ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Козырь Наталья Сергеевна1, Мальков Александр Александрович2
1Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
2Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, программа «Общий и стратегический менеджмент»

Аннотация
Статья посвящена выявлению содержательных компонентов, которые содержатся в понятии "корпоративная культура". Были проанализированы труды зарубежных и российских авторов. Выявлены основные элементы, которые включены в определение "корпоративная культура".

Ключевые слова: компоненты корпоративной культуры, корпоративная культура, организационная культура, организационное развитие, управление организацией, экономическая безопасность


THE BASIC COMPONENTS OF THE CORPORATE CULTURE

Kozyr Natalia Sergeevna1, Malkov Aleksandr Aleksandrovich2
1Kuban State University, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of World Economics and Management
2Kuban State University, graduate student, Department of World Economics and Management, the program "General and Strategic Management»

Abstract
The article is devoted to identifying of substantial components which are contained in the concept of "corporate culture". We analyzed the works of Russian and foreign authors. Identified key elements that are included in the definition of "corporate culture".

Библиографическая ссылка на статью:
Козырь Н.С., Мальков А.А. Основные компоненты корпоративной культуры // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9383 (дата обращения: 11.03.2024).

Культура – неотъемлемое качество каждого человека, организации и государства. Независимо от сферы общественного предназначения, организационной структуры и области профессиональной специализации, основу любой организации составляют работники, трудовой потенциал которых напрямую связан с видом экономической деятельности хозяйствующего субъекта [1]. Несмотря на то, что уровень компетенций сотрудников играет важную роль в организационном развитии компании, активизация и проявление творческих созидательных способностей напрямую зависят от атмосферы, которая получила название – корпоративная культура.

Корпоративная культура служит фундаментом финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов [2-4]. Грамотное формирование корпоративной культуры позволяет предотвращать появление организационных конфликтов [5]. В свою очередь это влияет на экономическую безопасность коммерческого сектора, как на уровне отдельного региона [6, 7], так и в целом – обеспечивает национальную безопасность страны [8-10].

Другими словами, национальная безопасность страны зависит от множества факторов, среди которых немаловажную роль играют взаимоотношения корпоративного сектора, принципы коммуникации которого зависят от внутрифирменной культуры и направлений целеполагания бизнеса [11, 12].

Несмотря на то, что термин “корпоративная культура” уже давно стал частью профессиональной лексики отечественной управленческой мысли, для понимания состава основных структурных компонентов следует рассмотреть определения, которые даны в трудах зарубежных ученых в области менеджмента (табл. 1). Обзор литературных источников затрагивает период до 2000 года. Подобная временная выборка позволяет определить первоначальный замысел понятия “корпоративная (организационная) культура” и раскрыть сущностные характеристики элемента внутрифирменной системы менеджмента.

Таблица 1 – Определение термина “корпоративная культура” в трудах зарубежных ученых [13-16]

Здесь следует отметить, что в XXI веке за рубежом возросла актуальность исследования организационной культуры и ее воздействие на деятельность крупных предпринимательских структур. Наряду с этим, в России ежегодно также посвящаются труды как научному изучению феномена “корпоративная культура”, так и в прикладном аспекте разрабатываются внутрифирменные стандарты, затрагивающие также вопросы этики ведения бизнеса [17, 18]. В последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания управления компанией. Некоторые определения, которые отражают особенность российского подхода к формированию организационного развития представлены в табл. 2. Так, можно наблюдать, что корпоративная культура находит свой интерес не только в трудах отечественных ученых, но и практиков, профессиональная деятельность которых связана с управленческим консалтингом и кадровым менеджментом.

Таблица 2 – Понятие корпоративной культуры в теории и практике российского менеджмента [19-28]

Еще один важный тезис в отношении термина «корпоративная культура» заключается в том, что само по себе определение состоит из двух понятий: корпорация и культура.

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Корпорация – это предпринимательская организация, обладающая развитой организационной структурой, широким диапазоном видов деятельности, развитой системой хозяйственных связей, штатом профессиональных управляющих.

Исследование научной литературы на предмет и прикладных рекомендаций по развитию бизнеса в части содержания термина, можно сделать вывод, что характерными чертами корпоративной культуры являются следующие компоненты:

1. Психологическое поле компании, образ мышления;

2. Набор приемов, правил, совокупность норм, убеждений, нравы, обычаи, ритуалы, мифы и т.д.;

3. Сознание организации, организационная деятельность;

4. Методы выполнения работы и взаимоотношения;

5. Система действий;

6. Решение проблем;

7. Поведение людей, команды.

Именно эти семь компонентов, по мнению авторов, в наибольшей степени отражают суть корпоративной культуры. Однако для выявления основных компонентов содержания термина “корпоративная культура” проведен проведенный семантико-социологический анализ (табл. 3).

Методика анализа состоит в выявлении компонентов в содержании терминов зарубежных и российских мыслителей. Тестируемые определения представлены в табл. 2 и табл. 3, а наличие компонента в определении отмечено как “да”. Отсутствие исследуемого элемента обозначено прочерком.

