В соответствии с проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации (1997 г.) показатели устойчивого развития подразделяют: на показатели окружающей среды, экономики и социальной сферы.
К социальным критериям устойчивого развития относят: реальные доходы населения, бюджетную обеспеченность, демографические показатели, показатели здоровья, занятость населения и др.
В структуре доходов населения важную роль играет заработная плата, которая является платой за труд. Это важнейшая форма дохода наемного работника и стимул к производительному труду.
Анализируя среднедушевые доходы жителей Уральского федерального округа за 2007-2012 гг. (таблица 1), следует отметить положительную динамику уровня жизни населения.
Табл. 1. – Среднедушевые денежные доходы населения УрФО
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Рейтинг ( 2012г.) |
Тюменская область |
13736, 5 |
17473,6 |
17706,3 |
18884,6 |
20707,1 |
22015,7 |
2 |
Курганская область |
8700,9
|
11445,4 |
12153,2 |
13498,9 |
14353,0 |
16000,8 |
4 |
Свердловская область |
14481,5 |
17481,2 |
19722,5 |
22193,8 |
24892,6 |
27709,2 |
1 |
Челябинская область |
10699,6 |
14120,0 |
15215,1 |
16821,1 |
18459,9 |
19366,2 |
3 |
Доходы населения Свердловской и Тюменской области значительно превышают денежные доходы жителей Курганской и Челябинской областей. Наблюдаемый экономический рост привел к некоторой стабилизации социально-экономической ситуации в субъектах округа, что выразилось в увеличении денежных доходов населения с 13 736 руб. до 22 015 руб. и 14 481 руб. до 27 709 руб. с 2007 по 2012 гг. в Тюменской и Свердловской области соответственно.
По данным таблицы 2 был проанализирован средний размер назначаемых пенсий на территории Уральского федерального округа.
Табл. 2. – Средний размер назначенных пенсий в УрФО
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Рейтинг ( 2012 г.) |
Тюменская область |
3546,5 |
4410,8 |
6024,0 |
7421,0 |
8131,6 |
9051,4 |
2 |
Курганская область |
3403,1 |
4184,8 |
5674,2 |
7030,1 |
7639,0 |
8438,8 |
4 |
Свердловская область |
3740,6 |
4647,5 |
6299,3 |
7803,1 |
8513,9 |
9434,6 |
1 |
Челябинская область |
3611,5 |
4485,0 |
6063,3 |
7492,0 |
8158,9 |
9024,2 |
3 |
Мы видим, что в условиях финансово-экономического кризиса по индикатору отношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионеров сохранилась благоприятная тенденция. Тюменская область занимает второе место в рейтинге величины среднего размера пенсий, уступая лишь Свердловской области.
Исходя из данных таблицы 3, следует, что на территории Уральского федерального округа за 2007-2012 гг. наметилась благоприятная тенденция динамики роста продолжительности жизни населения.
Табл. 3.- Продолжительность жизни при рождении УрФО
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Рейтинг ( 2012 г.) |
Тюменская область |
67,1 |
67,2 |
67,9 |
68,1 |
69,4 |
69,5 |
1 |
Курганская область |
66,5 |
66,5 |
67,2 |
67,7 |
68,4 |
68,4 |
4 |
Свердловская область |
67,4 |
67,6 |
68,3 |
68,8 |
69,3 |
69,5 |
1 |
Челябинская область |
67,1 |
67,2 |
68,2 |
68,4 |
68,8 |
69,0 |
3 |
Тюменская и Свердловская области лидируют по данному показателю на протяжении 6 последних лет. Продолжительность жизни населения в этих субъектах Уральского федерального округа составила к 2012 году 69 с половиной лет.
По данным таблицы 4 отмечена незначительная дифференциация значений коэффициента прироста и убыли населения на территории Уральского федерального округа.
Табл. 4.- Естественный прирост (убыль) населения УрФО
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Рейтинг ( 2012 г.) |
Тюменская область |
0,8 |
1,8 |
2,9 |
3,0 |
3,8 |
4,8 |
1 |
Курганская область |
-4,4 |
-4,0 |
-3,2 |
-3,1 |
-2,9 |
-2,1 |
4 |
Свердловская область |
-3,2 |
-2,9 |
-1,5 |
-0,9 |
-0,6 |
0,3 |
2
|
Челябинская область |
-3,2 |
-2,2 |
-1,3 |
-1,0 |
-0,6 |
0,2 |
3 |
За период 2007-2012 гг. постоянный естественный прирост наблюдался только в Тюменской области. В других областях проявляется устойчивая естественная убыль населения, которая значительно уменьшается с каждым последующим годом. В Свердловской и Челябинской области мы можем проследить последовательный переход от убыли населения к приросту населения к 2012 году.
По данным таблицы 5 видно, что относительно устойчивая ситуация на рынке труда на территории Уральского федерального округа была нарушена в 2008 г. финансово-экономическим кризисом, что выразилось в напряженности в сфере рынка труда.
Табл. 5. – Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения УрФО
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Рейтинг ( 2012 г.) |
Тюменская область |
0,7 |
0,7 |
1,1 |
1,5 |
1,9 |
2,1 |
3 |
Курганская область |
1,3 |
1,7 |
2,4 |
2,1 |
2,8 |
2,6 |
1 |
Свердловская область |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
2,0 |
1,7 |
4 |
Челябинская область |
0,9 |
1,2 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
2,5 |
2 |
Между тем, можно отметить региональные различия последствий кризиса 2008 года на территории округа. Рынок труда Курганской области острее ощутил влияние экономического кризиса, что выразилось в резком росте уровня безработицы в 2009 г. относительно 2007 г. Уровень безработицы и в 2012 году резко отличается от рассмотренных областей. В Свердловской области воздействие кризиса 2008 года на сферу занятости оказалось менее заметным. В Тюменской области сохранилась численность безработных в приемлемых рамках.
Подводя итоги диагностики качества жизни населения на территории Уральского федерального округа, следует отметить, что Тюменская область имеет значительный потенциал для обеспечения устойчивого развития. Наблюдается тенденция к улучшению параметров качества жизни населения, как в результате оживления экономики, так и с повышенным вниманием, оказанным социальной сфере. Поскольку бюджет Тюменской области социально ориентирован, почти половину всех расходов направляют на социальную сферу [1, с. 312].
В области утверждена долгосрочная целевая программа «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области», состоящая из нескольких подпрограмм:
1. Социальная поддержка отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей;
2. Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Тюменской области;
3. Повышение качества жизни пожилых людей в Тюменской области «Старшее поколение»;
4.Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменской области;
5. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Доступная среда).
Данная программа нацелена на повышение эффективности системы социальной поддержки населения области, в том числе семей и детей, обеспечение мер по предупреждению социального сиротства и неблагополучия, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, социальная политика Тюменской области определена как один из основных приоритетов деятельности. Она направлена на достижение социальной стабильности, а улучшение положения в социальной сфере способствует устойчивому развитию региона.
Библиографический список
- Милоенко Е.В. Формирование социальной инфраструктуры сельских территорий региона как критерий качества жизни населения// Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 312 – 315