Переход к рыночной экономике сопровождался значительными преобразованиями во всех сферах национальной экономики России – промышленности, образовании, сельском хозяйстве и других сферах. Эти изменения не обошли стороной и жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ), являющееся по своим объемам, одной из наиболее значимых отраслей экономики.
Реформирование ЖКХ в Российской Федерации (РФ) началось в 90-е годы. За прошедший период была сформирована законодательная и нормативно-методическая база, ставшая фундаментом для перехода этой сферы на рыночные принципы хозяйствования и укрепления социально-экономической составляющей ЖКХ, в котором сконцентрированы интересы практически всего населения страны. Основными нормативными документами, регламентирующими экономическую и хозяйственную деятельность организаций жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации являются: федеральный закон “О товариществах собственников жилья” и «Жилищный кодекс».
Надо отметить, что на сегодняшний день, в обществе, все более усиливается социальная напряженность, обусловленная реформированием ЖКХ, при стабильно низком качестве услуг и нарастающем износе основных фондов. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением. Это обусловлено высокими затратами в отрасли, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентных отношений и, как следствие, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Совершенствование социально-экономических отношений в ЖКХ в целом, и на уровне отдельных муниципальных образований в частности, требуют исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ и выявления особенностей системы управления данной сферой с разработкой стратегии управления тарифами, для повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами.
Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в ЖКХ России, можно охарактеризовать как системный кризис. В отрасли наиболее ярко проявляются проблемы, связанные с необходимостью модернизации экономики и ее перехода на рыночные принципы функционирования.
ЖКХ региона представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
На уровне муниципалитета ЖКХ представляет собой многоотраслевое хозяйство, сочетающее в себе целый комплекс социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. В него входит целый ряд взаимозависимых, и в то же время достаточно автономных предприятий и организаций социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
Рассмотрим основные проблемы, без решения которых невозможно восстановление полноценного функционирования отрасли. Большей частью они связаны с переходом к новым условиям хозяйствования. Наиболее важной из них является проблема финансирования. То есть, существующая в России система дотаций и перекрестного субсидирования. Данная система приводит к тому, что конечный потребитель не заинтересован оплачивать полностью образовавшуюся за собой задолженность, перекладывая свои обязательства на третьих лиц. При этом дотации поступают напрямую организациям сферы ЖКХ, что, соответственно, приводит к снижению заинтересованности конечного потребителя в уменьшении затрат. Он начинает воспринимать оплату услуг как налог, не понимая, как и куда она расходуется. Такое отношение к своим обязательствам приводят к тому, что потребитель считает поставку коммунальных услуг компетенцией государства.
В свою очередь такая неграмотность потребителей в данной сфере услуг является одной из преград в принятии эффективных решений по управлению своим имуществом.
Говоря же о самих затратах, здесь имеет место еще одна из проблем становления жилищно-коммунального хозяйства. Так как стоимость произведенной услуги складывается из понесенных затрат, предприятия обычно заинтересованы не в повышении эффективности своей деятельности, а в увеличении своих затрат и обоснований данной необходимости. Таким образом, происходит значительный рост тарифов, при том, что проблем со сбытом даже в таком случае не возникает, т.к. большая часть предприятий в сфере ЖКХ являются монополистами в своей деятельности. В конечном итоге у предприятий нет стимула к повышению эффективности производства, что не позволяет снижать себестоимость продукции, а монопольное производство приводит к отсутствию оптового рынка услуг. Все это приводит к отсутствию рыночного регулирования объемов производства, качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, перечисленные выше причины по сей день препятствуют реформированию и дальнейшему развитию сферы ЖКХ.
В качестве наглядного примера успешного реформирования в данной сфере можно рассмотреть опыт зарубежных стран, где сами собственники жилья заинтересованы в развитии рынка управленческих услуг. Основной принцип, чаще всего реализуемый заграницей и прослеживающийся в разных подходах, основывается на слаженном тандеме государства и частных фирм. То есть частные фирмы предоставляют услуги потребителю, а подведомственные органы осуществляют защиту их прав и гарантию выполнения установленных стандартов качества. Особенно данная система эффективна при децентрализованном управлении с контролем по возникающим отклонениям.
При такой практике управления собственники выступают в роли юридического лица, принимающего управленческие решения, а их исполнение доверяется профессиональной управляющей организации на основании договора. В то же время так у собственников появляется возможность в самостоятельном регулировании собственных средств. Вся эта система позволяет добиться достаточно высокого уровня управления домами, которая может соответствовать запросам и возможностям потребителей, не снижая при этом качества услуг и соблюдая демократические нормы принятия управленческих решений собственниками.
В отличие от зарубежных стран в России управляющие компании стремятся выполнять весь спектр жилищно-коммунальных услуг самостоятельно, не привлекая по возможности сторонние организации. Предоставляя все необходимые услуги, начиная от управления и заканчивая обслуживанием и ремонтом домов, в организации со временем начинает снижаться качество оказываемых ею ЖКУ. Поэтому для достижения высокой экономической эффективности деятельности необходимо разделение организаций на более специализированные, как показывает опыт развитых стран. Развитие рынка в такой ситуации позволяет намного увеличить количество организаций, работающих в сфере ЖКХ, что приводит к возрастанию конкуренции. В последствие это приводит к снижению себестоимости услуг и отсутствию возможности в завышении цены конкретной организации на свои услуги.
По нашему мнению, зарубежная практика в сфере ЖКХ является более оптимальной и эффективной в условиях рыночной экономики, при которой выигрывают все стороны – государство, частные компании и сами потребители. Поэтому необходимо ориентируясь на системы развитых стран вырабатывать свой подход в создании эффективного аппарата управления в отрасли ЖКХ. Однако чтобы это стало возможно необходимо устранить существующую на данный момент систему дотаций и перекрестного субсидирования. Одним из предлагаемых вариантов по решению вопроса перекрестного субсидирования может быть повышение тарифов на электроэнергию, что позволит рационализировать систему распределения ресурсов. Само же управление в сфере ЖКХ следует выделить в отдельный вид деятельности, а управляющим компаниям поставить определенные требования, которым они должны отвечать для осуществления своей деятельности и быть конкурентоспособной на рынке жилищно-коммунальных услуг. Так одним из таких требований необходимо установить обязательное страхование рисков по гражданской и материальной ответственности.
На данный момент в России вносятся определенные коррективы в законодательстве жилищно-коммунальной отрасли, постепенно ведущие к повышению качества оказания ЖКУ. В качестве примера можно привести принятие закона №255-ФЗ от 21.07.2014г. «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ», т.е. управление многоквартирными домами может осуществляться только на основании лицензии. Таким образом государство хочет повысить профессионализм управляющих компаний, а также убрать с рынка организации, которые не справляются со своими обязанностями, некачественно обслуживают жилой фонд.
Еще одним из примеров может послужить принятие закона №209-ФЗ от 21.07.2014г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», основной целью которого было обеспечение всех сторон необходимой информацией о ЖКХ и повышение качества предоставляемых услуг.
На настоящий момент существует необходимость создания благоприятных условий широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ. Для этого необходимо совершенствовать тарифное регулирование, изменить механизм ценообразования с переходом к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержкой малоимущих граждан. Достижению стабильности в долгосрочном периоде исключительно важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, а также исключение монополизма банков и компаний для создания равных возможностей для всех участников рынка.
Комплексное решение изложенных выше проблем, по нашему мнению, будет способствовать успешной модернизации и реформированию ЖКХ России и обеспечит его стабильное функционирование в будущем.
Библиографический список
- Глазунов С.Н., Жилищный вопрос в России. Проблемы и перспективы. – М.: Дело, 2006. – 176 с.
- Кирсанов, С.А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2011. – № 10. – с. 12-23.
- Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник, 2010. – 286с.
- Федеральный закон №255-ФЗ от 21.07.2014г. «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ»
- Федеральный закон №209-ФЗ от 21.07.2014г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
- Закономерности устойчивого развития региональной экономики // Ашхотов А.М., Ашхотов В.Ю. Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4-4. С. 28-29
- Особенности государственной политики управлению занятостью в промышленно развитых странах. Лымарева О.А., Таланова А.В. // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 29-31.
- Развитие конкурентных преимуществ предприятия в условиях экономического кризиса// Лымарева О.А., Топольян Е.Л. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4-2 (43). С. 55-57.
- Сравнительная оценка функционирования субъектов хозяйственной деятельности в регионе// Ашхотов В.Ю., Багова О.И. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 17. С. 29-34.