ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Хаметова Альфия Рашидовна1, Титева Татьяна Владимировна2
1Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
2Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», студентка экономического факультета

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенность применения электронной подписи при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга в кооперативных организациях в процессе осуществления расчетных операций и даны рекомендации по адаптации обще-федеральных норм данной категории к конкретной отрасли.

Ключевые слова: адаптации обще-федеральных норм., аутсорсинг, ведение бухгалтерского учета, расчетные операции, электронная подпись


FEATURES OF THE APPLICATION OF ELECTRONIC SIGNATURES IN THE PROVISION OF SERVICES ON ACCOUNTING

Xametova Alla Rashidovna1, Titeva Tatiana Vladimirovna2
1The Ministry of Agriculture of the Russian Federation "Orenburg State Agrarian University", candidate of economic sciences, Associate Professor of Accounting and Auditing
2The Ministry of Agriculture of the Russian Federation "Orenburg State Agrarian University", student of economic department

Abstract
This article examines the characteristics of the use of electronic signatures in the services of accounting outsourcing in cooperative organizations in the implementation of settlement operations and recommendations to adapt the general federal standards in this category to specific sectors.

Библиографическая ссылка на статью:
Хаметова А.Р., Титева Т.В. Особенности применения электронной подписи при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/11/9975 (дата обращения: 17.03.2024).

В современном мире электронный документооборот является неотъемлемой частью документооборота на любом предприятии. С помощью электронных документов можно заключить деловые сделки, осуществить расчетные операции. Доступно даже удаленное управление бизнес-процессами любой сложности. Информация, имеющая электронный вид, подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным «бумажному» документу, подписанному собственноручной подписью, кроме тех случаев, когда иными нормативными актами установлено требование о необходимости составлять исключительно бумажную форму документа. Отношения в области применения электронных подписей при совершении сделок гражданско-правового характера, оказании государственных и муниципальных услуг, а также совершении других юридически значимых действий регулируются Федеральным законом № 63-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 2 данного Закона электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, присоединенную к подписываемой информации в электронной форме или иным образом связанную с ней, и при этом используемую для определения лица, которое подписывает информацию [1]. Электронная подпись решает три задачи согласно К.Рамазановой: определение лица, подписавшего документ, удостоверение содержания электронного документа и защита информации от несанкционированного доступа [2]. Целью данного исследования является изучение особенностей применения электронной подписи при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета применительно к кооперативным организациям. Для достижения поставленной цели необходимо изучить ряд нормативно- правовых актов, которые составили законодательную базу использования электронной подписи, определить особенности применения электронной подписи при выполнении расчетных операций в процессе оказания услуг по ведению бухгалтерского учета кооперативными организациями. Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ первичные документы, а также учетные регистры могут составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, который подписан электронной подписью [3]. Подпунктом 4 п. 3 ст. 21 указанного Закона установлено, что федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают требования к документам и документообороту, в том числе виды электронных цифровых подписей, используемых для подписания бухгалтерских документов. До настоящего времени продолжают применяться ПБУ, пока не утверждены Федеральные стандарты, в которых ничего не говорится о видах электронной подписи. Федеральная налоговая служба в Письме от 17.01.2014 № ПА-4-6/489 разъясняет, что при наличии юридически действительного соглашения хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись [4]. Исходя из положений действующего законодательства, в обязанности руководителя экономического субъекта входит делегирование обязанностей ведения бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иного работника этого субъекта либо заключение договора бухгалтерского аутсорсинга. Если выбрать второй вариант, то возникает проблема регламентации применения электронной подписи, особенно при организации системы платежей, создании процедур прохождения и осуществления платежей между заказчиком такой услуги и внешними структурами. Согласно п. 1 ст. 847 Гражданского кодекса Российской Федерации права лиц, выполняющих от имени клиента распоряжения о переводе и выдаче денег со счета, удостоверяются клиентом следующим образом: банку представляются документы, предусмотренные нормативными актами и установленными внутренними банковскими правилами, и договором. Право на приказ денежными средствами удостоверяется как на момент заключения договора банковского счета, путем составления банковской карточки и определения лиц, имеющих право первой и второй подписи на платежных документах, так и каждый раз при предъявлении платежных документов в банк для исполнения. Банковские процедуры и порядок их совершения регулируется, в частности, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П), Положением о платежной системе Банка России (утв. ЦБ РФ 29.06.2012 № 384-П). В соответствии с п. 7.5. Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И, которая регламентирует порядок открытия и закрытия банковских счетов и депозитов, в представляемой клиентом – юридическим лицом карточке указывается лицо или лица, наделенные правом подписи [5]. Право подписи в соответствии с законодательством принадлежит руководителю юридического лица, а также иным сотрудникам, которых клиент – юридическое лицо наделил правом подписи, в том числе на основании доверенности и иного внутреннего распорядительного акта. Право подписи может иметь работник юридического лица – клиента банка. Право подписи может быть делегировано специализированному субъекту, конкурсному управляющему, лицам, предоставляющим услуги бухгалтерского аутсорсинга. В карточке, представляемой юридическим лицом – клиентом банка, указывается не менее двух подписей (обязательно собственноручных), необходимых для подписания документов, которые содержат распоряжение клиента. Все сочетания собственноручных подписей лиц, содержащих распоряжение клиента, определяются исключительно в соглашении между банком и клиентом. Доверенность на распоряжение денежными средствами можно признать надлежащим документом для подтверждения наличия у соответствующего лица права подписи только в том случае, если в данном документе указано о предоставлении права подписи надлежащему лицу (Письмо Банка России «О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи» от 14.06.2007 № 31-1-6/1244). В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ сертификат ключа проверки электронной подписи – это электронный либо бумажный документ, который выдан удостоверяющим центром либо его доверенным лицом и подтверждает принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу его сертификата. Согласно п. 4 ст. 2 этого же Закона владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи является лицо, которому в установленном Законом № 63-ФЗ порядке был выдан сертификат ключа проверки электронной подписи. При этом, как следует из Закона № 63-ФЗ, таким владельцем может выступать как юридическое, так и физическое лицо. При выдаче сертификата ключа проверки электронной подписи соответствующей организации в качестве владельца сертификата ключа наряду с наименованием юридического лица обязательно указывается лицо, которое действует от имени организации на основании уставных документов юридического лица или полученной доверенности. Экономическому субъекту нужно для осуществления безналичных расчетов, а также проведения иных банковских операций заключить с обслуживающим банком договор банковского счета. В договоре банковского счета обязательно указывается, что банк не несет ответственности за последствия исполнения расчетных документов, подписанных лицами, неуполномоченными клиентом, в случаях, когда с использованием соответствующих специальных процедур, банковская организация не могла удостоверить факт выдачи распоряжения неуполномоченными лицами.

Таким образом, лицо, которое выполняет функции по договору оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь доверенность заказчика и быть указано в качестве уполномоченного владельца сертификата ключа проверки электронной подписи как лицо, действующее от имени организации на основании доверенности. В рамках действующего общефедерального законодательства кооперативным организациям, в том числе и кредитным кооперативам, в процессе осуществлении своей деятельности рекомендуется использование электронной цифровой подписи при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга с учетом особенностей, рассмотренных в данной статье. Кроме того, кредитные кооперативы могут использовать электронный документооборот со своими клиентами посредством применения электронной подписи. При заключении такого договора необходимо детально проработать вопрос распределения ответственности. При несанкционированном использовании электронной подписи должны быть регламентированы вопросы ответственности , основания и порядок признания недействительной операции с использованием электронной подписи, порядок разрешения спорных ситуаций.


Библиографический список
  1. Об электронной подписи [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Информационно- справочная система Консультант Плюс : Версия Проф.
  2. Рамазанова, К. Электронная подпись. Кем подписан документ? / К. Рамазанова // Практический бухгалтерский учет. – 2014. – № 9 [Электронный ресурс] : Информационно- справочная система Консультант Плюс : Версия Проф.
  3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ // Информационно-справочная система Консультант Плюс : Версия Проф.
  4. Письмо ФНС России от 17.01.2014 № ПА-4-6/489 //Информационно-справочная система Консультант Плюс : Версия Проф.
  5. Бичевина, Н. Применение ЭЦП: возможности, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]/ Н.Бичевина. – http//www.ecm-journal.ru.


Все статьи автора «Танюшка ***»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: