Дефицит профессиональных кадров на предприятии стал актуальной проблемой на сегодняшний день в российских компаниях. В первую очередь это сказывается на производительности труда, на заработной плате работников, и, следовательно, на результатах экономической деятельности предприятия.
Профессиональное обучение персонала – это систематический процесс формирования у работников компании теоретических знаний, умений и практического опыта, необходимых для выполнения их деятельности. [1, с. 57]
Профессиональное обучение в современных организациях должно носить постоянный характер и осуществляться на протяжении всей трудовой деятельности.
Повышение значимости непрерывного обучения персонала в компаниях определяют некоторые необходимые факторы:
• внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров и услуг, увеличение коммуникационных возможностей обуславливают условия для прекращения или изменения некоторых видов работ;
• высокая степень конкуренции между различными странами. Страны, которые обладают современной системой непрерывного обучения, лидируют в условиях этой состязательности. У них есть возможность в кратчайшие промежутки времени найти ответ на любой «вызов» ростом производительности труда;
• различные изменения во всех сферах жизни. Скоростные изменения в технологии и информатике ставят задачу необходимого обучения персонала;
• для организации более эффективным и экономичным считается увеличение отдачи от уже работающего сотрудника на основе его непрерывного обучения, чем привлечение нового персонала.
Даже если работодатели подбирают уже высококвалифицированные кадры, их знания и навыки все равно необходимо периодически повышать и усовершенствовать, и, следовательно, вопросы профессионального обучения персонала всегда будут остро стоять перед руководителем любого предприятия.
Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.
На сегодняшний день существуют следующие методы профессионального обучения персонала на предприятиях: лекции, семинары, видеообучение, тренинг, дистанционное обучение, модульное обучение, кейс-обучение, деловая игра, ролевая игра, мозговой штурм, поведенческое моделирование, наставничество, сторителлинг.[2, c.13]
По таблице 1 мы видим, что прирост числа высокопроизводительных рабочих мест в России в 2013 году составил 1849,1 тыс. единиц, это 12,7 процентов. [3] А в 2014 году этот прирост составил 1073,3 тыс. единиц, то есть 6,6 процентов. Следовательно, нужно создавать на предприятиях все больше возможностей для повышения обучения кадров. В организациях необходимо внедрять современные методы обучения персонала.
Таблица 1. Прирост высокопроизводительных рабочих мест в 2013-2014гг.
2013 | 2014 | |||
тыс. единиц | процент | тыс. единиц | процент | |
Российская Федерация |
1849,1 |
12,7 |
1073,3 |
6,6 |
Центральный федеральный округ | 680,4 | 17,0 | 476,1 | 10,2 |
Северо-Западный федеральный округ | 147,2 | 9,1 | 61,6 | 3,5 |
Южный федеральный округ | 62,8 | 5,9 | 60,3 | 5,3 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 48,7 | 11,3 | 15,5 | 3,2 |
Приволжский федеральный округ | 343,8 | 11,6 | 296,0 | 8,9 |
Уральский федеральный округ | 315,2 | 20,4 | 89,5 | 4,8 |
Сибирский федеральный округ | 170,6 | 8,2 | 62,8 | 2,8 |
Дальневосточный федеральный округ | 80,4 | 9,9 | 11,6 | 1,3 |
Необходимость профессионального обучения персонала зависит также немаловажно и от мотивации сотрудников к обучению. Как показывают исследования, эффективность профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способности обучающихся.
Можно выявить следующие факторы, способные мотивировать персонал на решающее участие в программе профессионального обучения:
- желание оставить данную работу, определенную занимаемую должность;
– стремление достичь повышения или занять иную, лучшую по каким-либо параметрам, должность;
– стимул в повышении заработной платы;
- влечение и любопытство к процессу получения новых знаний и практических навыков;
– интерес в соучастии с другими членами данной программы.
На предприятиях, где профессиональное обучение является некой ценностью, вероятность проведения эффективного обучения намного выше, чем в организациях, где данному аспекту не придают большого значения. Отношение к профессиональному обучению со стороны управляющего и персонала закладывается в корпоративной культуре компании. Следовательно, все начинает исходить с самых начал: от руководителя и его организационной работы с персоналом.
Таким образом, необходимость профессионального обучения персонала стоит остро перед многими российскими компаниями. Следовательно, необходимо мотивировать сотрудников к желанию участвовать в данном обучении, выявлять некоторые особенности в организационной структуре компании и непременно выбрать определенные методы обучения персонала, которые будут подходить по своим параметрам в данной отрасли, сфере.
Библиографический список
- Балабанова Л.В., Сардак О.В. Управление персоналом. М: ИНФРА-М, 2010.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Прирост высокопроизводительных рабочих мест в 2013-2014 гг. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] http://www.gks.ru