Число путешествующих в России постоянно растет благодаря разделению труда, развитию ремесла, торговли и промышленности, что соответственно привело к развитию гостиничного хозяйства. Ежегодно растет число туристских поездок во всем мире в среднем на 5,7%, в России так же, как и в других странах, до 2013 года наблюдался активный рост туризма, как въездного, так и выездного [1, 2, 3].
Однако с 2014 года в туризме России наблюдается резкий спад как спроса, так и предложения. Во многом это связано с резким ростом курса валют по отношению к рублю, а также политической нестабильностью из-за введенных санкций [4, 5, 6].
Тема данной работы в свете последних событий становится очень актуальной, потому что позволяет выявить динамику развития туристического рынка в России, а также рассмотреть его основные проблемы и тенденции. Для понимания ситуации на рынке туризма необходимо ознакомиться с текущими данными анализа состояния российских туристических компаний в 2010-2015 годах.
На основании данных Ростуризма, количество крупных туристических компаний с уставным капиталом более 100 миллионов рублей постепенно сокращается [7, 8, 9]. С 2012 года их количество сократилось почти в 4 раза: с 45 в 2012 году до 12 в 2015 году.
Если в 2012 году большее количество туристических компаний имело страховую подушку в размере 30 миллионов рублей (2230 компаний), то в 2015 году их количество резко сократилось и составило всего 847 компаний [10, 11]. В настоящее время большая часть туристических фирм сконцентрировалась в диапазоне от 500 тысяч до 550 тысяч – 3 031 компания по данным на 2015 год [12, 13].
По данным Ростуризма потери выездного туризма огромны. Количество компаний по выездному туризму с 2011 года сократилось на 43%, потери 2014 года составили 25%. В 2014 году рынок туристических услуг покинуло 538 компаний, многие из которых не справились с выплатами по своим обязательствам [14, 15].
Одной из проблем выездного туризма в 2014-2015 годах является волатильность курсов валют и обнищание населения. Также текущий финансовый кризис в России усилил негативные ожидания рисков потери работы или сокращения заработной платы, что препятствует долгосрочному планированию и организации отдыха [16, 17, 18]. Еще одним сдерживающим фактором является нарастающее недоверие граждан к компаниям-операторам. Это связано с рядом громких банкротств крупнейших туркомпаний в 2014 году [19, 20].
«Нева Тревел» относилась к компании, которая работала как финансовая пирамида. Данная стратегия оказалась проигрышной при резком падении спроса на ее услуги. В итоге туркомпания «Нева», пережившая не один кризис с 1990 годов, обслуживающая порядка 310 тысяч туристов ежегодно стала банкротом. Потом оказалось, что сумма долга перед клиентами и партнерами компании составляет более 450 миллионов рублей [21, 22].
Далее последовало разорение крупнейшего туроператора с финансовым обеспечением 1000 миллионов рублей «Лабиринт Тревел». Несмотря на то, что данный туроператор работал на рынке с 1995 года, резкое снижение спроса компания не смогла преодолеть [23, 24]. На момент объявления о банкротстве наблюдалось резкое падение количества покупок туров у данного туроператора. В суд было подано 87 исков общей суммой 17,5 миллионов рублей [25, 26].
Компания «СолвексТревел» работала с 1995 года, но 11 сентября 2014 года объявила о банкротстве. На этот момент за рубежом оставались более девяти тысяч клиентов. Сумма кредиторской задолженности компании составила 325 миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» [27, 28].
Основными причинами банкротств туркомпаний стало то, что из-за сильного падения курса рубля клиенты стали отказываться от туров, либо перешли на более бюджетный отдых. В новогодние праздники объем праздничных бронирований снизился примерно на 50%. При этом отказов было не так много, потому что в случае отказа на клиента применялось действие штрафных санкций [29, 30]. Тем не менее, из-за волатильности курсов клиенты стали предпочитать дорогим курортам более бюджетные. Например, вместо Доминиканы или Индии, клиенты стали брать путевки в Египет, а также было сокращено время отдыха с двух недель до недели. Все это негативно повлияло на доходы туристических компаний [31, 32].
Маленькие агентства стали сокращать затраты и переориентироваться на более бюджетный отдых, при этом распространяя системы скидок для постоянных клиентов, подбирая туры индивидуально. В результате, популярность тех или иных небольших турагентств стала передаваться по сарафанному радио от клиента к клиенту [33, 34].
Туристы стали более обдуманно подходить к выбору тура и туроператора. В частности, увеличился более дешевый туризм в Египет. Также все больше туристов стало бронировать туры самостоятельно на сайтах, либо организовывать отдых своими силами. То есть, в ближайшее время можно ожидать изменение структуры туристического рынка в России [35, 36]. Можно ожидать рост спроса на более дешевый отдых, а выездной туризм заменится внутренним.
Одной из тенденций рынка может стать укрупнение уцелевших туроператоров и формирование монополистов. Возможно, в скором будущем появятся новые игроки отрасли туризма. Надо отметить, что текущий кризис выявил проблемы современного рынка туристических услуг. Возможно, переориентация туристов на внутренний рынок даст новый толчок данной отрасли и поможет найти новые источники для роста.
Проведя анализ динамики рынка гостиниц в России можно сделать вывод, что текущая экономическая ситуация с санкциями и резкое падение курса рубля привело к падению выездного туризма в России на почти 4% в 2014 году. Особенно сильно данное падение произошло в странах западной Европы и США. Это вызвано как удорожанием стоимости туров в рублях, так и санкциями ряда стран и ужесточением визового режима. При этом число туристов в Египет существенно выросло, потому что туры туда достаточно дешевы, а также упрощен въезд в данную страну по сравнению с прочими. Однако вследствие ограничений, наложенных на путешествия россиян в Египет после катастрофы самолета с российскими туристами, а также инцидента с уничтожением российского военного самолета в Турции, возможностей для того чтобы отдохнуть за границей остается крайне мало.
Что касается въездного туризма в России, надо отметить, что его доля в ВВП страны остается не такой существенной, что связано с неразвитостью туристической инфраструктуры и качества обслуживания в России. Также согласно проведенным исследованиям, иностранные туристы в основном ездят в Россию в деловые командировки, а доля туризма все еще невелика [37, 38, 39].
Если проанализировать структуру въездного туризма, то с 2014 года она немного изменилась. Сократилось количество приехавших иностранцев из западной Европы, но увеличилось количество приезжающих из стран Азии. Такое изменение связано с санкциями и снижением деловой активностью по отношению к странам Европы.
Проведя анализ современного состояния туристических компаний можно сказать, что в настоящее время они испытывают финансовые трудности. Это связано с тем, что постоянно сокращается турпоток и многие направления становятся невостребованными.
В настоящее время туркомпании стали переориентироваться с туров в Европу, на поездки внутри страны. При этом можно ожидать укрупнения игроков в сфере туризма, чтобы они получили реальную возможность пережить текущий финансовый кризис в России.
Библиографический список
- Матросова А.Н. Развитие малого гостиничного бизнеса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-2 (40). С. 82.85.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
- Шилов Н.Ю. Открытие музыкальной школы в Санкт-Петербурге // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11158.
- Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
- Дубровских Д.А. Уникальность как характеристика проекта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9561.
- Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
- Борисова А.С. Эффективность функционирования государственных структур при привлечении инвестиций в регион // Политика, государство и право. 2015. № 9.
- Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
- Огородникова К.В. Структура качества проекта и методы его повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8777.
- Романенко И.В. Концепция и модели инновационно активного предприятия // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 3. С. 33-72.
- Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
- Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
- Караханова Н.Р. Содержание фаз жизненного цикла проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6933.
- Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
- Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
- Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9.
- Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
- Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
- Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
- Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
- Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
- Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
- Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
- Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
- Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
- Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
- Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
- Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
- Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
- Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
- Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011, №9-10. с. 56-60.
- Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
- Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
- Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
- Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
- Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
- Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 25-28.