ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Порошина Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий РАН
инженер-исследователь

Аннотация
В статье представлены тенденции и перспективы развития внутреннего и въездного туризма в свете сложившейся экономико-политической обстановки. Приводится анализ статистических данных выезда российских граждан за границу и въезда иностранцев в Россию. Рассмотрены основные предпосылки развития внутреннего туризма, а так же действия государства, способствующие данному процессу.

Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, перспективы развития, туризм


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNAL TOURISM IN RUSSIA

Poroshina Olga Vladimirovna
Institute of socio-economic development of territories of RAS
research engineer

Abstract
This paper presents the tendencies and prospects of development of internal and inbound tourism in connection with the current economic and political situation. The analysis of statistical data departure of Russian citizens abroad and foreigners to enter Russia. The basic preconditions for the development of internal tourism, as well as government action to facilitate the process.

Keywords: development prospects, inbound tourism, internal tourism, tourism


Библиографическая ссылка на статью:
Порошина О.В. Перспективы развития внутреннего туризма в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9530 (дата обращения: 28.09.2024).

Туристская сфера способная оказывать стимулирующее влияние на развитие многих отраслей экономики, являясь катализатором социально-экономического развития туристских территорий. В условиях экономической нестабильности туризм становится для многих регионов перспективным источником дополнительных доходов в бюджет. На высших уровнях власти признана необходимость развития внутреннего туризма. По данным Всемирной туристской организации, российскими туристами ранее вывозилось порядка 50 миллиардов долларов за рубеж, и необходимо приложить все усилия для того, чтобы часть этих денег оставалась внутри страны.

На развитие внутреннего туризма оказывают влияние особенности функционирования международного туризма. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), начиная с 2010 года, наметился тренд увеличения международных туристских прибытий в среднем на 5% в год[1].

Любые тенденции функционирования международной отрасли туризма нельзя рассматривать в отрыве от современных реалий экономической турбулентности (от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный). К основным факторам функционирования туристского рынка в условиях новых правил игры мировой экономики можно отнести следующие:

– повышения уровня давления политических факторов на сферу туризма

– рост конкуренции между крупными игроками туристского рынка с целью расширения зон влияния;

– развитие туристского рынка в условиях обострения противоречий между его игроками;

– повышение уровня неопределенности в среде функционирования рынка туризма;

– снижение уровня безопасности международного туризма вследствие обострения угрозы терроризма, эпидемий и природных катаклизмов;

– условия жесткой конкуренции провоцируют расцвет рисковых форм ведения туристского бизнеса, основанных, прежде всего, на демпинге цен, что порождает высокую закредитованность хозяйствующих субъектов.

Эти и другие условия в ближайшей перспективе могут привести к кардинальным изменениям на международном туристском рынке. Однако, даже в условиях геополитической нестабильности, международный туризм показывает уверенный рост.

Российский рынок туристских услуг пережил в 2014 г. непростой этап развития. Многие его субъекты показали свою нежизнеспособность в условиях быстро меняющихся политических и экономических условий и были вынуждены уйти с рынка. В ежегодном докладе ЮНВТО содержится следующая оценка: «В 2014 г. туризм в России оказался развивающимся рынком, «уронившим» свои показатели». В целом, по результатам 2014 г. российские туристы сократили свои траты на путешествия на 6% по отношению к 2013 г.

Парадокс сложившейся, на первый взгляд негативной ситуации в том, что благодаря сокращению заграничных турпоездок, сформировались самые благоприятные условия для развития российского рынка туристских услуг на основе переориентации российских граждан с выездного туризма на внутренний. По словам заместителя министра культуры Анны Маниловой, положительный эффект от западных санкций для развития внутреннего туризма составил более 20%.

Данные Росстата подтверждают переориентацию российских граждан на внутренний туризм (табл. 1, рис. 1). Статистика основана на данных Пограничной службы ФСБ России. По итогам 2014 г. число поездок российских граждан за границу по отношению к 2013 г. сократилось на 15% (табл. 2) – с 54,1 млн. до 45,9 млн. По служебным целям за тот же период выехало на 10% меньше россиян — 927 тыс. вместо 1 млн. На протяжении 2010-2013 гг. наблюдался стабильный прирост числа поездок россиян за границу, однако в 2014 г. тенденция резко изменилась. По мнению экспертов, негативные факторы только еще начали влиять на туристский рынок. Спрос на внутренний туризм подскочил на 30% и продолжает расти.

Таблица 1 – Поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, тыс. чел. [1]

2010 2011 2012 2013 2014
Число поездок российских граждан за границу всего

 

Из них по целям:

 

39304

 

43707

 

47806

 

54064

 

45882

     служебная 1344 1433 1195 1032 927
     туризм 12605 14496 15332 18292 17612
     частная 22890 25101 28393 31798 24534
Число поездок иностранных граждан в Россию всего 22272 24920 28168 30791 32421
     служебная 4432 5475 6201 5817 6263
     туризм 2134 2336 2570 2665 2583
     частная 13696 14863 16956 19875 21002
Источник: Росстат

 

Рисунок 1 – Поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, тыс. чел.

Рост числа поездок иностранных граждан в Россию сохранился, однако темпы его замедлились. Если в предыдущие годы темп прироста поездок иностранцев в Россию сохранялся на уровне 10-12%, то в 2014 г. составил только 5%. Причины всё те же – нестабильная политическая обстановка. Интересно, что общее количество поездок в России с целью туризма снизилось на 3%, а по служебным причинам, напротив, повысилось на 8%.

Однако, в данной ситуации турбулентность экономики оказывает положительное влияние и на развитие въездного туризма. Низкий курс рубля спровоцировал повышение привлекательности цен на отдых в России для иностранцев. Показательный пример: обвал рубля в декабре вызвал небольшой туристический бум: количество поисковых запросов на авиаперелеты в Россию в конце года выросло на 27%, а зарубежные СМИ сообщали о пике популярности зимних путевок и автобусных туров. Сообщалось, что интерес к поездкам в Россию особенно вырос в Финляндии, Китае, Белоруссии и Казахстане.

Таблица 2 – Динамика числа поездок российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, % [1]

2011 к 2010

2012 к 2011

2013 к 2012

2014 к 2013

Поездки российских граждан за границу

111,2%

109,4%

113,1%

84,9%

Поездки  иностранных граждан в Россию

111,9%

113,0%

109,3%

105,3%

Таким образом, сложившаяся в мире экономическая и политическая обстановка, сформировали ряд предпосылок для динамичного развития внутреннего и въездного туризма в России:

– поиск новых источников экономического роста,

– кризис национальной валюты,

– всплеск патриотических настроений (прежде всего вследствие присоединения Крыма);

– объективная готовность граждан России путешествовать по стране вследствие независимого повышения интереса к внутренним маршрутам;

– режим отпуска сотрудников силовых структур и некоторых государственных ведомств, не допускающий выезд за границу и др.

2014 г. уже показал резкое сокращение числа поездок российских граждан за границу – минимум 15%, в то время как падение курса рубля, повысило привлекательность цен на путешествия по России для иностранных туристов.

Главная задача государства состоит в том, чтобы выгодно воспользоваться ситуацией и приложить максимум усилий для удовлетворения потребности в качественном туристском продукте. Для этого необходимо предпринять следующие шаги:

– разработать четкую стратегию развития внутреннего и въездного туризма;

– адаптировать нормативно-правовую базу под потребности развития именно внутреннего туризма;

– вовлечь в процесс регионы, путем реализации межрегиональных проектов, предполагающих межрегиональную конкуренцию как за финансовые ресурсы, так и за конечного потребителя туристского продукта;

– поиск форм конструктивного сотрудничества с частным бизнесом в части осуществления проектов на основе государственно-частного партнерства;

– создание качественной туристской инфраструктуры в части, находящейся в ведении федеральных властей.


[1] Исполнительный совет ЮНВТО обсуждает связи между туризмом и культурой. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-10-08/ispolnitelnyi-sovet-yunvto-obsuzhdaet-svyazi-mezhdu-turizmom-i-kulturoi


Библиографический список
  1. Россия в цифрах. 2011 [Текст]: краткий стат. сборник / Росстат. – М., 2011. – 581 c.
  2. Теория и методология социально-экономических исследований в туристской индустрии [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. – М.: КНОРУС, 2014. – 480 c.
  3. Темный Ю. В. Экономика туризма : учеб. / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. – М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
  4. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – 182 c.


Все статьи автора «Порошина Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: