Машиностроение играет ключевую роль в социально-экономическом развитии ввиду присущих ему макроэкономических функций, связанных с воплощением достижений научно-технического прогресса в новой технике и технологиях, выпуском новой продукции с высокой добавленной стоимостью, снабжением машинами и оборудованием всех отраслей материального производства, удовлетворением спроса населения на технически сложные потребительские товары, созданием конкурентоспособных экспортных изделий и т.д. [1].
Тем не менее, реальность в России такова, что начавшийся в 1990-х гг. процесс разрушения сектора машиностроения так и не удалось остановить. Сейчас его упадочное состояние приводит к сдерживанию интенсивного высокотехнологичного развития всех сфер общественной жизни, замедляя темпы научно-технического прогресса в стране. Такое положение дел является следствием управленческих просчетов, неоднократно допущенных органами государственной власти при разработке стратегий и программ социально-экономического развития. Результатом неверной расстановки приоритетов в промышленности стало преобладание в структуре производства отраслей, базирующихся на первичной переработке сырья [2].
Так, в Вологодской области доля продукции предприятий машиностроения в общем объеме промышленной продукции за последние 14 лет лишь незначительно увеличилась и в 2014 г. составляла 3,9% (на 0,7% больше, чем в 2000 г.), в то время как в 1990 г. находилась на уровне 12%. И, напротив, совокупный удельный вес металлургической и химической отраслей в структуре промышленного производства вырос с 52% в 1990 г. до 79,8% в 2014 г. (табл. 1).
Таблица 1 – Структура промышленного производства в Вологодской области в 1990-2014 гг., %
Отрасль |
Год |
2014 г. к 1990 г., п.п. |
||||||
1990 |
2000 |
2005 |
2009 |
2011 |
2013 |
2014 |
||
Металлургическая |
45 |
67,9 |
72 |
59,8 |
63,7 |
62,1 |
62,4 |
+17,4 |
Химическая |
7 |
8,9 |
9,3 |
15,5 |
16,3 |
17,1 |
17,4 |
+10,4 |
Пищевая |
9 |
5 |
6,4 |
9,5 |
7,1 |
7,7 |
7,5 |
-1,5 |
Деревообрабатывающая |
13 |
6,2 |
4 |
3,8 |
3,5 |
4,4 |
4,4 |
-8,6 |
Машиностроительная |
12 |
3,2 |
4,3 |
4,6 |
3,8 |
3,7 |
3,9 |
-8,1 |
Прочее |
14 |
8,8 |
4 |
6,8 |
5,6 |
5 |
4,4 |
-9,6 |
Источник: [3].
Факт преобладания в структуре промышленного производства сырьевых отраслей создает определенные риски для развития национальной экономики, которые также усугубляются тем, что государственное управление упускает из виду производства, создающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Вследствие такого подхода происходит ситуация, когда параллельно росту в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях наблюдается падение в других. Помимо этого, превалирование сырьевого экспорта в товарообороте с другими странами значительно повышает уязвимость народного хозяйства, создавая высокие риски недополучения налоговых доходов в случае изменения мировой конъюнктуры и масштабного падения цен на продукцию данных видов деятельности.
Подобные структурные преобразования особенно критичны в сравнении с передовыми странами Запада, где доля машиностроения в структуре промышленного производства составляет 35-50%, в то время как в России – порядка 20% [4]. Столь высокий показатель по машиностроению в иностранных государствах находит свое отражение в уровне социально-экономического развития этих стран, масштабах проникновения высоких технологий в различные сферы общественной жизни, качестве и востребованности продукции на мировом рынке и др.
Однако достижение подобного уровня в России, основываясь лишь на экспортно-сырьевой модели экономического роста, невозможно. Для этого необходимо увеличение объемов производства продукции четвертого и пятого технологических укладов с высоким экспортным потенциалом. Соответственно, сейчас актуальными направлениями развития промышленности и машиностроения в стране становятся производственная модернизация, увеличение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска, повышение производительности труда. Иначе говоря, развитие промышленности в современных условиях должно осуществляться на принципах минимизации издержек одновременно с повышением качества производимой товарной номенклатуры.
Тем не менее, тенденции развития промышленности в России таковы, что против устойчивого прироста по ключевым показателям зачастую наблюдается обратная ситуация. Так, достаточно незначительна доля производства инновационной продукции, а количество ориентированных на ее выпуск предприятий с 2000 г. уменьшилось на 1,2% в масштабах страны и на 3,4% – в Вологодской области (табл. 2).
