РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ – КАК ЧЛЕНА ШОС

Борисенко Ольга Андреевна1, Сухарев Дмитрий Викторович2, Фомина Марина Николаевна3
1Забайкальский государственный университет, г. Чита, канд.философ.наук
2Забайкальский государственный университет, г. Чита, магистр
3Забайкальский государственный университет, г. Чита, доктор философ.наук, профессор

Аннотация
Региональная экономическая модернизация Китая представляет собой программу развития регионов, которая включает переход от первичной к вторичной модернизации. Региональный аспект экономической модернизации – это целенаправленное отражение политики экономической модернизации через региональный фактор, так как именно регион является для Китая пространством, где реализуются национальные идеи гармоничного общества.

Ключевые слова: экономическая модернизация


THE REGIONAL ASPECT OF THE PRESENT STAGE OF CHINA'S ECONOMIC MODERNIZATION - AS A MEMBER OF THE SCO

Borisenko Olga Andreevna1, Sukharev Dmitriy Viktorovich2, Fomina Marina Nikolaevna3
1Transbaikal state university, Chita, PhD of philosophy
2Transbaikal state university, Chita, master
3Transbaikal state university, Chita, doctor of philosophy

Abstract
Regional economic modernization of China is a program of regional development, which includes the transition from primary to secondary modernization.Regional aspect of economic modernization - is a reflection of purposeful policy of economic modernization through a regional factor, as it is a region of space for China, where national ideas implemented a harmonious society.

Библиографическая ссылка на статью:
Борисенко О.А., Сухарев Д.В., Фомина М.Н. Региональный аспект современного этапа экономический модернизации Китая - как члена ШОС // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10077 (дата обращения: 17.09.2024).

Мировая практика уже показала, что сегодня резко возросла роль и ответственность КНР в решении глобальных проблем развития мировой экономики и вопросов безопасности. Китайская народная республика уверенно вышла на позиции одной из ведущих мировых держав, существенно возросло ее влияние в АТР. Это особенно заметно в сфере мировой экономики, где Китай становится одним из главных двигателей развития.

Одним из экономических партнеров КНР является Россия, что определяет значимость укрепления двусторонних взаимосвязей между государствами, взаимодополняемость экономик, прежде всего, в зоне российско-китайского трансграничья.

Российско-китайские отношения, имеют не только историческую основу для своего развития, но и объективные факторы, которые основаны на географической близости двух стран, на сформировавшихся традициях добрососедства, на возможности взаимодополняемости экономик. Они скреплены заинтересованностью долгосрочного стратегического партнерства, которое позволяет каждой стране видеть здесь и разрешение своих национальных интересов. С российской стороны это сотрудничество раскрывает возможности для подъема российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, а для китайской стороны – разрешение аналогичных задач, подъем индустриальной базы на северо-востоке КНР.

Поэтому восточно-азиатская стратегия России – это продолжающийся поиск оптимальной парадигмы международных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе – с Китаем. Прагматизм российской стратегии построен с учетом задач и мотиваций, обусловленных необходимостью развития восточно-сибирских и дальневосточных регионов России. Поэтому суть этой стратегии в том, чтобы сформировать систему партнерства со странами Северо-Восточной Азии, с Китаем для реализации региональных и геополитических задач России. Она должна быть направлена на реализацию политики вывода Дальнего Востока и Восточной Сибири из экономического кризиса, чему будет способствовать взаимовыгодная интеграция и политика соразвития с трансграничными регионами Китая, экономическая модернизация которого выходит на международный уровень, поэтому требует многостороннего регионального сотрудничества и интеграции.

Теория модернизации Китая и опыт ее осуществления показали, что    она оформилась, как отмечает  Д.А. Смирнов[4], в открытую систему с четкой оптимизацией и развитием, включая в качестве условия принятие важных государственных решений, предварительно  проверяя их на локальном уровне.

Если модернизация Китая определила путь развития общества, то экономическая модернизация – модель развития государства, которая соединила в себе элементы рыночной экономики и социалистическую правовую систему.

Если экономическая модернизация Китая представляет собой глобальную революцию[3], то региональная – это составная часть национальной модернизации[3].

Для Китая регион, как составляющая региональной модернизации – это географическая часть страны, которая должна быть подвержена экономической модернизации для решения национальных вопросов. Поэтому в данном разделе понятие «экономическая модернизация» будет рассмотрено через сферу ее реализации – регион.

С учетом сказанного, необходимо заметить, что целесообразно рассматривать «региональный аспект», а не «региональную модернизацию» (как это представлено в «Докладе»), так как предполагаем, что «региональный аспект экономической модернизации» позволит определить природу региональной экономической модернизации Северо-Восточного региона КНР для последующего исследования.

Китайские специалисты, проводя анализ опыта региональной модернизации в других странах, как отмечено в «Обзорном докладе», стремятся сформировать «стратегию осуществления этого процесса в регионах»[3], поэтому для российской политики китайский вариант регионализации становится одним из показателей реализации тактики и стратегии государства по экономическому подъему страны.

Даже тот факт, что экономическая модернизация Китая сопровождается научными исследованиями и осуществляется, как отмечает главный научный сотрудник Института социологии РАН А.А. Давыдов, «в рамках системного подхода, в частности, использования отдельных элементов теории сложных систем, глобального системного целевого управления по значениям системы индексов модернизации» [2], говорит о многом, так как аналогичного опыта работы в России нет.

Китайские же специалисты объясняют использование всех мобилизационных сил одним: «Только зная себя и своего соперника одинаково хорошо, можно выиграть предстоящее нам сражение»[3].

Таким образом, исследование регионального аспекта экономической модернизации Китая позволит определить в последующих разделах работы некоторые особенности российской стратегии в трансграничном регионе.

Результаты, достигнутые в ходе экономической модернизации Китая очевидны и неоспоримы. Однако региональный аспект становится все более актуальным, так как он поднимает вопрос об экономическом районировании.

По мнению китайских специалистов, экономическое районирование это – основа региональных экономических связей. Экономическое районирование является составной частью региональной экономики, т.к. в результате его проведения выделяются объекты ее исследования.

В 1958 г. Китай был разделен на 6 основных регионов: Северо-Восточный, Северный, Восточный, Центрально-Южный, Юго-Западный и Северо-Западный. Они рассматривались как основа при планировании размещения производительных сил. Главным принципом такого районирования послужила рационализация территориальной организации экономики, которая предполагала создание целостной региональной экономической системы, где сосредотачивались материальные и финансовые ресурсы государства, где капиталовложения должны были дать больший эффект.

Такого типа территориальная организация послужила бы вспомогательным блоком для менее развитых регионов. На сегодняшний момент такой способ районирования не отвечает современным условиям глобализации и регионализации. Это послужило Китаю основанием в ходе реализации процесса модернизации создать новую модель регионообразования.

В докладе Хэ Чуаньци отмечено, что стратегическое распределение модернизации Китая может быть проведено согласно разделению на «три основные области и восемь основных регионов» [3]. Три основные области – северная, южная и западная. Ключевые регионы – северо-восточный, северо-восточный прибрежный, восточный прибрежный, южный прибрежный, среднее течение Хуанхэ, среднее течение Янцзы, юго-западный и северо-западный регионы.

По мнению китайских специалистов, если модернизация в западной части будет успешна, то будет сформирован стратегический треугольник модернизации. Художественно это выражено в «Докладе» следующим образом:

«Южные и северные области будут идти рука об руку, восточные и западные регионы будут взаимодействовать, восемь регионов начнут конкурировать друг с другом, и будет наблюдаться умеренное неравенство» [3].

С учетом региональной определенности экономической модернизации городское и сельское население рассматриваются в «Докладе» по их принадлежности к трем областям и восьми регионам. Это, по мнению ученых, способствует тому, что распределение будет ориентировано на человека и нацелено на удержание высокого уровня мирового развития в Китае [3].

Если проанализировать материалы «Доклада», то китайскими аналитиками отмечено, что региональный уровень экономической модернизации неравномерен. Об этом говорят следующие данные.

В дельте реки Янцзы, дельте реки Жемчужная (Чжуцзян) и на побережье Бохайского залива этот уровень достаточно высок, однако в целом модернизированные регионы расположены неравномерно.

Во-первых, уровень экономической модернизации регионов неравномерен среди северных, южных и западных областей. Если включить в южные области Гонконг, Макао и Тайвань, то уровень модернизации в них будет выше, чем в северных – но и в первых, и во вторых он будет выше, чем на западе. Если не учитывать Гонконг, Макао и Тайвань, то получается, что в северных областях уровень экономической модернизации выше, чем в южных регионах.

Во-вторых, уровень модернизации неравномерен среди восьми основных регионов Китая. В северном и восточном прибрежных регионах он наиболее высок, в северо-восточном, южном прибрежном, в средних течениях рек Хуанхэ и Янцзы – сравнительно высокий, а в северо- и юго-западных регионах он уже существенно ниже.

В-третьих, уровень модернизации неравномерен, при делении Китая на три больших «пояса». В восточном «поясе» уровень выше, чем в центральном, а в центральном – выше, чем в западном [3].

Представив данный анализ, китайские ученые разработали стратегические варианты экономической модернизации регионов, которые, по их замыслу, будут локомотивом развития для каждого региона Китая. Стратегия, таким образом, может быть представлена через реализацию следующих целей.

Необходимо заметить, что, экономическая модернизация – основа модернизации, то когда китайские специалисты говорят о первичной модернизации – они подразумевают, прежде всего, модернизацию экономики, которая должна поднять регион до определенного уровня.

Первая цель – осуществление первичной модернизации. Страна должна полностью осуществить первичную модернизацию к 2020 г. Однако, если рассматривать ее во всех административных единицах Китая, эта цель будет достигнута после перехода к вторичной модернизации к 2040 г. Если не учитывать региональные, политические, культурные условия то к 2040 г. модернизация произойдет в 34 регионах Китая.

Второй целью модернизации является достижение среднего уровня мирового развития и дальнейшее его поддержание. Согласно трехшаговой стратегии Дэн Сяопина, страна достигнет среднеразвитого уровня к 2050 г. [3].

В докладе Хэ Чуаньци утверждает, что для Китая более успешным путем развития, может быть выбран путь новой интегрированной модернизации [3].

Данный путь представляет особый научный интерес. Смысл его, по мнению китайских специалистов, состоит в том, что при оценке результатов экономической модернизации, необходимо учитывать степень завершенности первичной (от аграрной цивилизации к индустриальной – индустриальная модернизация), вторичной (от индустриальной к цивилизации знаний – информационная модернизация) и интегрированной (сумма двух предшествующих) модернизации. Степень завершенности характеризуется таким понятием как индекс.

Индекс первичной модернизации позволяет проанализировать уровень развивающихся регионов; второй индекс – развитых регионов, третий позволяет показать разрыв между первыми и вторыми регионами. Так как регионы находятся на разных стадиях своего развития, то система индексов (интегрированная модернизация) является объективным показателем развития регионов.

Стоит заметить, что китайские специалисты не сравнивают регионы между собой по различным показателям, определяя приоритет одного над другим.

Для иллюстрации сказанного можно обратиться к материалам, которые были подготовлены исследовательской группой по стратегии модернизации Китая для сайта China Development Gateway.

Так, например, в 2007 г. от первичной модернизации Шанхай и Пекин получили 100 % индексов; 6 регионов, включая Тяньцзинь, составили более 90 %; 19 регионов, таких как Шаньдун достигли от 80 % до 89 %;4 региона, в том числе Гуанси, – от 74 % до 79 %. Тяньцзин, Чжэцзян, Гуандун и Цзянсу – 8 индексов; Ляонин, Цзилинь, Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян – 7; Фуцзянь, Шаньдун, Чунцин, Хубэй, Шаньси, Хэбэй и Шаньси – 6 [1].

В данной связи необходимо отметить следующее: специалисты Центра, вводя понятие индекса, не расшифровывают его в полной мере. Но понятие индекс близко понятию рейтинг, который позволяет ученым «выстраивать» страны и регионы.

По мнению китайских ученых стратегия интегрированной модернизации позволяет регионам повысить экономический уровень своего развития до мировых стандартов, так как она распределяет и формирует структуру модернизации [5]. Но именно здесь кроется главная мысль экономической модернизации: без реальной модернизации регионов не будет амбициозной модернизации страны.

С точки зрения китайских специалистов экономическая модернизация регионов Китая должна протекать [3] по умеренно сбалансированному сценарию, который определяет рост всех экономических секторов и регионов страны по трем причинам. К ним относятся следующие.

Во-первых, в Китае нет условий для сбалансированного развития. Такой путь подходит странам с очень высоким уровнем модернизации или небольшим странам. Китай – крупная развивающаяся страна, с самым большим числом жителей и третья в мире по площади. В таком случае неравномерность уровней модернизации естественна. Это неравенство невозможно преодолеть изнутри силами самой страны.

Во-вторых, Китаю не подходит путь неравномерного развития. Это многонациональное государство. Расширение межрегионального разрыва создаст политические риски и замедлит здоровое и планомерное развитие национальной экономики. Пропасть между регионами является объективной реальностью. Если страна изберет путь неравномерного развития, эта пропасть будет только расширяться.

В-третьих, у Китая есть потребности и условия для выбора умеренно сбалансированного пути развития. Для осуществления модернизации потребуется, чтобы все регионы достигли определенного уровня. Китайское правительство достаточно сильно, а экономика достаточно крепка, чтобы обеспечить умеренно сбалансированное развитие [3].

И стоит заметить, что Гонконг, Макао и Тайвань уже завершили первичную модернизацию, и можно предположить – вступили (кроме Тайваня) в период вторичной.

В 2002 г. Пекин, Тяньцзинь и Шанхай по уровням девяти индикаторов достигли стандартов первичной модернизации. В Ляонине такого уровня достигли семь индикаторов, в Цзянсу, Гуандуне и Хэйлунцзяне – шесть. Основываясь на стандартах классификации настоящего «Доклада», эти семь регионов в целом осуществили первичную модернизацию, но были далеки от ее полного завершения.

За вычетом Пекина, Тяньцзиня, Шанхая, Гонконга и Макао с Тайванем, первые 10 мест по уровню завершенности первичной модернизации занимали Чжэцзян, Ляонин, Цзянсу, Хэйлунцзян, Гуандун, Хубэй, Цзилинь, Шэньси, Чунцин и Фуцзянь. Их уровень первичной модернизации был выше, чем средний в стране.

Таким образом, как пишут авторы «Доклада» [3], основываясь на уровнях интегрированной модернизации с 2001 по 2002 гг., в 14 регионах уровень модернизации вырос, а разрыв со средним уровнем развития по миру уменьшился. В эти 14 регионов входили Пекин, Чжэцзян, Ляонин, Цзянсу, Гуандун, Цзилинь, Хэйлунцзян, Сычуань, Автономный район Внутренняя Монголия, Шэньси, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Хубэй, Хайнань и Шанхай.

Среди 31 региона континентальной части Китая наибольший разрыв между уровнем региональной первичной модернизации и уровнем стран, завершивших классическую модернизацию, составлял 40 %, наименьший – 3 %, а среднее значение было равно 22 %.

Наибольший разрыв между уровнем региональной вторичной модернизации и средним уровнем развития в мире равнялся 78 пунктам, наименьший – 24 пунктам, а средний – 69 пунктам.

Наибольший разрыв между уровнями региональной интегрированной модернизации и средним уровнем развития мира составлял 76 пунктов, наименьший – 33 пункта, а средний – 67 пунктов [3].

С учетом выше сказанного можно определить следующие позиции, которые раскрывают суть регионального аспекта экономической модернизации.

-        экономическая модернизация распределена регионально: равномерно между севером и югом, но ее показатели ниже на западе;

-        региональная первичная (индустриальная) модернизация была осуществлена к 2006 г. в 4-х регионах Китая;

-        региональная вторичная (информационная) модернизация стала возможна в Пекине и в Шанхае, которые по показателям индексов стали близки Италии;

-        экономическая модернизация регионов достигнет развитого уровня к концу XXI в.

Как отмечают многие исследователи экономическая модернизация китайских регионов – явление достаточно неоднозначное, так как большинство регионов страны находится на уровне первичной модернизации (индустриального общества) и только несколько регионов достигли начального развития вторичной (информационной) модернизации.


Библиографический список
  1. China Modernization Report 2009: Study of Cultural Modernization.  Article Stable URL: http://en.chinagate.cn/dateorder/2009-02/24/content_17327414_5.htm
  2. Давыдов А.А. Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/Modernization_Russia.pdf
  3. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Хэ Чуаньци, главн. /Пер.с англ.под общей редакцией Н.И. Лапина /Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011. – 256 с.
  4. Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. – С.6.
  5. Факторы и перспективы модернизации Китая URL:  http://www.socionauki.ru/journal/files/ipisi/2012_1/204-212.pdf


Все статьи автора «Борисенко Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: