После распада СССР Россия переживала нелегкие времена: крах политической системы, дефолт и экономический кризис страны, многие производственные предприятия, которые зачастую являлись и градообразующими, погрузились в состояние кризиса на долгие годы. Хотя после этого уже прошло более 20 лет, но и сейчас большинство из них находятся на этапе «Зрелость», которому присуще следующие характеристики:[3]
- Акцент делается на том, кто является источником проблем, а не на том, что нужно предпринять;
- Процветают конфликты, выяснение отношений и внутренняя борьба в коллективе;
- “Паранойя” парализует организацию, низок моральный дух;
- Все внимание уделено внутренней борьбе, отношения с внешними клиентами рассматриваются как неизбежное зло.
В связи с этим в данной ситуации особо остро стоит вопрос о необходимости модернизации применяемых технологий, совершенствования системы управления, внедрения «новой» корпоративной культуры, отвечающей требованиям современного общества, а зачастую и полной модернизации управленческого аппарата предприятия.
Без совершенствования работы и дальнейшего развития такие предприятиями просто-напросто перейдут в состояние банкротства и к логическому завершению своего существования, так как бесконечный поиск виноватых и перекладывание ответственности друг на друга, применение устаревших технологий, неэффективное использование ресурсов, плохая логистика или вообще ее отсутствие как таковой могут завести организацию в тупик и сильно помешать выполнению ее основной деятельности (в данному случае– это выпуск продукции). А если предприятие является еще и градообразующим, то его проблемы могут повлечь за собой ущерб репутации и экономики города или даже региона.
Поэтому первым шагом в решении проблем таких предприятий – анализ сложившейся ситуации внутри них, а также необходимо оценивать внешние факторы воздействия. Говоря о подходе к анализу деятельности рассматриваемых предприятий, необходимо учитывать, что стадия «Зрелость» предполагает то, что предприятие уже давно является игроком определенного рынка и поэтому важно обращать внимание на показатели экономической деятельности предприятия, его численность и отражение диалога администрации. Обычно такие показатели компаний на этой стадии жизненного цикла выглядят следующим образом:
Таблица 1. Показатели деятельности предприятия [3]
Показатель |
Этап жизненного цикла «Зрелость» |
Чистая прибыль | Резкое снижение. Поток денежных средств начинает иссякать и становится отрицательным. |
Объем продаж | Значительное падение |
Рентабельность продаж | 10-15 % |
Численность персонала | Резкое снижение. Увольнения множества компетентных специалистов. |
Доля рынка | Потеря рыночной доли; новые проекты не приносят результатов |
Корпоративное управление | Конфликт между директором и его заместителями |
Уровень формализации | Высокий |
Из таблицы 1 наглядно видны распространенные трудности подобных предприятий, которые требуют принятия неотложных и необходимых мер, то есть другими словами предприятие нуждается в совершенствовании своей работы. Любое коренное совершенствование деятельности предприятия непосредственно касается и изменений в системе управления предприятия, т.е. другими словами – происходят необходимые шаги по оптимизации бизнес-процессов предприятия. А уже в рамках внедрения и реализации данного мероприятия предприятие выбирает разные подходы к совершенствованию, например: [4]
1. с помощью привлечения сторонних организаций для анализа деятельности предприятия, выдачи рекомендаций для дальнейшей деятельности;
2. с помощью внутренних ресурсов организации.
В рамках каждого из подходов могут применяться различные методы оптимизации бизнес-процессов: от совершенствования до реинжиниринга.
Таким образом, в настоящее время существует необходимость в оптимизации работы производственных предприятий в РФ, находящихся на стадии «Зрелость», а также уже проработанные и апробированные пути и методы ее реализации как на предприятиях РФ, так и зарубежных.
Библиографический список
- Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Алексеенко В. Б. Топы: слагаемые успеха, или Как достичь эффективности в управлении бизнесом : учеб. пособие / В. Б. Алексеенко, Т. Б. Иванова. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2010.
- Дудченко Е.М Особенности управления бизнес-процессами в компаниях, находящихся на этапе зрелости: Источник: журнал “Профессия — директор”, март 2014
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
- http://www.finekon.ru – Сборник материалов по экономической тематике