ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Колмаков Владимир Владимирович
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые квалифицирующие признаки государственно-частного партнерства (ГЧП) и приводится анализ форм реализации ГЧП в регионах с позиции отраслевого, территориального и видового их распределения. Установлено существование значительной региональной дифференциации по уровню развития ГЧП, выявлены сферы наиболее динамичного развития ГЧП, а также преобладающие институциональные формы организации партнерств между частным сектором и публично-правовыми образованиями.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, инвестиционные риски, инфраструктурный проект, конкурентоспособность, концессия, региональное развитие, стратегическое партнерство, экономика региона


PROJECT IMPLEMENTATION USING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS: REGIONAL ASPECTS

Kolmakov Vladimir Vladimirovich
Plekhanov Russian University of Economics
PhD (econ.), associate professor, Chair of Financial Management

Abstract
The paper deals with several qualifying characteristics of public-private partnerships (PPP) and provides the analysis of PPP implementation forms in different regions concerning their type, industry and territory distribution. The paper finds areas of the most dynamic PPP development as well as prevailing institutional forms of implementing the partnerships between private and public entities.

Keywords: competitiveness, concession, infrastructure development project, investment risk, public-private partnership, regional development, regional economy, strategic partnership


Библиографическая ссылка на статью:
Колмаков В.В. Практика реализации проектов с применением механизма государственно-частного партнерства: региональный аспект // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9724 (дата обращения: 19.03.2024).

Государственно-частное партнерство представляет собой наиболее адекватный способ выстраивания институционального альянса между государством и бизнесом, в основе которого лежит взаимный интерес сторон к реализации инфраструктурных проектов, обладающих стратегической значимостью и социальной ценностью.

Долгое время государственно-частное партнерство в России оставалось сферой отношений, комбинирующей в себе черты различных сделок, что оставляло пространство для свободных трактовок и интерпретаций и осложняло какие-либо попытки систематизации накопленного опыта, поскольку рамки партнерства иногда расширялись до практически любого взаимодействия государственных и частных партнеров. В настоящее время происходит этап становления и утверждения принципов и нормативно-правовых основ государственно-частного партнерства. Эти процессы обусловлены целым рядом обстоятельств, среди которых стремление государства использовать управленческий потенциал частного сектора, повысив тем самым качество государственной и муниципальной службы, обеспечить существенную экономию бюджетных средств за счет распределения имеющихся ресурсов на большее количество проектов за один период времени.

Сегодня ГЧП выступает не только как экономический механизм, но и рассматривается в качестве способа реализации потенциала в сфере социальной ответственности бизнеса. По мнению Е.В. Печерицы, фактор социальной ответственности бизнеса, реализуется «в виде определенных ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, а с другой — осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия» [1, с. 46]. Это обуславливает существование разных форм реализации ГЧП. Наиболее распространенные организационные формы правоотношений, возникающих в процессе функционирования рассматриваемого института, достаточно подробно исследованы автором ранее. Было, в частности, установлено, что наиболее предпочтительной формой реализации ГЧП-проектов является концессия.

Особую актуальность механизм ГЧП приобретает в условия кризиса, когда социальная сфера наиболее уязвима. Все активнее ведутся диалоги в отношении неблагоприятных изменений уровня жизни населения, воздействие на который оказывает пенсионная система (подобное влияние исследовано в работах Малевой Т.М. и Синявской О.В. [2], [3]), рынок труда и безработица, региональные диспропорции. Указанная проблематика рассмотрена подробно в работах Е.М. Авраамовой, Н.В. Зубаревич, Е.Т. Гурвича [4], а также А.Г. Поляковой, И.С. Симаровой [5] и некоторых других авторов.

Характерными признаками государственно-частного партнерства являются следующие:

1) наличие публичного и частного партнера с учетом ограничений, применяемых федеральным законом о ГЧП и другими нормативно-правовыми актами,

2) в основе партнерства лежит соглашение, сочетающее в себе черты и существенные условия нескольких видов гражданско-правовых сделок, определяющих набор вещных прав и условия их трансфера от одного партнера к другому,

3) длительный срок реализации проектов (более 3 лет) и относительно длительные сроки окупаемости капиталовложений, что особенно актуально применительно к социально-ориентированным проектам,

4) партнерство государства с частным сектором предполагает не только совместное финансирование и распределение рисков, но и адаптацию публичным партнером лучших управленческих практик, бизнес-технологий и компетенций. Частный партнер вправе рассчитывать на определенную степень либерализации тех или иных сфер деятельности усилиями публичного партнера.

Рассматривая распространение практики применения ГЧП в регионах, необходимо отметить, что она чрезвычайно дифференцирована в силу неравномерности регионального развития. Е. Печерица и Е. Шафранов, рассматривая состояние регионов, приходят к выводу, что неустойчивое состояние российской экономики, обусловленное ее низкой конкурентоспособностью, приводит к нарастанию финансово-экономических региональных проблем, углублению межрегиональной дифференциации [6, с. 144]. Согласно данным, отраженным в рейтинге регионов ГЧП-2014, к числу регионов-лидеров распространения проектов с применением механизма ГЧП отнесены такие как Новосибирская (лидер по числу проектов), Свердловская (лидер по числу проектов, инвестиционной привлекательности) и Нижегородская области (лидер по развитости практики применения концессионных соглашений на территории РФ). Также лидером стала Воронежская область, которая характеризуется максимальным значением показателя развития нормативно-правовой базы для реализации ГЧП-проектов.

ГЧП как инновационный механизм может стать основой повышения конкурентоспособности региона. А,Г. Полякова и Д.И. Кузнецов пишут, что движение в данном направлении может быть обеспечено реализацией одной из четырех стратегий, в числе которых «стратегия формирования региональных кластеров, стратегия капитализации региона, стратегия территориального маркетинга, стратегия устойчивого развития региона» [7, с. 40]. Данная мысль находит свое подтверждение также и в работе Е.А. Неживенко и С.А. Головихина, утверждающих, что «конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости от инновационной активности и результативности хозяйствующих субъектов в деле налаживания горизонтальных интеграционных взаимодействий» [8, с. 131]

Характер проектов, представленных в регионах, разнообразен. Масштабы распространения проектов с применением механизма ГЧП в различных сферах (по федеральным округам) по данным «Рейтинга регионов ГЧП-2014» приведены на рис.

Рисунок – Масштабы распространения проектов с применением механизма ГЧП в различных сферах (по федеральным округам) [9]

 Как видно из рисунка, Приволжский федеральный округ лидирует по количеству проектов ГЧП в социальной сфере (17 проектов) и в сфере жилищно-коммунального хозяйства (9 проектов). При этом менее многочисленные проекты развития транспортной инфраструктуры сосредоточены, преимущественно, в Северо-Западном федеральном округе (25 проектов). Примечателен тот факт, что проекты в сфере энергетики не представлены лишь в Южном федеральном округе, а проекты в сфере ЖКХ не находят поддержки в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах.

Социально-ориентированные проекты являются наиболее многочисленными и формируют 42,7% общей массы региональных инициатив в сфере ГЧП, находящихся в инвестиционной стадии реализации, при этом есть основания ожидать, что их количество в ближайшем будущем увеличится.

Оценка масштабов распространения той или иной формы реализации ГЧП проектов показывает, что чаще всего проекты реализуются в форме концессий – 53%, региональных законов – 35% и 12 % случаев – в формах, близких к ГЧП. Совокупная стоимость проектов с применением механизма ГЧП (на всех стадиях реализации) составляет – 1,044 трлн. руб. при среднем сроке реализации проекта, равном 12,7 лет. В разрезе федеральных округов ситуация выглядит следующим образом. В центральном федеральном округе только на 13 проектов приходится 30312,7 млн. руб. частных инвестиций, в Северо-Западном – на 15 проектов – 136025,6 млн. руб., Уральском – на 6 проектов 46770,2 млн. руб., Дальневосточном – 11051,3 млн. руб.

Следует отметить, что перечисленные формы реализации государственно-частного партнерства не универсальны, если анализировать их с позиции возможности применения в отдельных регионах: специфика территорий, сложившийся уровень социально-экономического развития, структура воспроизводственного процесса, степень связанности с другими регионами, равно как и интенсивность пространственного взаимодействия определяют тот спектр ограничений, которые необходимо идентифицировать, исследовать и урегулировать в каждом конкретном случае. Принимая во внимание существующие различия бюджетной обеспеченности регионов, выбор конкретной формы реализации государственно-частного партнерства должен осуществляться на основе измерения реакций социально-экономической системы на соответствующие проявления инвестиционной и экономической активности, выраженных в ускорении экономического роста.


Библиографический список
  1. Печерица Е.В. Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок гостиничных услуг региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16. С. 45-50.
  2. Малева Т.М., Синявская О.В. Повышение пенсионного возраста: pro et сontra // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 8 (8). С. 117-137.
  3. Малева Т., Синявская О. Модель занятости пенсионеров // Демоскоп Weekly. 2008. № 341-342.
  4. Авраамова Е.М., Зубаревич Н.В., Полякова А.Г., Малева Т.М., Гурвич Е.Т. Долгосрочная (до 2050 г.) Концепция социальной политики в Российской Федерации. Статья в открытом архиве № 2608913 06.05.2015
  5. Полякова А.Г., Симарова И.С. Обоснование регионального развития с учетом связанности экономического пространства. Монография. – Тюмень, 2014.
  6. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Кластерный подход к изучению территориальных социально-экономических систем // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3 (17). С. 144-150.
  7. Полякова А.Г., Кузнецов Д.И. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономической системы региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 40-42.
  8. Неживенко Е.А., Головихин С.А. Состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности региона // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 28 (245). С. 128-133.
  9. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. URL: http://pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/raytingreg2014.pdf


Все статьи автора «Колмаков Владимир Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: