В статье представлено текущее положение малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации: его основные характеристики, роль в сфере экономики, проблемы и барьеры при открытии и ведении данного бизнеса, кредитование организаций, государственные программы поддержки и международное сотрудничество. Данная тема является актуальной в реалиях современной действительности, так как в стране уделяется повышенное внимание к развитию малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МСП относят: коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и крестьянские (фермерские) хозяйствах [1].
Существует несколько критериев, по которым предприятие относят к МСП. Одним из наиболее важных является доля участия в уставном капитале, максимальное значение которой составляет 25% для юридических лиц. Следующим, немаловажным критерием, выступает среднее количество работников за базисный год. Законом установлено, что для микропредприятия максимальное количество работников составляет 15 человек, для малого предприятия (МП) возможное количество до 100 человек включительно, а для средних (СП) от 101 до 250 человек [1]. Далее следует выручка от реализации продукции и услуг, которая рассматривается без учета налога на добавленную стоимость (НДС) за базисный период, и определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ[3]. Последним критерием, служащим для определения размеров предприятия, служит балансовая стоимость активов, которая определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете [2].
Стоит отметить, что при изменении вышеперечисленных критериев в течение нескольких лет подряд, категория организации может меняться.
Для наиболее полного представления о МСП стоит рассмотреть основные показатели его развития в России за последние годы.
1. Для юридических лиц на конец 2013 года (для СП и МП соответственно):
• число предприятий составило – 13,7 – 2063,1 тыс.;
• среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) – 1630,7 – 10775,2 тыс. человек;
• средняя численность внешних совместителей – 28,5 – 627,7 тыс. человек;
• средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера – 46,3 – 292,9 тыс. человек;
• среднемесячная начисленная заработная плата работников – 23961 – 17948 руб.;
• годовой оборот предприятий в целом– 4717,5 – 24781,6 млрд. руб.;
• суммарные инвестиции в основной капитал– 274,3 – 574,9 млрд. руб.;
• внеоборотные активы – 1689,7 – 63724,1 млрд. руб.;
• оборотные активы – 3679,1 – 61358,8 млрд. руб.;
• капитал и резервы – 1283,7 – 18591,1 млрд. руб.
Наибольшее число СП зарегистрировано в обрабатывающем производстве – 3346, МП – в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 806770. Удельный вес прибыльных СП составил 81,1%, а МП – 80,5% в общем числе предприятий. Наибольший процент рентабельности проданных товаров составил в отрасли рыболовста и рыбоводства, в сфере СП – 25,5%, для МП – 22,7%.
2. Для крестьянских (фермерских) хозяйств на конец 2013 года:
• продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) – 361,3 млн. руб.;
• удельный вес продукции сельского хозяйства – 9,8%;
• индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) – 118,4%.
3. Для индивидуальных предпринимателей на конец 2013 года:
• объем выручки – 9732,9 млрд. руб.;
• численность индивидуальных предпринимателей – 2499 тыс. чел.;
• численность наемных работников – 2096,5 тыс. чел.
Для того чтобы выявить влияние МСП на общую экономическую картину страны, соотнести годовой оборот предприятий с валовым внутренним продуктом (ВВП). Доля годового оборота за 2013 год составила 59, 32% [6].
Основываясь на данных показателях, можно сделать вывод о том, что МСП является своеобразным двигателем прогресса в сфере экономики, так как оно способствует насыщению рынка товарами и услугами, формирует конкурентную среду, уменьшает уровень безработицы, способствует научно-техническому прогрессу, создает благоприятные условия для рыночной экономики.
Тем не менее, МСП сталкивается с рядом существенных проблем. Наиболее значимыми, по мнению самих предпринимателей являются:
• Несовершенство правовой системы, которое заключается в постоянном изменении правил деятельности предприятий, особенно это касается внешнеэкономических связей. Так же, в законодательной базе существуют нормативные акты, противоречащие друг другу, и на основе этого, сдерживающие развитие МСП и их выход на новые региональные рынки.