Таблица 2 – Инновационная активность предприятий РФ и Вологодской области в 2000-2012 гг., %
Показатель |
2000 г. |
2002 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2012 г. |
Уровень инновационной активности предприятий Российской Федерации |
10,6 |
9,8 |
10,5 |
9,3 |
9,4 |
9,4 |
Уровень инновационной активности предприятий Вологодской области |
10,7 |
13,8 |
8,1 |
8,4 |
7,4 |
7,3 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг |
4,4 |
4,3 |
5,4 |
5,0 |
5,0 |
4,9 |
Источники: [3], [4], [5].
Не лучшим образом обстоят дела и с выпуском инновационной продукции. В общем объеме продукции, отгруженной в Вологодской области в 2012 г., ее доля составила 4,7%, что почти в 2 раза меньше показателя 2007 г. Вследствие таких негативных тенденций достаточно сложно говорить о каких-либо перспективах импортозамещения в промышленности – текущие объемы производства не способны в полной мере удовлетворить потребности населения и деловой среды. В то же время проблемы качества и ценовой доступности отечественных товаров не только не способствуют уверенному распространению российской продукции на зарубежных рынках, но и препятствуют удержанию позиций на рынке внутреннем.
Следует отметить, что развитие машиностроения России сдерживают преимущественно финансовые и кадровые факторы. Во-первых, значительно сказывается на уровне производства высокая стоимость кредитных ресурсов, оборудования, сырья и материалов, а также недостаток собственных денежных средств. Во-вторых, производственные мощности отечественных предприятий в недостаточной степени обеспечены кадрами требуемого уровня подготовки. Так, наблюдается дефицит высококвалифицированных рабочих ведущих профессий и руководителей низшего и среднего звена [6].
Подобные условия функционирования российской промышленности существенно сказываются на конкурентоспособности производимой в стране продукции. Так, неблагоприятное финансовое состояние отечественного машиностроения приводит к тому, что производители вынуждены расширять перечень мероприятий по снижению издержек для поддержания финансовой устойчивости предприятий. Однако оборотной стороной данной ситуации является то, что в погоне за уменьшением себестоимости собственники прибегают к использованию низкосортного сырья и материалов. Результат такого подхода зачастую находит свое отражение в низком качестве конечной продукции, что критично сказывается на ее экспортном потенциале.
В свою очередь, низкий уровень подготовки специалистов в промышленности и, в частности, машиностроении сдерживает как модернизацию производственных мощностей, так и препятствует реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Помимо этого, несовершенство учебных планов образовательных учреждений по выпуску специалистов рабочих профессий и возрастное старение производственного персонала создают существенные риски для развития отечественной промышленности в будущем. В итоге это привело к тому, что уже сейчас собственники вынуждены повышать нагрузку на кадровые службы и увеличивать статьи расходов на подготовку специалистов, чтобы обеспечить устойчивое функционирование предприятий в средне- и долгосрочной перспективе.
Таким образом, для решения имеющихся в промышленности проблем необходима реализация мероприятий по смягчению действия факторов, сдерживающих промышленное развитие в стране. Прежде всего, на государственном уровне требуется решение вопросов в финансовой и кадровой сферах. Так, без обеспечения машиностроения дешевыми кредитами не удастся активизировать инициативные процессы в деловой среде по освоению производства новых видов продукции высоких технологических укладов. Однако параллельно с этим необходима и инициация решений в образовании, целью которых должно являться существенное увеличение количества выпускаемых специалистов рабочих профессий и повышение уровня их подготовки.
Библиографический список
- Митенев, В.В. Машиностроение Европейского Севера России [Текст] / В.В. Митинев. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2006. – 219 c.
- Пространственные аспекты развития региона [Текст] / под общей ред. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008. – 298 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/
- Россия в цифрах [Текст] / стат. сб. – Росстат: М., 2014. – 558 с.
- Наймушин, В. Задача инновационного развития и перспектива ее решения [Текст] / В. Наймушин // Экономист. – 2014. – № 10. – С. 24-35.
- Мониторинг функционирования и развития промышленности Вологодской области [Текст]: отчет о НИР / исполн. Е.В. Лукин, А.Е. Мельников. – Вологда, 2015. – 90 с.