Предприниматель в современном обществе является главным лицом в рамках нынешней экономической реформы. Он становится важнейшим членом формирования гражданского общества и движущим звеном социального прогресса.
Существуют базовые и вторичные свойства предпринимательства. Среди базовых свойств предпринимательства можно отметить новаторство в процессах организации и хозяйствования и свободу в экономике. Социальными функциями такого бизнеса считаются функции, способные прямо или же опосредованно находить ответы на задачи на темы во производства личности индивидуума, духовного состояния, но и немаловажным фактором является стиль его жизни и условия благосостояния. Смысл предпринимательской деятельности состоит в непрерывном отношении с человеческими действиями и активностями.
Современные исследования предпринимательства ведутся в четырех основных направлениях: анализ проблематики определенных стадий жизненного пути, изучение социальных сетей, определение роли этнической принадлежности в успехе, а также поиск причин для развития и упадка фирм в отдельных кластерах [1, c. 52].
Существует теория о том, что основой стремления к предпринимательской деятельности является инновационная активность: фирмы выходят на рынок не столько для того, чтобы получить доход, производя уже знакомые всем товары, сколько для того, чтобы стать агентами изменений [2]. Успешность некрупного бизнеса часто зависит от внешней поддержки и общей благоприятной внешней среды. Так, например, малое предпринимательство в России, основанное на кооперативах времен перестройки, бурно развивалось до середины 90-х, после которой темпы развития снизились вплоть до застоя.
Количество и значимость малых предприятий в России достаточно низки по сравнению со странами Европы и Северной Америки, однако нельзя отрицать общее укрепление роли малого предпринимательства за последние годы.
Серьезным препятствием для прогрессирования малого бизнеса является государственное регулирование, носящее проблематичный характер в вопросах регистрации предприятий, получения лицензий и прочих существующих административных барьеров.
Малое предпринимательство является довольно самостоятельной и наиболее привычной формой построения и функционирования жизни общества в экономической сфере, которая действует со своими чертами и особенностями, положительными и отрицательными факторами, правилами и нормами. Выгодными чертами для малого предпринимательства можно назвать основание бизнеса на местном рынке, скорость принятия решений, взаимосвязь с покупателями, ориентированность на качество и уникальность продукции, начало бизнеса с минимальными затратами.
По данным исследования Тихоновой Н.Е. и Чепуренко А.Ю., с наибольшей симпатией граждане относятся к малому предпринимательству: 3/4 опрошенных высказали своё положительное отношение к предпринимателям и малому бизнесу [3]. Стоит отметить, что отношение к предпринимательству также формируется из круга респондентов, у которых уже имеются в окружении предприниматели.
В своем весомом большинстве граждане России составляют свое мнение о предпринимательстве, базируясь на достоверных сведениях о стиле жизни, разделяемых ценностях, паттернах поведения современного слоя бизнесменов и предпринимателей. Стереотипы из прошлого века стремительно перекрываются результативными поступками, нововведениями и актуальными проектами молодых предпринимателей.
На сегодняшний день, если мы посмотрим на опыт развитых стран, прошедших этапы становления экономики и обладающих набором разного рода проб и ошибок, прогрессивное развитие сектора малого бизнеса может считаться по праву одним из главных факторов успешного и эффективного функционирования экономики страны. Малые организации обладают возможностью более гибко адаптироваться к постоянным изменениям в экономической ситуации, вовремя дополнять пустующие ниши на рынке товаров и услуг и моментально реагировать на поступающие запросы со стороны потребителей. Малый бизнес позволяет образовывать конкурентоспособную среду, уникальные предложения, специальные цены и свободу для нововведений.
Д. Макклелландс в своем исследовании рассматривал тягу к достижению успеха, как совокупность ответственности, стремления к умеренному риску и умения предвидеть результат [4]. Однако высокие показатели значений по этой совокупности в одних случаях становились предикторами к началу предпринимательской деятельности, а в других нет, что свидетельствует о том, что эта переменная пока не может быть надежной.
Российские предприниматели являются достаточно неоднородной группой, куда входят люди различных профессий и возрастов. На сегодняшний день наиболее большой потенциал к проявлению себя в качестве успешного предпринимателя является молодежь.
Молодые предприниматели часто отмечают слабую государственную поддержку развитию своего бизнеса. Не всегда положительная ситуация на этапе развития предпринимательства может считаться следствием грубых систематических просчетов в стратегии реформирования экономики страны. «Решение глубинных проблем связано с серьезной ревизией целей, средств и методов государственной социально-экономической политики в отношении малого среднего бизнеса»[5].
Для развития инновационного потенциала экономики страны необходимо всецело подходить к разработке политики, направленной на помощь молодым предпринимателям в их разработке бизнес-структур. Направляя все силы на развитие и поддержку инициатив нуждающихся, государство без труда сможет преодолеть любой кризис и построить бизнес, приносящий максимальную выгоду и эффективность.
Библиографический список
- Чепуренко А. Ю. Теория предпринимательства: важность контекста / А. Ю. Чепуренко, А. А. Яковлев // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 2. С. 51-60.
- Acs Z.J. The Changing Structure of the U.S. Economy: Lessons from the Steel Industry. N.Y.: Praeger, 1984.
- Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116-145.
- Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере. Москва: ИНФРА, 2003.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.