Дистанционное образование стремительно захватывает миллионные аудитории, этому способствует появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК).
Массовый открытый онлайн-курс (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. [1].
Ключевым фактором успеха массовых открытых онлайн-курсов стала не просто бесплатность знаний, а полноценное бесплатное обучение.
Вторая привлекательная черта массовых открытых онлайн-курсов — переход к предоставлению базового образования в розницу. Многие фундаментальные дисциплины, например ядерная физика или структурная лингвистика, раньше практически не были представлены на рынке даже в платной форме. Получить их можно было только в составе комплексных предложений. Теперь они доступны по отдельности.
Еще одна особенность массовых открытых онлайн-курсов — новый подход к подаче дистанционного материала. Это уже не «говорящие головы», а тщательно продуманные и профессионально снятые ролики с иллюстративным материалом, тестами, онлайн-обсуждениями и интерактивными заданиями, форумы для обсуждения тем занятий между студентами и возможность задавать вопросы преподавателю [2].
Наиболее очевидный путь наращивания аудитории сайтов массовых открытых онлайн-курсов – дополнительные платные услуги: возможность общаться с преподавателем один на один, получение сертификата об окончании курса. Однако пока доля тех, кто готов платить за сертификаты, невысока. Кроме того, увеличение доли платных опций противоречит идее открытости и массовости, а главное, ведет к проигрышу в борьбе за аудиторию, для немалой части которой привлекательна именно бесплатность.
Зато в наращивание аудитории прекрасно вписывается торговля данными о студентах. Это может быть предоставление данных о наиболее успешных учащихся работодателям или помощь им в первичном отсеве соискателей. Например, Facebook* и Twitter уже платят за доступ к информации о лучших студентах.
Правда, у массовых открытых онлайн-курсов есть свои ограничения и слабые стороны. Во-первых, не всем специальностям можно обучить онлайн. Дистанционно, наверное, можно учить бухгалтеров, программистов, экономистов, но вряд ли кто решит оперироваться у хирурга, получившего сертификат онлайн.
Во-вторых, апологеты массовых открытых онлайн-курсов делают упор на кастомизацию образования — выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от интересов учащегося и его стратегии на рынке труда.
С отсутствием живого взаимодействия связана и третья проблема — потеря функции социализации в образовании [3].
Массовые открытые онлайн-курсы позволят университетам снизить издержки и повысить качество обучения, в том числе за счет зачета чужих курсов. А для сильных университетов массовые открытые онлайн-курсы — эффективный инструмент маркетинга, позволяющий привлекать лучших абитуриентов и увеличивать отрыв. Это обостряет конкуренцию на рынке образования.
Существует несколько российских сайтов массовых открытых онлайн-курсов. Наиболее близкий аналог Coursera — «Универсариум», запущенный весной при поддержке РИА «Новости» и АСИ. Он пытается сам формировать свою сетку курсов и оплачивает создание части из них. В основе Универсариума лежит технологическая платформа, разработанная на открытом программном обеспечении с учётом анализа образовательных стандартов проектов Coursera, Udacity, edX и других [4].
Еще один российский сайт массовых открытых онлайн-курсов – «Лекториум».
Лекториум — санкт-петербургский некоммерческий проект. Его создателем является Яков Сомов. Основная деятельность проекта проходит в Санкт-Петербурге и Москве.
Наибольшее количество лекций посвящено компьютерным наукам, сотрудничество при записи лекций ведется в основном с санкт-петербургскими образовательными учреждениями.
Лекториум использует платформу Open edX с открытым исходным кодом для размещения материалов курсов.
В рамках курсовой работы нечеткая модель оценки посещаемости массовых открытых онлайн-курсов будет реализована с использованием данных сайтов российских проектов «Универсариум» и «Лекториум».
Для полноценной оценки ресурсов необходимо указать критерии, которые влияют на посещаемость сайтов массовых открытых онлайн-курсов.
Первый фактор, который влияет на посещаемость, – цена сертификата.
Разумеется, очень важный фактор – разнообразие курсов, их количество. Чем больше и разнообразнее образовательная база, тем большее количество заинтересованных пользователей сайт сможет привлечь.
Третьим фактором является рейтинг сайта. Сайт должен быть удобным в навигации, грамотно и красиво оформленным, быстрым и, разумеется, информативным, полезным.
Нельзя забывать и о социальных сетях. В молодежной аудитории показатель их посещаемости доходит до 98%. Полезным будет иметь группу в социальных сетях, а также всевозможные виджеты на сайте.
Итак, получаем 4 фактора:
-
цена;
-
количество курсов;
-
рейтинг сайта;
-
число посетителей из социальных сетей.
В нечеткой модели будет осуществляться оценка посещаемости массовых открытых онлайн-курсов в зависимости от перечисленных выше факторов.
Нечеткая логика – система, которая обобщает классическую логику рассуждений в условиях неопределенности при этом использует обороты естественного языка. На основе этого понятия вводятся различные логические операции над нечёткими множествами и формулируется понятие лингвистической переменной, в качестве значений которой выступают нечёткие множества.
Нечеткая логика позволяет описывать качественные и неточные критерии, а также оперировать этими знаниями с целью получения новой информации. Критерии определяются мнением «эксперта», то есть человека опытного человека, принимающего решение в некоторой сфере. Основная идя нечеткой логики заключается в переводе «мнения эксперта» в числовой вид.
Одним из основных методов представления знаний в экспертных системах являются продукционные правила, позволяющие приблизиться к стилю мышления человека. Обычно продукционное правило записывается в виде: ЕСЛИ посылка [И посылка …], ТО заключение, где посылка и заключение являются нечеткими высказываниями.
Например: ЕСЛИ Надежность высокая И Изучаемость средняя, ТО Полезность высокая. [5, с. 23]
Нечеткие системы тоже используют продукционные правила, но вместо посылки, в них используются лингвистические переменные, что позволяет избежать ограничений, присущих классическим продукционным правилам [5, с. 101].
Для проектирования моделей существует множество программных средств. Рассмотрим некоторые из них.
Matlab — это интерактивная среда для программирования численных расчетов и визуализации результатов. С помощью Matlab можно:
-
проводить анализ данных
-
создавать алгоритмы и модели
-
исследовать различные подходы и оперативно получать решение
Matlab широко используется в таких областях, как:
-
обработка сигналов и связь,
-
обработка изображений и видео,
-
системы управления,
-
автоматизация тестирования и измерений,
-
финансовый инжиниринг,
-
вычислительная биология и т.п. [6]
Выходная переменная: посещаемость. Она оценивается как низкая, средняя, высокая. Значения для диапазона оценки посещаемости взяты с сайта http://pr-cy.ru/analysis/.
Данные для разработки нечеткой модели оценки посещаемости сайта «Лекториум» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Критерии оценки ресурсов
Критерии | Сайт «Лекториум» | Сайт «Универсариуме» |
цена | 4300 рублей | 2500 рублей |
количество курсов | 28 | 76 |
рейтинг сайта | 96 | 62 |
число посетителей из социальных сетей. | 12047 | 23255 |
Создание модели определения оценки сайтов массовых открытых онлайн-курсов было проведено в программе Matlab. Она имеет специальное средство для работы с нечеткой логикой – Fuzzy Logic Toolbox.
Для начала перенесем наши данные в модель. На рисунке 1 представлен общий вид модели.
Рисунок 1 – Общий вид модели
Далее нужно сформировать список правил, составлять его будем на основе ранее проанализированных данных. Всего будет 27 правил.
Рисунок 2 – Добавление правил
Модель также можно представить в виде графика в окне Surface Viewer. Данный способ позволяет наглядно продемонстрировать влияние факторов на рейтинг сайта. В качестве оси Z выступает выходная переменная, а оси Х и Y представляют входные переменные. График Surface Viewer показан на рисунке 3.
Рисунок 3 – График модели
После проектирования модели ее нужно протестировать. Возьмем 2 набора данных на основе проанализированных сайтов школ.
Вводим данные для сайта Лекториум: цена – 4300, количество курсов – 28, ранг – 96, пользователи социальной сети – 12041. Результат выходной переменной представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Пример 1
Выходная переменная = 672. Практически соответствует истине. Посещаемость сайта Лекториум по данным с сайтов = 662.
Вводим данные для сайта Универсариум: цена – 2900, количество курсов – 76, ранг – 62, пользователи социальной сети – 23255. Окно с выходной переменной представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 – Пример 2
Выходная переменная = 1250. Соответствует истине. Посещаемость сайта Лекториум по данным с сайтов = 1350.
Проведя тестирование, можно сказать, что модель заявила себя как качественная и эффективная и с помощью нее можно определять рейтинг школьных сайтов в поисковой системе.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Что такое МООК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirovoystudent.ru/what-is-mooc.html
- Неленинский университет миллионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/
- Неленинский университет миллионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/
- Электронный университет: бесплатное образование в любом возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20130508/936413960.html
- Назаров Д.М., Конышева Л.К. Основы теории нечетких множеств: Учебное пособие. – Питер, 2011 – 192 с.: ил.
- Math works [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://matlab.ru