• Нехватка квалифицированного персонала;
• Высокий уровень налогов, несовершенство налоговой системы;
• Низкая доступность финансирования, слишком высокие ставки кредитования, которые порождают незаинтересованность предприятий в получении кредитов;
• Повышение страховых взносов, стабильно высокие темпы инфляции, теневая экономика, высокие риски, неразвитые рыночные отношения – все это создает неопределенность экономической ситуации.
Для решения большинства из данных проблем государство разрабатывает различные программы поддержки. В 2013 году количество проведенных конкурсов составило 6071, аукционов – 96661, размещение заказов – 96247 [6].
Одним из самых успешных реализованных проектов по поддержке МСП является программа Министерства экономического развития, действующая с 2005 года. Данная программа направлена на предоставление субсидий субъектам РФ из федерального бюджета, средства распределяются целевым образом на конкурсной основе между регионами для реализации различных мероприятий, нацеленных на открытие новых организаций и развитие существующих, при условии софинансирования расходов со стороны региона. В рамках проекта предусмотрено:
• организация поддержки для открытия бизнеса;
• развитие молодежного предпринимательства;
• создание информационных и консультативных центров, технопарков, венчурных фондов;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов осуществляющих деятельность в области разработки и внедрения инновационной продукции[4].
Объем выданных субсидий на начало 2014 года составил 19815042 тыс. руб[6].
В большинстве регионов создаются бизнес-инкубаторы, являющиеся уникальной площадкой для тех, кто хочет создать собственное дело. Специалисты бизнес-инкубатора проводят консультации по вопросам предпринимательской деятельности, большинство бесплатно оказывают помощь в написании бизнес-планов, помогают в регистрации новых организаций. Бизнес-инкубаторы индивидуально работают с каждой новой бизнес-идеей, при необходимости помогают найти дополнительные источники финансирования: средства частных инвесторов или государственные субсидии. Бизнес-инкубаторы готовы оказать помощь как студентам и работающим гражданам, планирующим организовать собственное дело, так и действующим предпринимателям, создающим новые бизнес-проекты и готовым регистрировать под них новые организации. Количество бизнес-инкубаторов на начало 2014 года составило 133 единицы [6].
Для удобства кредитования МСП с 1999 года предоставляет свои услуги «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»). Кредитные продукты, предлагаемые банком, следующие:
• «ФИМ Лизинг-Целевой»;
• «ФИМ Целевой»;
• «Лизинг-Прогресс МСП»;
• «МСП-Региональный рост»;
• «МСП Лизинг Производству»;
• «МСП-Стимул».
Услуги, оказываемые банком:
• инвестиционные кредиты, связанные с реконструкцией, расширением, покупкой и строительством основных фондов;
• кредиты, предоставляемые для текущей деятельности организации;
• кредиты для расширения деятельности;
• кредитование в форме «овердрафта»[5].
Помимо данной организации, в 2014 году была учреждена специализированная гарантийная организация – ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», которая предоставляет гарантии по кредитным займам и другим долговым обязательствам.
Большое значение для малого и среднего бизнеса имеет развитие международного сотрудничества, для этого создаются различные рабочие группы по поддержке и развитию МСП, внедрению новых технологий, гармонизации нормативно-правовой базы, налаживанию торгово-экономических связей между странами. Примерами данных организаций являются: консультативный совет для участников СНГ; консультативный комитет при Коллегии Евразийской экономической комиссии; рабочая группа Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, и другие[4].
Подводя итоги, можно сказать, что малое и среднее предпринимательство может помочь решить ряд экономических и социальных проблем в стране, укрепить позиции России на мировом рынке. Но, для создания и процветания организаций, необходим благоприятный климат, который должен быть создан государством по средствам введения новых программ и совершенствования нормативно-правовой базы, которые будут устранять возникшие на пути у предпринимателей барьеры.
Библиографический список
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 28.12.2013).
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/
- Официальный сайт МСП Банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mspbank.ru/ru/sme_rf/
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/metod/xml/XML_plan_2014.htm