Конкурентоспособность, один из основополагающих факторов эффективности деятельности предприятия. Компании, имеющие значительные конкурентные преимущества получают результат в виде увеличения клиентской базы и, соответственно, прибыли. Конкурентное преимущество – это характеристики или особенности фирмы, дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Конкурентоспособность, соответственно, это наличие у фирмы таких преимуществ.
Конкурентные преимущества разделяют на внешние и внутренние. К внешним относят преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров и услуг, важных для потребителя. А внутренние конкурентные преимущества – это преимущества компании над конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, рекламе и т.д. Естественно, что конечная цель любой фирмы это победа в конкурентной борьбе. Для достижения максимального успеха, компания должна иметь четко сформулированные цели своей деятельности, и, безусловно, учитывать как внешние, так и внутренние конкурентные преимущества, и стремиться к их улучшению.
В настоящий момент, в условиях нестабильности, государство осуществляет ряд антикризисных мер, вместе с тем предприятия внедряют собственные решения для удержания и укрепления своих позиций на рынке, в результате, становятся видны слабые стороны одних предприятий и сильные стороны других. Конкурентная борьба в таких условиях обостряется и победителем из этой борьбы выходит тот, кто добьется больших конкурентных преимуществ не над конкурентами, а преимуществ по отношению к потребителю.
Рассмотрим конкурентные преимущества строительной отрасли в условиях кризиса. На строительной отрасли последствия кризиса сказались не однозначно. С одной стороны значительно сократился спрос на недвижимость из-за ухудшения экономического состояния граждан, а с другой стороны в условиях финансовой нестабильности люди вкладывают заработанные деньги в строительство. По словам первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, Елены Николаевой: «можно предположить, что в конце 2014 – первой половине 2015 года ситуация на рынке недвижимости будет довольно стабильной с некоторой тенденцией к снижению цен, особенно в строящихся объектах. В долгосрочной же перспективе не исключается тенденция к небольшому росту цен на недвижимость»[1].
Рынок строительных услуг характеризуется конкурентоспособностью и гибкостью. Повышение конкуренции на этом рынке, следствие роста требований потребителей к качеству, безопасности, надежности. В современных условиях, например, потребители придают немаловажное значение экологичности продукции строительства. Это может стать одним из конкурентных преимуществ строительной компании и обеспечить лояльность потребителей не только в условиях экономического кризиса.
За ноябрь 2014 года в России зафиксирован рост жилищного строительства на 4,1 %. В совокупности в этот период было построено 7,9 миллионов квадратных метров жилья. А за весь 2014 год возведено около 64 миллионов квадратных метров жилой площади или. В 2014 году был выполнен объём работ, превышающий 5 триллионов рублей[2].
На конференции «Жилищное строительство и ЖКХ» проведенной 16 марта 2015 года, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Михаил Мень заявил, что в кризис выгодно инвестировать в строительную сферу. По словам министра: «У тех, кто проинвестировал в сложный период турбулентности, через год-два, когда мы выйдем из сложной кризисной ситуации, будут как раз те объемы, которые они смогут реализовывать»[3].
Существуют три направления достижения конкурентных преимуществ, выделенных М.Портером: лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование[4]. В сфере строительства возможно применение любого из этих направлений. Так, применяя стратегию лидерства в издержках, компании стремятся минимизировать затраты, в основном сбытовые, а так же затраты на рекламу. Такие компании нацелены на широкий рынок и стараются привлечь как можно больше потребителей, и это им удается, так как за выполнение работ они предлагают цены значительно ниже своих конкурентов. Благодаря этому получают более высокую прибыль, тем самым обеспечивают стабильность своего предприятия в период кризиса.
Рассмотрим также стратегию дифференциации. Строительные компании, применяющие эту стратегию, стремятся занять уникальное положение в строительной отрасли посредством придания своей продукции характеристик, которые могут быть высоко оценены потребителями строительных услуг[5]. Здесь речь идет не о низкой цене, напротив, за выполнение работ компания, использующая стратегию дифференциации, запросит более высокую цену. Но это оправданно лучшими характеристиками их продукции. Такие компании стараются отличаться от конкурентов и создают продукт, пользующийся ограниченным спросом, но обладающим большей полезностью, чем товары конкурентов. В строительной сфере стратегия дифференциации выражается в более коротких сроках строительства по сравнению с конкурентами, эффективным взаимодействием с поставщиками и каналами сбыта. Так же она связана с использованием новых технологий при производстве строительной продукции и применением более качественных и экологичных строительных материалов. За счет более высокой цены, такие компании покрывают издержки на дифференциацию. У них свои потребители, которые готовы платить больше, за более качественный, уникальный продукт.
Строительство – это один из «чувствительных» сегментов рынка, так как моментально реагирует на изменения в экономике страны. Осуществляя строительство, компания расходует лишь 20-30% собственных средств. Остальные 70-80% средств занимает в банке[6]. В условиях кризиса банки повышают ставки по кредиту, следовательно, деньги для строительных компаний становятся более «дорогими». Следствием этого является заморозка проектов строительства или сокращение его объемов. Такая тенденция присуща строительным компаниям как среднего так высшего ценового сегмента. На прошедшей в феврале 2015 года выставке «Жилищный проект», профессионалы рынка недвижимости высказали мнение, что в условиях кризиса наибольшее падение спроса ждет сегмент элитных новостроек[7]. Поэтому на наш взгляд стратегия дифференциации в условиях кризиса является не самой эффективной.
Стратегия фокусирования представляет собой такую форму развития бизнеса, при которой деятельность компании сконцентрирована на определенной узкой сфере, на ограниченном рынке в рамках одной отрасли[8].
Такая стратегия используется в основном на малых и средних предприятиях. Например, индивидуальное строительство. Оно будет востребовано даже в условиях кризиса. Несмотря на экономическую ситуацию в стране, мелкие ремонтные и строительные работы необходимы, а, следовательно, пользуются спросом. При условии качественного выполнения работ, эти компании не только «выживут» в условиях кризиса, но и могут выиграть в конкурентной борьбе[9].
Таким образом, конкурентные преимущества предприятия в условиях кризиса могут быть достигнуты путем реализации различных стратегий. Безусловно, для выбора стратегии необходимо учитывать сферу деятельности, масштабы бизнеса, территориальное расположение, ситуации в экономике, насыщенность рынка данной продукции и многие другие факторы. Каждая стратегия несет в себе риски, поэтому приверженность одной стратегии в условиях нестабильности может быть опасна для компании.
Для того чтобы удержать свое положение на рынке в условиях кризиса, компания должна своевременно проводить анализ своей конкурентоспособности, учитывая изменения происходящие в экономике и выбирать по результатам анализа подходящую в данный момент стратегию.
Библиографический список
- URL:http://ok-inform.ru (дата обращения: 23.03.2015)
- http://expert-kr.ru“>URL:http://expert-kr.ru (дата обращения: 23.03.2015)
- URL:http://asninfo.ru (дата обращения: 23.03.2015)
- Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
- Мацоян Д.О. «Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве». Российское предпринимательство №1 (199) за 2012 г. стр.143-148.
- Лымарева О.А., Сулейманова В.Э.; Состояние и проблемы кредитования предприятий в современных экономических условиях России. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014.№33.С.34-39.
- http://www.bn.ru“>URL:http://www.bn.ru (дата обращения 24.03.2015)
- Дедкова И.Ф., Емтыль А.А.; Ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях информационного общества. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №7-1. С. 159-162.
- Лымарева О.А., Ахрарова С.Т.; Инновационная деятельность предприятий: проблемы и их решения. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013.№ 12(27). С.18.