ОЦЕНКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТОВ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЧЕТКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Назаров Антон Дмитриевич
Уральский государственный экономический университет
студент 4 курса кафедры бизнес-информатики

Аннотация
Данная статья посвящена инновационному методу оценки веб-сайтов массовых открытых онлайн-курсов с помощью технологии нечетко-множественного моделирования. Проведенное исследование показало, что предложенная модель, выполненная в нечеткой среде Matlab, качественная и эффективная и с помощью нее можно выполнить оценку вышеуказанных ресурсов в поисковой системе.

Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, МООК, нечеткая логика., онлайн-курсы, сайты


RANK SITE TRAFFIC MASSIVE OPEN ONLINE COURSES USING FUZZY MODELING

Nazarov Anton Dmitrievich
Ural State University of Economics
4th year student of the Department of Business Informatics

Abstract
This article focuses on innovative methods of evaluating websites massive open online courses with technology fuzzy multiple simulations. The study showed that the proposed model, made in a fuzzy environment Matlab, efficiently and effectively, and with it you can perform an assessment of the above resources in the search engine.

Keywords: a massive open online course, fuzzy logic., Matlab, online courses, sites


Библиографическая ссылка на статью:
Назаров А.Д. Оценка посещаемости сайтов массовых открытых онлайн-курсов с помощью нечеткого моделирования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10477 (дата обращения: 11.03.2024).

Дистанционное образование стремительно захватывает миллионные аудитории, этому способствует появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

Массовый открытый онлайн-курс (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. [1].

Ключевым фактором успеха массовых открытых онлайн-курсов стала не просто бесплатность знаний, а полноценное бесплатное обучение.

Вторая привлекательная черта массовых открытых онлайн-курсов — переход к предоставлению базового образования в розницу. Многие фундаментальные дисциплины, например ядерная физика или структурная лингвистика, раньше практически не были представлены на рынке даже в платной форме. Получить их можно было только в составе комплексных предложений. Теперь они доступны по отдельности.

Еще одна особенность массовых открытых онлайн-курсов — новый подход к подаче дистанционного материала. Это уже не «говорящие головы», а тщательно продуманные и профессионально снятые ролики с иллюстративным материалом, тестами, онлайн-обсуждениями и интерактивными заданиями, форумы для обсуждения тем занятий между студентами и возможность задавать вопросы преподавателю [2].

Наиболее очевидный путь наращивания аудитории сайтов массовых открытых онлайн-курсов – дополнительные платные услуги: возможность общаться с преподавателем один на один, получение сертификата об окончании курса. Однако пока доля тех, кто готов платить за сертификаты, невысока. Кроме того, увеличение доли платных опций противоречит идее открытости и массовости, а главное, ведет к проигрышу в борьбе за аудиторию, для немалой части которой привлекательна именно бесплатность.

Зато в наращивание аудитории прекрасно вписывается торговля данными о студентах. Это может быть предоставление данных о наиболее успешных учащихся работодателям или помощь им в первичном отсеве соискателей. Например, Facebook и Twitter уже платят за доступ к информации о лучших студентах.

Правда, у массовых открытых онлайн-курсов есть свои ограничения и слабые стороны. Во-первых, не всем специальностям можно обучить онлайн. Дистанционно, наверное, можно учить бухгалтеров, программистов, экономистов, но вряд ли кто решит оперироваться у хирурга, получившего сертификат онлайн.

Во-вторых, апологеты массовых открытых онлайн-курсов делают упор на кастомизацию образования — выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от интересов учащегося и его стратегии на рынке труда.

С отсутствием живого взаимодействия связана и третья проблема — потеря функции социализации в образовании [3].

Массовые открытые онлайн-курсы позволят университетам снизить издержки и повысить качество обучения, в том числе за счет зачета чужих курсов. А для сильных университетов массовые открытые онлайн-курсы — эффективный инструмент маркетинга, позволяющий привлекать лучших абитуриентов и увеличивать отрыв. Это обостряет конкуренцию на рынке образования.

Существует несколько российских сайтов массовых открытых онлайн-курсов. Наиболее близкий аналог Coursera — «Универсариум», запущенный весной при поддержке РИА «Новости» и АСИ. Он пытается сам формировать свою сетку курсов и оплачивает создание части из них. В основе Универсариума лежит технологическая платформа, разработанная на открытом программном обеспечении с учётом анализа образовательных стандартов проектов Coursera, Udacity, edX и других [4].

Еще один российский сайт массовых открытых онлайн-курсов – «Лекториум».

Лекториум — санкт-петербургский некоммерческий проект. Его создателем является Яков Сомов. Основная деятельность проекта проходит в Санкт-Петербурге и Москве.

Наибольшее количество лекций посвящено компьютерным наукам, сотрудничество при записи лекций ведется в основном с санкт-петербургскими образовательными учреждениями.

Лекториум использует платформу Open edX с открытым исходным кодом для размещения материалов курсов.

В рамках курсовой работы нечеткая модель оценки посещаемости массовых открытых онлайн-курсов будет реализована с использованием данных сайтов российских проектов «Универсариум» и «Лекториум».

Для полноценной оценки ресурсов необходимо указать критерии, которые влияют на посещаемость сайтов массовых открытых онлайн-курсов.

Первый фактор, который влияет на посещаемость, – цена сертификата.

Разумеется, очень важный фактор – разнообразие курсов, их количество. Чем больше и разнообразнее образовательная база, тем большее количество заинтересованных пользователей сайт сможет привлечь.

Третьим фактором является рейтинг сайта. Сайт должен быть удобным в навигации, грамотно и красиво оформленным, быстрым и, разумеется, информативным, полезным.

Нельзя забывать и о социальных сетях. В молодежной аудитории показатель их посещаемости доходит до 98%. Полезным будет иметь группу в социальных сетях, а также всевозможные виджеты на сайте.

Итак, получаем 4 фактора:

  • цена;
  • количество курсов;
  • рейтинг сайта;
  • число посетителей из социальных сетей.

В нечеткой модели будет осуществляться оценка посещаемости массовых открытых онлайн-курсов в зависимости от перечисленных выше факторов.

Нечеткая логика – система, которая обобщает классическую логику рассуждений в условиях неопределенности при этом использует обороты естественного языка. На основе этого понятия вводятся различные логические операции над нечёткими множествами и формулируется понятие лингвистической переменной, в качестве значений которой выступают нечёткие множества.

Нечеткая логика позволяет описывать качественные и неточные критерии, а также оперировать этими знаниями с целью получения новой информации. Критерии определяются мнением «эксперта», то есть человека опытного человека, принимающего решение в некоторой сфере. Основная идя нечеткой логики заключается в переводе «мнения эксперта» в числовой вид.

Одним из основных методов представления знаний в экспертных системах являются продукционные правила, позволяющие приблизиться к стилю мышления человека. Обычно продукционное правило записывается в виде: ЕСЛИ посылка [И посылка …], ТО заключение, где посылка и заключение являются нечеткими высказываниями.

Например: ЕСЛИ Надежность высокая И Изучаемость средняя, ТО Полезность высокая. [5, с. 23]

Нечеткие системы тоже используют продукционные правила, но вместо посылки, в них используются лингвистические переменные, что позволяет избежать ограничений, присущих классическим продукционным правилам [5, с. 101].

Для проектирования моделей существует множество программных средств. Рассмотрим некоторые из них.

Matlab — это интерактивная среда для программирования численных расчетов и визуализации результатов. С помощью Matlab можно:

  • проводить анализ данных
  • создавать алгоритмы и модели
  • исследовать различные подходы и оперативно получать решение

Matlab широко используется в таких областях, как:

  • обработка сигналов и связь,
  • обработка изображений и видео,
  • системы управления,
  • автоматизация тестирования и измерений,
  • финансовый инжиниринг,
  • вычислительная биология и т.п. [6]

Выходная переменная: посещаемость. Она оценивается как низкая, средняя, высокая. Значения для диапазона оценки посещаемости взяты с сайта http://pr-cy.ru/analysis/.

Данные для разработки нечеткой модели оценки посещаемости сайта «Лекториум» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценки ресурсов

Критерии Сайт «Лекториум» Сайт «Универсариуме»
цена 4300 рублей 2500 рублей
количество курсов 28 76
рейтинг сайта 96 62
число посетителей из социальных сетей. 12047 23255

Создание модели определения оценки сайтов массовых открытых онлайн-курсов было проведено в программе Matlab. Она имеет специальное средство для работы с нечеткой логикой – Fuzzy Logic Toolbox.

Для начала перенесем наши данные в модель. На рисунке 1 представлен общий вид модели.

Рисунок 1 – Общий вид модели

Далее нужно сформировать список правил, составлять его будем на основе ранее проанализированных данных. Всего будет 27 правил.

Рисунок 2 – Добавление правил

Модель также можно представить в виде графика в окне Surface Viewer. Данный способ позволяет наглядно продемонстрировать влияние факторов на рейтинг сайта. В качестве оси Z выступает выходная переменная, а оси Х и Y представляют входные переменные. График Surface Viewer показан на рисунке 3.

Рисунок 3 – График модели

После проектирования модели ее нужно протестировать. Возьмем 2 набора данных на основе проанализированных сайтов школ.

Вводим данные для сайта Лекториум: цена – 4300, количество курсов – 28, ранг – 96, пользователи социальной сети – 12041. Результат выходной переменной представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Пример 1

Выходная переменная = 672. Практически соответствует истине. Посещаемость сайта Лекториум по данным с сайтов = 662.

Вводим данные для сайта Универсариум: цена – 2900, количество курсов – 76, ранг – 62, пользователи социальной сети – 23255. Окно с выходной переменной представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Пример 2

Выходная переменная = 1250. Соответствует истине. Посещаемость сайта Лекториум по данным с сайтов = 1350.

Проведя тестирование, можно сказать, что модель заявила себя как качественная и эффективная и с помощью нее можно определять рейтинг школьных сайтов в поисковой системе.


Библиографический список
  1. Что такое МООК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirovoystudent.ru/what-is-mooc.html
  2. Неленинский университет миллионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/
  3. Неленинский университет миллионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/
  4. Электронный университет: бесплатное образование в любом возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20130508/936413960.html
  5. Назаров Д.М., Конышева Л.К. Основы теории нечетких множеств: Учебное пособие. – Питер, 2011 – 192 с.: ил.
  6. Math works [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://matlab.ru


Все статьи автора «Назаров Антон Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: