АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГРОДНЕНСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА

Грецкая Наталия Александровна
Гродненский государственный университет им.Янки Купалы
магистрант специальности «Экономика и управление народным хозяйством» факультета экономики и управления

Аннотация
В статье проведен анализ основных конкурентов потребительской кооперации.. Определены проблемы в деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь и намечена дальнейшая стратегия ее развития.

Ключевые слова: анализ конкурнтоспособности, доля рынка, конкурентоспособность, многоугольник конкурентоспособности, объем продаж


ANALYSIS OF THE MAJOR COMPETITORS OF A RETAIL TRADING NETWORK GRODNO BRANCH OF OBLPOTREBOBŜESTVA

Greckaya Natalia Aleksandrovna
Grodno State University Yanka Kupala
Faculty of Economics and management, Department of economic theory and business

Abstract
This article analyzes the main competitors of consumer cooperation.. Identifies problems in the Republic of Belarus and the consumer cooperatives set further strategy development.

Keywords: competitiveness, market share, polygon competitiveness, sales volume


Библиографическая ссылка на статью:
Грецкая Н.А. Анализ основных конкурентов розничной торговой сети Гродненского филиала Гродненского облпотребобщества // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6946 (дата обращения: 28.03.2024).

Научный руководитель – Белоусов Александр Леонидович, зав. кафедрой экономической теории и коммерческой деятельности факультета экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат юридических наук, доцент, Гродно, Беларусь.

В последнее время все сложнее становится удерживать конкурентные позиции розничной торговой сети потребительской кооперации. Прослеживается тенденция активного развития  торговых сетей других форм собственности в областных центрах с постоянно обновляющимся ассортиментом, технологиями с учетом реальных условий на рынке, с высокой степенью подготовленности к восприятию новинок, с гибкой системой скидок и бонусов, с готовностью быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка, а также с широким спектром дополнительных услуг. Удержать и укрепить конкурентные позиции в городах все сложнее, а ведь именно это способствует поддержанию торговли на селе, которая в массе своей убыточна. Направления работы на сегодня – сохранение и развитие потребительской кооперации как единой системы, обеспечении продовольственной безопасности страны, укрепление и усиление позиций на традиционных рынках и выход на рынки городов, модернизация материально-технической базы и внедрение передовых технологий во всех отраслях кооперативного хозяйства.

Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации ряда государственных социально-экономических программ, связанных с жизнеобеспечением сельских жителей [1].

Для начала следует определить, кто же является для потребительской кооперации конкурентами каковы их масштабы деятельности, таблица 1.

Таблица 1 – Основные конкуренты потребительской кооперации Республики Беларусь

 

 

 

Наименование конкурирующей организации

Количество магазинов, шт

Доля рынка, %

Беларусь Гродненская область Гродно и район Беларусь

 

Гродненская область Гродно и район
Белкоопсоюз (Гродненский филиал)

9300

1213

95

9,7

11,8

17,4

Алми

41

15

9

1,8

3,6

8,9

Родная сторона

94

14

11

2,4

3,1

4,9

Евроопт

149

18

10

7,1

4,4

7

Белмаркет

52

6

5

1,1

0,6

0,8

Рублевский

50

2

2

1,6

0,4

0,4

Источник:[собственная разработка автора на основе данных Интернет-ресурса]

Итак, из таблицы видим, количественное преимущество, безусловно за Белкоопсоюзом – как в стране в целом, так и в области, и в регионе. Доля рынка самая существенная у Белкоопсоюза – 9,7% – по стране, 11,8% – по области, 17,4% – по городу и району. Доля товарооборота остальных сетей в сумме по городу и району составляет 22%, что лишь на 4,6% больше, чем доля рынка Белкоопсоюза.

Далее проведем балльный сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с деятельностью Гродненского филиала Гродненского облпотребобщества, таблица.

Таблица 2 – Балльный сравнительный анализ показателей конкурентов потребительской кооперации

 

 

 

Факторы конкурентоспособности организаций

Гродненский филиал Алми Родная сторона Евроопт Белмаркет Рублевский

1

2

3

4

5

6

7

1Продукт
Качество

4

5

3

3

5

5

Престиж торговой марки

3

5

3

5

4

4

Упаковка

4

5

5

5

5

5

Послепродажное обслуживание

3

5

5

5

5

5

Уникальность

4

4

4

4

4

4

Ассортимент

3

5

4

4

4

4

Сумма баллов

21

29

24

26

27

27

Средний балл

3,5

4,8

4

4,3

4,5

4,5

2. Цена
Прейскурантная

4

5

4

5

5

5

Процент скидки с цены

3

4

2

5

4

4

Гибкость ценовой политики

4

5

3

5

4

4

Срок платежа

4

4

4

4

4

4

Сумма баллов

15

17

13

19

17

17

Средний балл

3,7

4,5

3,3

4,8

4,2

4,2

3. Каналы сбыта
Степень охвата рынка

5

4

3

4

2

2

Размещение складских помещений

5

4

4

4

4

4

Система контрольных запасов

5

4

4

4

4

4

Система транспортировки

4

5

4

5

5

5

Формы сбыта: торговые представители

3

5

5

5

5

5

Уровень квалификации

3

4

4

4

4

4

Сумма баллов

26

26

24

26

24

24

Средний балл

4,2

4,3

4

4,3

4

4

4. Продвижение товаров на рынке
Реклама

2

5

3

5

3

4

Индивидуальная продажа

5

3

3

3

3

3

Уровень стимулирования сбыта

3

5

4

5

5

5

Упоминание об изделиях в СМИ

2

5

3

5

3

4

Сумма баллов

13

18

13

18

14

16

Средний балл

3,0

4,5

3,2

4,5

3,5

4

ИТОГО СУММА БАЛЛОВ

73

91

76

89

82

84

Источник: [собственная разработка автора]

Из таблицы видим, что по сумме балов в аутсайдерах находятся Гродненский филиал и Родная сторона по сумме факторов. Позицию лидера занимает торговая сеть Алми.

Далее по полученным данным строим многоугольник конкурентоспособности для каждой организации, рисунок1.

Источник: [собственная разработка автора на основе данных таблицы 2]

Определим показатель уровня конкурентоспособности Гродненского филиала Гродненского облпотребобщества относительно организаций – конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной организации к площади «многогранника конкурентоспособности» Гродненского облпотребобщества:

S Гродненский филиал = (3,5*3,7)+(3,7*4,2)+(4,2*3)+(3*3,5)=51,59                                            

S Алми= (4,8*4,5)+(4,5*4,3)+(4,3*4,5)+(4,5*4,8)=81,9

SРодная сторона= (4*3,3)+(3,3*4)+(4*3,2)        +(3,2*4)=52

S Евроопт= (4,3*4,8)+(4,8*4,3)+(4,3*4,5)+(4,5*4,3)=79,98

S Белмаркет= (4,5*4,2)+(4,2*4)+(4*3,5)+(3,5*4,5)=66,45

S Рублевский= (4,5*4,2)+(4,2*4)+(4*4)+(4*4,5)=69,5

Относительно Гродненского филиала все представленные сети более конкурентоспособны. Наиболее конкурентоспособна сеть АЛМИ – в 1,6 раза конкурентоспособнее Гродненского филиала.

В связи с этим, можно порекомендовать следующие направления повышения конкурентоспособности розничной торговой сети в организации:

1. Создание отдела маркетинга.

Используется недостаточно эффективная стратегия маркетинга. Отсутствуют маркетинговые исследования фирм-конкурентов по товару и ценовой политике. Выполнение лишь существующих функций торговым отделом недостаточно, для стабильной, уверенной работы необходимо расширение задач и функций, которые будут характеризовать всю деятельность организации, оценивать возможные дальнейшие шаги, строить стратегии, анализировать свои действия и так далее.

Маркетинговый анализ каналов реализации в магазинах филиала должен проводиться по всем видам товаров.

2. Стимулирование сбыта.

Выбор средств стимулирования зависит от поставленных целей. Все средства можно объединить в три большие группы:

  • ценовое стимулирование (продажа по сниженным ценам, льготные купоны, дающие право на скидку);
  • стимулирование в натуральной форме (премии, образцы товара);
  • активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).

3. Разработка рекламной кампании.

В настоящее время проводимые рекламные мероприятия практически отсутствуют, ощущается нехватка рекламы.

4. Проведение целенаправленной ценовой политики. Она обеспечивает конкурентоспособность организации на рынке. Хорошее знание уровня цен, действующих на рынках определенных видов товаров, позволяет оптимизировать товарооборот, а при закупках – избегать переплат.

5. Для более эффективного использования торговой площади магазинов необходимо использовать современные методы продажи товаров, такие как самообслуживание в тех магазинах, где это целесообразно.


Библиографический список
  1. Кохно П.А. Состояние и направления развития торговли потребительской кооперации на 2011 год и перспективы до 2015 года / П.А. Кохно // Потребительская кооперация. – 2010. – №4 (31). – С.15-19.
  2. http://marketing.by/main/market/analytics/0065273/
  3. http://govorim.by/grodnenskaya-oblast/grodno/novosti-grodno/88457-almi-evroopt-i-rodnaya-storona-obespechivayut-lish-22-roznichnogo-tovarooborota-v-grodno.html
  4. http://belarusfacts.mfa.gov.by/upload/economy/food_retail.pdf


Все статьи автора «Наталия Грецкая»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: