Государственная инновационная политика современного этапа на уровне субъектов имеет ряд особенностей в связи с различным уровнем развития инновационного потенциала регионов РФ.
Статистика инноваций обеспечивает подробную информацию для комплексного анализа инновационной деятельности в различных отраслях и сферах деятельности.[1]
Показатели, характеризующие инновационный потенциал регионов ЮФО, описывают внешние условия и ресурсы для их перехода к инновационному пути развития. Они опосредованно могут влиять на результирующие показатели и регулируются с помощью методов косвенного воздействия. В ЮФО входят шесть субъектов РФ: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Численность населения округа составляет чуть менее 10% от численности РФ.
Главными секторами экономики округа, влияющие не только непосредственно на округ, но и на другие регионы, являются аграрный, торговый, рекреационный и транспортный сектор.
Непосредственную роль в инновационном потенциале округа являются ВУЗы. Наибольшую долю в финансировании научной и инновационной деятельности занимает Южный федеральный университет (ЮФУ), а именно 3,4% в 2014 году. Также можно отметить такие ВУЗы, как Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет и Южно-Российский государственный технический университет. В 2002 году в округе появились структуры Южного научного центра РАН, в котором ведутся исследования и разработки. В общей доле их удельный вес составляет примерно 7% (около 229 организаций) от совокупного числа подобных структур.
У ЮФО высокий инновационный потенциал. Существуют факторы, из-за которых реализовать его очень трудно. Можно отметить такой фактор, как изношенность основных фондов, а также недоиспользование знаний и наукоемких технологий, низкое их внедрение. Стратегия социально-экономического развития ЮФО до 2020 года предполагает для роста инновационного потенциала увеличение конкуренции в аграрнопромышленном секторе ЮФО, привлечение туристов в округ, модернизацию в устаревших производствах, диверсификацию экономики ЮФО в высокотехнологичных отраслях, создание инновационной системы в округе, создание финансовых кластеров.[2]
По итогам 2014 года темп роста объема отгруженной инновационной продукции по сравнению с 2013 годом составил 145,4%, что в натуральном выражении – свыше 32 млрд руб.; темп роста затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации по сравнению с 2013 годом составил 165,6 %, что в натуральном выражении – 18,0 млрд руб.
График 1 – Динамика инвестиций в основной капитал по ЮФО, млн. руб.
Из данных можно сделать вывод, что наибольший объем инвестиций был произведен в 2011 и в 2012 году, а уже в 2013 и 2014 году объем отгруженной продукции увеличился вдвое, что говорит об эффективности внесённых инвестиций. Но на инвестиционный потенциал и связанную с ним инвестиционную деятельность регионов Южного федерального округа определенное влияние оказала федеральная адресная программа (ФАИП), проводимая в 2011 году. Целью этой программы являлось развитие инфраструктуры регионов и поддержка социальной сферы. Таким образом, сумма государственных капиталовложений по всем субъектам ЮФО на 2011 год составила 92,8млрд руб. или 9% к суммарному фактическому объему инвестиций. Проведенная программа не оказалась максимально эффективной, тем не менее увеличила размер инвестиций в наиболее развитых регионах.
Основным финансовым механизмом поддержки инновационной деятельности в Ростовской области в рамках программы является предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на возмещение части затрат, направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции.
Впервые на цели государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в 2012 году были привлечены средства федерального бюджета в размере 9,4 млн руб. В этой связи в постановление, регламентирующее порядок предоставления субсидий, были внесены соответствующие изменения с целью расширения круга потенциальных получателей субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства.
Из всего можно сделать вывод что приоритетные цели развития области, заключаются: во-первых, в реализации потенциала региона в связи с новым курсом России по стимулированию импортозамещения, во-вторых, в увеличении экспортной составляющей. Стоит отметить, что основным экспортным потенциалом донского края является сырье: зерно, масличные культуры, продукты переработки. Но также не стоит забывать, что в удельном экспорте на сегодняшний день растет доля машиностроения, химии и продуктов питания. И в целом регион стал производить больше товара для внешнего рынка. Что положительно скажется на привлечение инвестиций со стороны предпринимателей.
Библиографический список
- Шевченко И.К., Бабикова А.В., Ханина А.В., «АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ: ТРЕНДЫ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ» // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. №6 (143). URL: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 5.12.2015).
- Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года // URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 (дата обращения: 6.12.2015).