Таблица 3 – Семантико-социологический анализ “корпоративная культура” (разработано авторами)

Проведенное исследование показало, что в трудах отечественных и зарубежных авторов наибольшее распространения одновременно получили всего три основных компонента термина “корпоративная культура”:

- набор приемов, правил, совокупность норм, убеждений, нравы, обычаи, ритуалы, мифы и т.д. (второй компонент);

- сознание организации, организационная деятельность (третий компонент);

- поведение людей, команды (седьмой компонент).

Что касается такого элемента, как “психологическое поле компании, образ мышления”, следует отметить, что этот компонент приобрел свою значимость только после 2000 года, что подтверждается трудами, датированными XXI веком [29, 30]. В представленном же исследовании выборка зарубежных источников анализа предшествовала современному периоду актуальности, что позволяет в большей степени определить первоначальный замысел термина.

Наряду с этим, такие важные элементы, как “методы выполнения работы и взаимоотношения”, “система действий”, “решение проблем” в теоретическом описании корпоративной культуры мало значимы. На наш взгляд, используя то общее, что присуще многим определениям, можно понимать организационную культуру следующим образом – это набор приемов, правил, совокупность норм, убеждений и т.д., определяющие основные направления организационной деятельности, а также внутренние и внешние поведение сотрудников. 

Таким образом, основными компонентами корпоративной культуры являются правила, нормы и обычаи компании, общая организационная деятельность и поведение индивидов как команды. При этом следует включить в термин “корпоративная культура” и те факторы, которые дают общую характеристику психологического поля компании с описанием системы действий сотрудников (как команды), ориентированных на совместный результат – повышение конкурентоспособности российского бизнеса.


Библиографический список
  1. Козырь Н.С., Натаова С.М. Классификация организационных структур управления предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 (42). С. 12-20.
  2. Старкова Н.О. Показатели оценки уровня управления организационным развитием малого предприятия // Наука Кубани. 2013. № 4. С. 68-72.
  3. Куштанок С.А., Спирина С.Г. Финансовая устойчивость экономических субъектов: ядро экономической безопасности страны // Новые технологии. 2014. № 2. С. 66-74.
  4. Cтаркова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 760-770.
  5. Воронов А.А., Муратова А.Р. Оценка эффективности реализации стратегии управления организационными конфликтами // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 14. С. 2-9.
  6. Никулина О.В. Модель формирования кластерной архитектуры инновационного развития экономики Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 39. С. 28-42.
  7. Спирина С.Г. Финансовая устойчивость экономики региона в призме мировых финансовых кризисов // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 1 (29). С. 19.
  8. Листопад М.Е. Диалектика экономической безопасности в глобальном мире // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 2. С. 56-61.
  9. Колесников Ю.С., Дармилова Ж.Д. Совмещение принципов эффективности и социальной справедливости в региональной экономической политике как императив управления пространственным развитием России // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 2. С. 70-81.
  10. Никулина О.В., Листопад М.Е. Реализация концепции формирования кластерной архитектуры инновационного развития экономики региона на основе обеспечения экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 168-173.
  11. Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 160-164.
  12. Мищенко Л.Я., Листопад М.Е. Организационно-методические основы формирования национальной инновационной системы и ее региональных компонентов // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 104-116.
  13. Теплова Л.Е. Организационная культура: теоретические основы и методология исследования : Монография. – Белгород: Кооперативное образование. 2004. 198 с.
  14. Определения организационной (корпоративной) культуры // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. – URL.: http://hr-portal.ru/pages/okk/ook.php
  15. Вейлл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. Козыревой И.Б. – М: Новости, 1993. – 224 с.
  16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ДелоЛТД. 1994.
  17. Старкова Н.О. Формирование программы совершенствования системы управления интеллектуальными активами на предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 31. С. 87-97.
  18. Дейнега В.Н. Моделирование эффективной модели внутреннего контроля современной российской корпорации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 743-745.
  19. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993.
  20. Томилов В. В. Культура предпринимательства. – СПб: Питер.  2000. – 368 с.
  21. Гюльмамедова С.Г. Что такое корпоративная культура / Кадровые вопросы // Сайт Психологи на b17.ru. – URL.: http://www.b17.ru/article/2421/.
  22. Блинов, А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. – М., 2001.
  23. Спивак В.А. Корпоративная культура / Учебник . – СПб: Питер. 2001. 352 с.
  24. Сергей Шаров: «Корпоративная культура – это один из мифов современности» / Публикации по менеджменту. 26.08.2009 // Сайт E-xecutive.ru.  – URL.: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/.
  25. Виханский О. С. , Наумов А. И. Менеджмент / Учебник. – М.: Гардарики,1998. – 431.
  26. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент / Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
  27. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии: Сб. ст./ Под ред. Е.В Шорохова. – М.: Наука, 1975. – С. 89-105.
  28. Мерц Н.В. Корпоративная культура: реальный инструмент управления // Консалтинговое Агентство «Лидер». – URL.: http://www.aleader.ru/corporat.
  29. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 905-909.
  30. Никитенко Е.Г., Сергеев Н.А. «Мягкая сила» в контексте национальной безопасности // Информационные войны. 2013. № 3 (27). С. 36-52.


Все статьи автора «Козырь Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: