ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ

Зинченко Ирина Сергеевна1, Нехай Дарья Александровна1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
В статье раскрываются инновационные и эффективные метода социальной работы с детьми- инвалидами с использованием информационных технологий. Описываемые методы будут полезны социальным работникам, педагогам коррекционных образовательных центров, родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Использование данных технологий позволят успешно социализироваться детям- инвалидам в современном мире.

Ключевые слова: адаптация, дети- инвалиды, дистанционное обучение, информационные технологии, применение ИТ социальная работа, развитие, социализация


THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOCIAL WORK WITH CHILDREN – DISABLED

Zinchenko Irina Sergeevna1, Nekhay Darya Aleksandrovna1
1Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
The article describes an innovative and effective method of social work with children with disabilities using information technology. The methods described will be useful to social workers, educators correctional education centers, parents of children with disabilities. The use of these technologies will enable children with disabilities to socialize successfully in today's world.

Keywords: adaptation, children with disabilities, development, distance learning, information technology, socialization, use of IT social work


Библиографическая ссылка на статью:
Зинченко И.С., Нехай Д.А. Использование информационных технологий в системе социальной работы с детьми - инвалидами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8742 (дата обращения: 15.03.2024).

В современном обществе проблема организации социальной адаптации детей- инвалидов с использованием информационных технологий очень актуальна. Инвалидность является проблемой всего общества в целом. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Дети- инвалиды очень чутко реагируют на отношение социума к ним, чувствуют свою неполноценность, обделенность и одиночество. Одна из главных задач цивилизованного общества улучшить условия жизни детей- инвалидов, создать почву для их самореализации, развития собственного потенциала в рамках современного социума. Система образования и воспитания должна учесть особые потребности и возможности детей- инвалидов, с целью успешной адаптации к условиям жизни. Для того, чтобы найти необходимую информацию, друзей, оказавшихся в подобной жизненной ситуации, расширить свой кругозор таким детям необходим персональный компьютер и выход в Интернет. Информационные технологии дадут возможность достичь высокого уровня учебного процесса, сделать более реальным доступ к образовательным ресурсам, а так же создать условия для получения необходимых знаний и развития творческих способностей человека с ограниченными возможностями. Для детей- инвалидов, которые не могут обучаться в обычных школах, придумано дистанционное обучение. Для этого им так же нужен компьютер с комплектом специальных программ, созданных под их индивидуальные особенности.[1]

Таким образом информационная технология — это деятельность, которая использует множество средств и методов сбора, обработки и передачи материала для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Инструментом ИТ являются: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления данными, информационные системы функционального назначения и т.д. К основным видам ИТ относят: обработки материала, управление, автоматизированный офис, поддержка принятия решений и экспертные системы. [2, 3, 4]

Применения ИТ в образовании детей-инвалидов достаточно разнообразны, но в нашей статье мы выделим следующие направления их использования: ИТ в решении компенсационных задач, где применение технологий в качестве дополнительных устройств помогает учащимся, имеющим ограниченные способности, принимать участие в образовательном процессе; в решении коррекционных задач, которое улучшает возможности образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний и восстановление нарушенных функций; в решении докторальный задач, где использование ИТ как инструмента содействует пику реализации интеллектуального и творческого потенциала детей-инвалидов и создает условия для применения предпосылок обучения и контроля знаний; в решении коммуникативных задач, которые выступают единичным способом связи с внешним миром.[5]

Информационные технологии обладают широким спектром действия, поэтому их применяют в социальной работе с детьми- инвалидами. Инвалидность бывает разная, по слуху, по зрению и опорно- двигательному аппарату. Например, для детей- инвалидов по слуху само восприятие звуков доставляет удовольствие. Глухим детям нравится вслушиваться в музыкальные передачи, что имеет большое значение в их развитии. Для этого информационные технологии изменяют громкость определенных частот и аудиозаписей, что помогает адаптироваться ребенку с нарушением слуха. А также одним из методов, основанных на информационных технологиях является БОС- тренинг. БОС – метод, который позволяет показать пациенту на экране монитора или в аудио-форме текущих значений его физиологических показателей, определяемых клиническим протоколом. Не маловажную роль в образовании глухих детей играет Интернет. Они могут использовать чат- семинары, телеконференция, чат- консультации в режиме Off- line посредством электронной почты. А так же очень полезны видеоматериалы и анимация, связанные с изучением различных явлений и процессов. Анимации содержат гиперссылки, которые содержат части изображения, что очень важно при работе с детьми- инвалидами по слуху.

Для развития детей- инвалидов по зрению так же обширно применяют информационные технологии, например, электронные тренажеры, представляющих слабовидящему ребенку набор специальных упражнений, направленных на развитие функций цветовосприятия, зрительной фиксации и балансировки зрительных полей. Так же не обошел стороной детей с данными ограничениями и Интернет. При работе с ним используются технологии IP-телефонии, потокового аудио и материалы аудиофайлов. Не маловажную роль в системе обучения слепых и слабовидящих детей играет аудиоматериал. Он представляет собой аудиозапись с теорией учебного материала, основанную по подобию классического учебного пособия.

Для развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата так же используется метод БОС по электромиограмме, позволяющая обучать ребенка, при помощи специальных устройств, произвольному управлению собственных двигательных единиц. За частую дети- инвалиды сталкиваются с проблемой одновременного нажатия нескольких кнопок клавиатуры, для этого используют специальные накладки, поверх стандартной клавиатуры, тем самым делая легче доступ к кнопкам.

Развитие информационных технологий повысило не только свободный доступ к информации, но и создало достаточно хорошие условия для усвоения полноценного образования для детей с ограниченными возможностями. Применение ИТ является неотъемлемой частью, которая помогает достичь больших успехов в учебном процессе. [6, 7, 8] Обладая огромным потенциалом для возмещения ограниченных способностей у детей- инвалидов, информационные технологии могут стать значительным дидактическим и коммуникационным инструментом, который способен создать основу для развития личности, тем самым помочь детям- инвалидам быть ближе к современному обществу.

Для улучшения жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями в основном используются два подхода: дистанционные технологии и цифровые образовательные ресурсы. Дистанционные технологии основываются на самостоятельном обучении. Ребенок не имея возможности видеться с преподавателем, может быстро связаться с ним через телекоммуникации. Этот подход включает в себя различные кейсы, модульные и сетевые технологии, а также обучение на базе Интернет- технологий. ЦОР являются важным процессом в обучении детей- инвалидов за счет использования интерактивных и мультимедийных элементов, тем самым повышают уровень образования. На основе вышесказанного создаются различные центры. Один из таких центров под названием «Держи мою руку» был открыт в городе Мирном, он оснащен двумя современными компьютерами, всем необходимым периферийным оборудованием и программным обеспечением, которое помогает детям с легкостью пользоваться компьютером. [9, 10]

В современном мире дети с ограниченными способностями не всегда имеют возможность самостоятельно проходить обучение и переучиваться, этот факт вытесняет их за грань условий современной жизни. И если раньше причиной такого неравенства считалось происхождение, материальное положение, положение в обществе, то на сегодняшний день фактором такого расслоения является низкий уровень информационной культуры. Исходя из этого, можно сказать, что скоро судьба детей-инвалидов будет зависеть от того, насколько они будут способны быстро получать, пользоваться той или иной информацией.

Своевременная информированность детей, с ограниченными возможностями, позволит им реабилитироваться в обществе, поможет получать полноценное образование и активно принимать участие в жизни социума. В современных условиях этому способствуют именно информационные технологии.

В настоящее время люди не имеют возможностей, которые могли бы обеспечить таких детишек необходимым и свободным для них доступом к информационным технологиям. Поэтому это нужно развивать, стремиться и принимать соответствующие нормы для разработки программ для их реализации.


Библиографический список
  1. Дмитриева Г.Ю. Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами [Электронный ресурс]. URL:http://xreferat.ru/84/776-1-primenenie-informacionnyh-tehnologiiy-v-sisteme-social-noiy-raboty-s-det-mi-invalidami.html
  2. Бочарников, В.Н. Информационные технологии в туризме: Учеб. пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блиновская. – 2-е изд. стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 358с.
  3. Моисеенко Е. В., Лаврушина Е. Г. Информационные технологии в экономике [Электронный ресурс]. URL:http://abc.vvsu.ru/Books/inform_tehnolog
  4. Черкасова, Е.А. Информационные технологии в банковском деле: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.А. Черкасова, Е.В. Кийкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011, 320 с.
  5. Токарева Н.Г. Роль информационных и коммуникационных технологий в образовании инвалидов. Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 55-61.  [Электронный ресурс]. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a284815b5c52cd2dc32576d7004a904c
  6. Лаврушина Е.Г., Моисеенко Е.В. Управление процессом обучения на основе квалиметрического подхода // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 92-96.
  7. Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
  8. Лаврушина Е.Г. Информатизация общества и проблемы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/74.asp
  9. Открытие Центра информационных технологий для детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL:http://sakha.gov.ru/node/133848
  10. Китаева И.В. Примеры применения информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL:  http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/06/19/primery-primeneniya-informatsionno


Все статьи автора «Зинченко Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: