Граждане России активно путешествуют, как за пределами своей страны, так и внутри неё. Несмотря на большое количество туристов, в 2014 году произошел крах многих крупных и известных фирм. Экспертами выделяется перечень основных причин, оказавших влияние на кризис среди туроператоров [1]:
- Мировая экономика вступила в фазу замедления;
- Падение цен на нефть;
- Ухудшение экономической конъюнктуры в России;
- Последствия введения санкций и продовольственного эмбарго;
- Обесценивание рубля из-за низких цен на нефть и оттока капитала из страны;
- Снижение покупательской активности вследствие роста инфляции;
- Высокая конкуренция в туристической сфере;
- Высокие процентные ставки для получения кредитов и займов;
- Недостаток инвестирования;
- Запрет на выезд заграницу некоторым категориям лиц;
- Желание общаться с иностранными контрагентами напрямую без участия туристических фирм;
- Мошенничество руководителей турфирм и присвоение чужих денег.
Экономико-политическая ситуация в стране негативно повлияла на желание туристов выезжать заграницу. Экспертами отмечается, что настолько сильное падение туристического потока из РФ является рекордным за последние двадцать лет. Согласно статистике, опубликованной Ростуризмом за первое полугодие 2015 года, количество россиян, выезжающих в другие страны, сократился на 33% [2]. Если за первое полугодие 2014 года за рубеж отправлялись 8.3 миллиона граждан, то в первые шесть месяцев 2015 года показатель снизился до 5.5 миллионов человек [2].
Отдельно стоит упомянуть проблему незаконных действий руководителей туристических компаний. Например, туроператор “Лабиринт”, состоящий из группы компаний, закончив свою деятельность 2 августа 2014 года, не исполнил свои обязательства перед клиентами.
Таблица 1 Клиенты группы компаний “Лабиринт”[3]
Количество клиентов туроператора за пределами России на 02.08.2014 | Количество клиентов туроператора, купивших туры 02.08.2014 |
27 000 человек | 40 000 человек |
Согласно версии прокуратуры руководители организации заранее не собирались исполнять обязательства перед клиентами и похитили не менее 100 миллионов рублей [4].
В результате, туристический бизнес пострадал не только из-за нестабильной экономико-политической обстановки в стране, но и вследствие незаконных действий туроператоров, подрывающих имидж всех туристических фирм, занимающихся продажами туров и организацией отдыха. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с рынком лимонов Акерлофа, когда потери несут не только обманутые потребители, но и бизнес в целом. Таким образом, мошенничество в сфере туристической индустрии является существенным фактором, сокращающим туристический рынок. В связи с перечисленными факторами возникает тенденция стагнации в туристическом бизнесе.
Библиографический список
- Чернышев А. В. О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ //О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента/Сборник научных трудов. – 2014. – С. 30
- Ростуризм [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-vyekhavshikh-za-rubezh/, свободный. – Загл. с экрана
- ТАСС информационное агентство [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://tass.ru/infographics/7938, свободный. – Загл. с экрана
- РИА Новости [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://ria.ru/incidents/20140807/1019109590.html#ixzz3lY6mkpJc, свободный. – Загл. с экрана