается нехватка необходимых для исследования данных по налоговым преступлениям.
Очевидно, что несмотря на высокие абсолютные показатели налоговой преступности, в соответствующие годы было зафиксировано наименьшее значение относительных показателей. Можно сделать вывод, что значение имеет не столько снижение количества преступлений в общем, а снижения ущерба от каждого конкретного нарушения.
3. Структура доходов 5 СРО на 2013 год распределяется с тем же характером, что и структура их численности – большую долю занимают АПР .
4. Динамика численности СРО имеет тенденцию к снижению, в 2012-2013 снижение составило 4,5 %.
5. Динамика доходов СРО имеет тенденцию к снижению прироста, если в 2011-2012 он составлял 24,8%, то в 2012-2013 уже лишь 3,1%.
Учитывая тенденцию к снижению численности и соответственно доходности СРО, можно говорить об оттоке аудиторов из данного вида деятельности в следствие резкого сокращения объёмов работ, в частности обязательного и инициативного аудита, который сосредотачивается в основном в ограниченном перечне аудиторских компаний и не позволяет развиваться данному виду деятельности. Однако, учитывая оценку экономической преступности, можно констатировать глобальную необходимость развития и расширения рынка аудиторских услуг, направленных на повышение эффективности контрольно-проверочных мероприятий в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.
В контексте сказанного, можно отметить также, что существует резерв увеличения доходов СРО в первую очередь за счет увеличения членских взносов. Но не повышения суммы взноса как таковой, а повышения доли членов с большим доходом и большей численностью, ведь именно эти показатели являются базой для расчета взноса. Соответственно, чем выше доход и численность, тем больше взнос.
Сами же организации могут повысить эти показатели за счет внедрения новых услуг. В частности, на данный момент налоговый аудит и налоговые консультации на его основе являются факультативными при проведении обязательных мероприятий аудиторскими организациями. Отметим, что осуществление налогового аудита аудиторскими организациями никоим образом не пересекается с профессиональными обязанностями налоговых органов. Включение же его в обязательные мероприятия, проводимые аудиторскими организациями, могло бы увеличить доход стороны, проводящей аудит, соответственно доходы СРО, формируемые за счет взносов, и снизить налоговые риски организаций, риски банкротства, возникающие порой по итогам контрольно-проверочной деятельности налоговых органов и выражающиеся в суммах доначисленных налогов и штрафных санкций.
Кроме того, крайне незначительна численность сотрудников выездных налоговых проверок и мала доля покрытия в этой части хозяйствующих субъектов. И несмотря на то, что в настоящее время активно разрабатываются законопроекты в области налогового консультирования и налогового мониторинга, потенциал их работы в будущем. Однако, аудиторские фирмы имеют реальные ресурсы, позволяющие рассмотреть бухгалтерскую и налоговую информации во взаимосвязи, что видится более эффективным и актуальным в аспекте сближения бухгалтерского и налогового учета, о чем говорится как об одной из задач, которую предстоит решать в ближайшее время. В этой связи, консультации сотрудников аудиторских фирм по вопросам налогообложения могут оказаться более профессиональными, полезными.
СРО в этом аспекте могут найти для себя резервы увеличения доходов в проведении повышения квалификации аудиторов по вопросам, связанным с налоговым учетом, налогообложения в целом. Это также повысит уровень грамотности аудиторов как таковых и их клиентов, получающих более качественную и разностороннюю консультацию. В этом аспекте увеличатся и доходы, формируемые за счет взносов на внешний контроль качества.
Таким образом, налоговый аудит, как сопутствующая услуга в аудиторских компаниях будет способствовать не только более эффективному контролю налогоплательщиков в части правильного начисления налогов, но и увеличению доли налоговых доходов в бюджете страны.
В последующем планируется расширить перечень исследуемых факторов, влияющих на формирование угроз и рисков налоговой безопасности государства. В следствие чего повысится и актуальность налогового аудита.
Библиографический список
- The Civil Code of the Russian Federation (RF CC) from30.11.1994 N 51 -FZ (ed from 22.10.2014) .
- RF Tax Code (Tax Code. Part I of 31.07.1998 № 146-FZ (as amended on 02.04.2014). Part II of 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 05.04.2013).
- Hraznova A.G., Dumnaj N.N. Macroeconomics. Theory and Russian practice: a textbook – 5th edition, Rev. and add. – M.: KNORUS 2008. Р. 688.
- Okun A.S. Tax tools to ensure the economic security of the state: a monograph . Krasnodar Kuban State. University, 2010. Р. 126.
- Statistical data on reporting forms. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/
References
- The Civil Code of the Russian Federation (RF CC) from30.11.1994 N 51 -FZ (ed from 22.10.2014) .
- RF Tax Code (Tax Code. Part I of 31.07.1998 № 146-FZ (as amended on 02.04.2014). Part II of 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 05.04.2013).
- Hraznova A.G., Dumnaj N.N. Macroeconomics. Theory and Russian practice: a textbook – 5th edition, Rev. and add. – M.: KNORUS 2008. Р. 688.
- Okun A.S. Tax tools to ensure the economic security of the state: a monograph . Krasnodar Kuban State. University, 2010. Р. 126.
- Statistical data on reporting forms. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/