Содержание государственной услуги является важным фактором, который определяет особенности ее финансового обеспечения [1]. Социальное обслуживание занимает особое место в системе государственных и муниципальных услуг[1]. Особенности социальных услуг по сравнению с другими услугами связаны с: большим разнообразием социальных услуг; разным составом получателей услуг (дети-сироты, пожилые люди, инвалиды, вынужденные переселенцы, жертвы семейного насилия, бездомные и др.); формой предоставления (стационарная, дневной стационар, на дому, консультация по телефону, срочное предоставление жилья, питание бездомных и др.); периодичностью (периодичные, разовые, срочные); требованием индивидуального подхода к получателю услуги (может предусматривать составление программы социального обслуживания); дифференциацией платы получателя или его родных (опекунов) за услугу (для отдельных категорий получателей услуги могут предоставляться платно, бесплатно и частично бесплатно).
Содержание услуги и требования к ее качеству должны отражаться в стандартах предоставления услуг. В свою очередь, определение нормативного уровня затрат на оказание услуги должно вытекать из такого стандарта. В Российской Федерации с 01.01.2015 вступил в действие Национальный стандарт ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Виды социальных услуг», однако, перечень видов услуг и их состав, предусмотренные стандартом, не в полной мере соответствуют положениям Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также примерного перечня социальных услуг [2]. Например, в стандарте не выделены в качестве отдельных видов услуг коммуникативные и срочные, в то же время в перечне услуг, утвержденном Правительством Российской Федерации, в составе социально-бытовых услуг не выделены услуги, связанные с оснащением жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), указанные в стандарте, и др. По мнению автора, данные документы должны быть увязаны между собой, а также учитывать требования профессиональных стандартов социальной работы [3, 4], содержать минимальные требования к материально-техническому оснащению оказания услуги, а также требования к профессиональному уровню работников, оказывающих услугу, в зависимости от вида и подвида социальной услуги.
К сожалению, нужно признать, что для социальных услуг, как и других государственных услуг, на данный момент отсутствует тесная связь между стандартом оказания услуги и ее базовой стоимостью, определяемой в виде норматива затрат на оказание услуги в составе финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Как правило, методическое обеспечение по обоснованию бюджетных ассигнований, предназначенных для финансирования таких услуг, слабо учитывает специфики услуги, а также возможности стимулирования повышения ее качества.
Так, методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, разработанные на федеральном уровне в качестве методологической основы по разработке нормативов органами власти субъектов Российской Федерации [5] предполагают расчет норматива на основе суммы прямых и косвенных расходов, включающих оплату труда, начисления на оплату труда, общехозяйственные нужды. Такой подход может использоваться и применительно к другим видам услуг: образовательным, медицинским, услуг в области культуры и т.д., он не отражает специфику отдельного вида и подвида социальных услуг. В то же время для одних подвидов социальных услуг необходимо привлечение высококвалифицированных социальных работников (например, социально-медицинские услуги, услуги, связанные с личной гигиеной получателя социальных услуг, социально-педагогические услуги), поэтому требуется включение расходов, связанных с регулярным повышением квалификации [6], а в других случаях необходимые материальные запасы, наличие специального оборудования, использование современных технологий. Перечень затрат для расчета финансового обеспечения оказания государственных услуг, содержащийся в письме Минфина России несколько расширен, он включает материальные запасы, потребляемые в ходе оказания услуги [7], но данный документ является универсальным для любых видов услуг и не учитывает специфику социального обслуживания.
Представляется необходимым в методические рекомендации по расчету финансового обеспечения выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг включить требования учета специфики вида, подвида услуг, а также особенности расчета нормативов при разработке индивидуальной программы оказания услуг для получателей социальных услуг.
Кроме того, требование качества оказания социальных услуг, как справедливо отмечает аудитор Счетной палаты Российской Федерации В. Катренко, идет в разрез с опережающим сокращением численности социальных работников [8], предусмотренные региональной «дорожной картой», разработанные Минтруда России (рис. 1):
Рисунок 1. Динамика численности получателей социальных услуг и численности социальных работников в 2013-2018 гг.
Составлено автором на основе региональной «дорожной карты» [9]
Фактически в 2014 г. среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания сократилась на 6,5%, при этом более быстрыми темпами сократилась численность именно социальных работников, их доля снизилась с 30,7% в 2013 г. до 29,4% от общей численности работников. «Нормативы обслуживания устанавливаются регионами в отсутствии единообразных методических подходов к их определению. Показатели по регионам существенно различаются. Колебания даже в пределах одного федерального округа у регионов с практически одинаковыми потребностями населения в социальном обслуживании составляют от 6,9 человек в Смоленской области, до 14,3 – в Калужской области» [8].
Тем не менее, следует признать, что именно в отдельных регионах разработанные нормативы финансовых затрат на оказание социальных услуг предусматривают и специфику отдельных подвидов социальных услуг и их персонификацию на основе индивидуальной программы, например, в Санкт-Петербурге [10] .
1 января 2016 г. вступит в действие постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также рекомендовано разработать и утвердить аналогичные документы. Указанный порядок предусматривает вычитание из объема финансового обеспечения выполнения государственного задания суммы платы за услуги, связанные с выполнением государственного задания. Несмотря на то, что в сфере социального обслуживания государственное задание рекомендовано разрабатывать в разрезе отдельных групп получателей: а) получающих услуги бесплатно, б) частично или в) полностью платно, велика вероятность отклонения фактических данных от плановых показателей, в силу сложной экономической обстановки (предположим, члены семьи инвалида оказались безработными) и отсутствия постоянного контингента для ряда услуг (например, для срочных услуг). В этом случае объем финансового обеспечения может оказаться недостаточным для оказания услуг в соответствии с общими рекомендациями. Было бы целесообразно корректировать объем финансового обеспечения с временным годичным лагом с учетом фактически оказанных услуг, а именно: определять объем финансового обеспечения исходя из предоставления бесплатных услуг, с корректировкой в сторону уменьшения на величину поступившей платы за услуги.
Получатели социальных услуг – самые незащищенные люди, поэтому не хотелось бы, чтобы нужные для экономики шаги по повышению эффективности бюджетных расходов и изменение механизма финансирования услуг отрицательным образом сказывалось бы на их состоянии и жизни.
Библиографический список
- Шмиголь Н.С. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в условиях инновационной экономики (зарубежный опыт) URL: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Economics/3_117291.doc.htm.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
- Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н “Об утверждении профессионального стандарта “Социальный работник»
- Проект “Профессионального стандарта “Социальный работник” (по состоянию на 27.07.2015).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг».
- Matthies, A.-L. Social Service Professions Towards Cross-European Standardisation of Qualifications // Social Work and Society, 2011. – № 1. – URL: http://www.socwork.net/sws/article/view/9/31.
- Письмо Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180 «О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».
- Информация Счетной палаты Российской Федерации об оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания – URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297.
- Приказ Минтруда России №282 от 30.04.2014 «О плане мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»»
- Распоряжение Комитета по экономической политике стратегическому планированию от 03.12.2014 № 154-р (в ред. от 30.04.2015) «Об утверждении нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными автономными и бюджетнымиучреждениями Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».