СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Валиева Эльвира Ильдусовна
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
студент

Аннотация
В данной статье рассматривается состояние машиностроительного кластера РТ, исследуются имеющиеся проблемы предприятий отрасли, представлены возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: кластерная политика, машиностроительный кластер


CONDITION AND PROSPECTS OF THE MACHINE-BUILDING CLUSTER DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF TATARSTAN

Valieva Elvira Ildusovna
Naberezhnie Chelny institute of Kazan(Volga region) Federal University
student

Abstract
This article discusses the state of machine-building cluster of Tatarstan, the existing problems of the industry are studied, possible ways to overcome them are presented.

Keywords: cluster policy, engineering cluster


Библиографическая ссылка на статью:
Валиева Э.И. Состояние и перспективы развития машиностроительного кластера Республики Татарстан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10120 (дата обращения: 13.03.2024).

В настоящее время важнейшими приоритетами региональной экономической политики являются: осуществление прогрессивных структурных преобразований в экономике, а именно диверсификация и  интеграция деятельности предприятий. Признанной мировым опытом стратегией повышения эффективности управления территорией является применение кластеров [5].

В условиях финансово-экономического кризиса российской экономики в Республике Татарстан реализуется региональная кластерная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала всех отраслей экономики.

К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относится машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс Республики Татарстан специализируется на выпуске сложной высокотехнической наукоемкой продукции. Доля продукции машиностроения в Республике Татарстан в 2014 году снизилась на 1,2 процентных пункта по сравнению с 2013 г и составила 22%. Это в 1,5-2 раза ниже показателей развитых стран. Для эффективного развития данного кластера необходимо восококачественное сырье и современное оборудование. В настоящее время из-за недостаточных инвестиций в основной капитал модернизация оборудований происходит неэффективно, своевременное обновление оборудования и технологий происходит нерегулярно из-за их высокой стоимости, что является причиной постепенного отставания региона от развитых стран по техническому уровню.

Машиностроительная продукция составила 8,2% в товарной структуре экспорта и 75% в товарной структуре импорта. При этом наблюдается снижение экспорта по сравнению с 2013 г. по натуральным показателям на 39,4% при реализации грузовых автомобилей и повышение экспорта легковых автомобилей и прочих транспортных средств в 2,4 раза к уровню 2013 г. Физический объем импорта грузовых автомобилей снизился на 55% к уровню 2013 г, легковых автомобилей – на 0,8%. [1] Это связано в большей мере с введением экономических санкций по ограничению импорта и ослаблением курса рубля, что привело к значительному росту цен на машиностроительную продукцию и комплектующие.

Основными секторами машиностроительного кластера РТ являются: автомобилестроение, авиастроение, судостроение, среднее машиностроение, контрольно-измерительные приборы, а также производственное оборудование. Данные секторы вносят значительный вклад в развитие экономики РТ и России.  Они включают в себя около 150 крупных и средних предприятий.

Наиболее существенный вклад в развитие кластера вносят ПАО “КАМАЗ”, ОАО “Казанский вертолетный завод”, ОАО “Производственное объединение Елабужский автомобильный завод”, ОАО “Казанькомпрессормаш”, ОАО “Алнас”, ОАО “Производственное объединение “Завод им. Серго”.

ПАО «КАМАЗ», расположенное в городе Набережные Челны, является самым крупным промышленным предприятием в регионе и одним из крупнейших в стране. Предприятие занимает 14 место в мире по объему производства грузовых автомобилей тяжелого класса. На начало сентября 2014 года на Автомобильном заводе «КамАЗ»а собрано более 2 млн. 130 тысяч готовых автомобилей с начала выпуска, выпущено свыше 2 млн. 807 тысяч двигателей и силовых агрегатов [2].

Деятельность ПАО «КАМАЗ» напрямую связана с социально-экономическими процессами, происходящими в стране и в мире. Замедление развития российской экономики, рост неопределенности на мировых рынках, сложная геополитическая обстановка оказали существенное влияние на спрос на автомобильную продукцию, и это не могло не сказаться на деятельности предприятия. В связи с этим «КАМАЗ» начал кардинальное обновление модельного ряда: выведен на рынок магистральный тягач нового поколения, расширяется линейка новых моделей. В сотрудничестве с Daimler «КАМАЗ» приступил к разработке автомобилей нового поколения, обладающих принципиально новыми техническими характеристиками и потребительскими свойствами, соответствующими мировому уровню грузового автомобилестроения. Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, ПАО «КАМАЗ» развивает взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, усиливает интеграцию в мировую автомобильную  промышленность.

Среди приоритетов развития «КАМАЗ» ключевое место занимают доминирование на рынках стран СНГ, присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки; позиционирование в среднем ценовом сегменте; интеграция в мировую автомобильную промышленность.

ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) выпускает современные модификации вертолетов серии Ми-8/17, разработал и выпускает легкий вертолет «Ансат». С момента основания завода выпущено более 12 тысяч вертолетов. Освоение серийного производства нового транспортно-пассажирского вертолета Ми-38, который может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий и готов к безангарному хранению, является перспективным направлением работы предприятия. Предприятие развивается в соответствии с планом технического перевооружения, в рамках стратегии по модернизации производств холдинга «Вертолеты России». В связи с этим КВЗ оснащается новейшим высокопроизводительным оборудованием, внедряются унифицированные процессы. Переоснащение производственной базы будет способствовать сокращению издержек производства и наращению объема, повышению качества и надежности, а также расширению спектра выпускаемой продукции [3].

Продолжает свое развитие Камский инновационный территориально-производственный кластер, играющий важную роль в развитии экономики Татарстана и являющийся основной точкой роста экономики республики на ближайшие 10 лет. В Программу поддержки данного кластера включены мероприятия по развитию машиностроительного комплекса РТ [4]. В рамках реализации данной программы была обеспечена текущая деятельность машиностроительной промышленности, проведены выставочно-ярмарочные и коммуникативные мероприятия, была организована профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников данной отрасли.

Машиностроительный кластер РТ продолжает эффективно функционировать  и развивается. В декабре 2014 года в Набережных Челнах состоялось открытие завода Ford Sollers в рамках совместного предприятия «Ford Sollers», представленного двумя заводами в ОЭЗ «Алабуга» и г. Набережные Челны. Производственная мощность завода составит 150 тысяч автомобилей в год. На заводе запущено производство по технологии полного цикла (сварка, окраска, сборка и контроль качества продукции) субкомпактного кроссовера Ford EcoSport. В свою очередь, на заводе в г. Елабуга запущено производство коммерческих автомобилей Ford Transit Custom, а также Transit нового поколения.

В мае 2014 года на территории КИП «Мастер» состоялось открытие завода по производству автомобильных замков ООО «Кикерт Рус». Основными потребителями продукции выступят автозаводы «ГАЗ», «АВТОВАЗ» и «Форд-Соллерс».

Интеллектуальный потенциал в машиностроительном комплексе Республики Татарстан сохранен в значительной степени. В данной отрасли разрабатываются и внедряются научные проекты, отвечающие требованиям времени и применяемые в производстве. Это достигается благодаря эффективной работе научно-исследовательских институтов и образовательных комплексов, выпускающих каждый год высококвалифицированных специалистов. Для этого разработаны образовательные программы и курсы для учреждений среднего и высшего профессионального образования, отвечающие потребностям компаний и организаций машиностроительной отрасли. Но в последнее время наблюдается падение престижа инженерно-технических и рабочих специальностей из-за низкой заработной платы, обострения социальных проблем. В связи с этим наблюдается нехватка высокопрофессиональных специалистов.

В тоже время на предприятиях машиностроительного кластера существует ряд других проблем. К их числу относятся: критический моральный и физический износ оборудования и технологий; острый дефицит квалифицированных кадров; дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований.

В заключении следует отметить, что машиностроительный кластер РТ является важным участником процесса формирования и реализации региональной стратегии. Однако, несмотря на впечатляющие результаты развития кластера, существует множество проблем, требующих решения.


Библиографический список
  1. Отчет о деятельности органов исполнительной власти РТ за 2014 г.
  2. http://www.kamaz.ru  – Официальный сайт ПАО «КАМАЗ»
  3. http://www.russianhelicopters.aero.ru – Официальный сайт ОАО «Казанский вертолетный завод»
  4. Программа поддержки Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2013-2016 г., утвержденная постановление Кабинета Министров РТ от 03.09.3013 г.
  5. Фатихова Л.Э. Факторы формирования и развития промышленных кластеров.//Стратегии устойчивого развития мировой и национальной экономики: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 апреля 2015г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.- С.112-114.
  6. Фатихова Л.Э., Ахмадеева О.А. Роль ОЭЗ в кластерном развитии региона (на примере Республики  Татарстан).// Теория и практика общественного развития. 2014. №5. С.217-219.


Все статьи автора «Валиева Эльвира Ильдусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: