Одним из ведущих сельскохозяйственных регионов, имеющих потенциальные возможности для реализации программы импортозамещения в РФ, выступает Краснодарский край. По расчетам краевого министерства сельского хозяйства и ряда исследователей отрасли мощности в агропромышленном комплексе региона имеют высокий потенциал для роста [1, 2, 3], и освободившаяся рыночная ниша на ряд продовольственных продуктов должна простимулировать кубанских аграгиев и пищевиков на поступательное движение в сторону расширения сферы своего влияния и укрепления позиции на отечественном рынке [4].
Сегодня на Кубани производится тот объем продукции, который позволяет обеспечивать потребление населением продуктов в необходимом ассортименте в соответствии с нормами потребления, а также дает возможность реализовать излишки за пределами региона [5]. По данным Минсельхоза Кубани, объем продукции АПК за 2014 г. оценивается около 290 млрд. руб. Рост к 2013 г. составляет 11 % (по России – 4,5 %). На душу населения в Краснодарском крае производство продукции сельского хозяйства в 2014г. увеличилось на 12% к уровню 2013г. и составило 54 тысячи руб. [6].
Краснодарский край – один из основных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны [7], в нем производится более 10,2 % валовой сельскохозяйственной продукции РФ. Преимущественно это продукция растениеводства. На долю фермеров Краснодарского края приходится половина всех фруктов и овощей, выращиваемых в стране. Краснодарский край готов поставлять в другие регионы России зерно, муку, рис, яблоки, виноград, консервы из фруктов и овощей, подсолнечное масло.
В хозяйствах всех категорий общая посевная площадь составила 3657,7 тыс. гектаров (100,0% к 2013г.). Из них зерновые культуры были размещены на 2410,6 тыс. гектаров (65,9% от всей площади), технические – на 809,8 (22,1%), картофель и овощебахчевые – на 127,8 (3,5%), кормовые – на 309,5 тыс. гектаров (8,5%). Плодово-ягодные насаждения занимали 43,7 тыс. гектаров, виноградники – 24,6 тыс. гектаров. По сравнению с 2013г. посевы зерновых культур были расширены на 0,9%, технических культур - на 3,1%, посевы картофеля и овощебахчевых культур были сокращены на 1,0%,кормовых культур – на 12,4%. Площади плодово-ягодных насаждений сократились на 0,4%, виноградников – на 1,9%.
В общем объеме производимой на полях РФ сельскохозяйственной продукции на долю Кубани приходится более 18% зерна (около 80% риса, 34% зерновой кукурузы), почти 20% сахарной свеклы, более 10% масло семян подсолнечника, более 50% от объема всего собираемого в России винограда, весь объем зеленого листа чая, субтропических и цитрусовых культур.
В 2014 году в Краснодарском краевой валовый сбор озимой пшеницы, других зерновых и зернобобовых, кукурузы и риса превысил 12,8 миллиона тонн. Это на 800 тысяч тонн больше, чем показатели 2013 года, которые тоже считались рекордными. Таким урожаем край побил собственные рекорды. Урожайность в среднем составила 55,4 центнера с гектара, а если брать только пшеницу, то это 57 центнеров и выше. При этом 10 районов края собрали 60 центнеров с гектар. По данным властей региона, на долю Краснодарского края приходится почти 14% от всего хлеба, собранного в России. Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Краснодарского края в 2014 году. В последние 10 лет у кубанских аграриев значительно улучшилось техническое оснащение, появились новые средства защиты растений и обработки зерна, высокоурожайные сорта пшеницы. Некоторые из них на опытных полях селекционеров дают до 130 центнеров с гектара, показывая свой теоретический потенциал. На практике фермерам подобной урожайности, конечно, добиться не удается [8]. Однако ставка на науку делается все чаще.
В настоящее время у Краснодарского края есть большой потенциал для осуществления импортозамещения многих видов продовольственной продукции, однако реализацию данного процесса существенно сдерживает ряд важных факторов.
Во-первых, у кубанских сельхозпроизводителей, не имеющих договоров с крупными продуктовыми ретейлерами, не было нормальной возможно сбыть свою продукции в крае по справедливой цене. Заграничные фрукты и овощи, своими очень заманчивыми ценами были вне конкуренции, поэтому российские оптовики делали свой выбор в пользу именно этой продукции, в ущерб российской [9]. Поэтому часть кубанских, качественных урожаев, приходилось сдавать в переработку по очень низким ценам, что мало воодушевляло фермеров на расширение объемов своей деятельности, хотя возможности для этого были. Такая же ситуация происходила и с зерновыми, которые из-за отсутствия адекватных условий хранения в связи с высокой стоимостью услуг элеваторов, просто пропадали. Данные обстоятельства обращают внимание на то, что в процессе импортозамещения должны участвовать не только отечественные аграрные и промышленные предприятия, но также коммерческие структуры, способные обеспечивающие эффективный сбыт продовольственной продукции [10, 11]. А также государственные структуры, создающие адекватные нормативно-правовые и экономические условия, стимулирующие, а не сдерживающие рост объемов производства отечественных продовольственных товаров.
Во-вторых, Краснодарский край уже давно ориентированный на импортозамещение, сам очень сильно зависим от поставок иностранных семян в производстве целого ряда культур. Аграрии Краснодарского края на 100% зависят от поставок семян сахарной свеклы, на 70% от импортных поставок семян гибридного подсолнечника, на 90% – от ввоза семян овощных культур открытого грунта. Решение данного вопроса может реализоваться посредством формирования семеноводческого хозяйства внутри страны. В частности путем возрождения таких экспериментальных зон в пределах Отрадненского, Успенского и Мостовского районов Кубани, где они существовала раньше. Также необходимы меры по поддержке производства семян кукурузы, потребность в которых в РФ составляет 60 тыс. тонн в год. Краснодарский край готов удовлетворить этот спрос только на 50%, но для этого необходимо льготное кредитование.
В-третьих, в крае не хватает собственной сельхозтехники, а имеющаяся требует серьезного обновления [12-14]. Обновление парка техники сдерживается недостатком у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств, а также вызвано опережающим ростом цен на потребляемые сельским хозяйством ресурсы по сравнению с ценами на реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако в этом направлении уже наметился серьезный сдвиг. За последние пять лет на обновление парка сельхозтехники в крае было потрачено больше 30 миллиардов рублей. Приобретено 9 тысяч тракторов, 3 тысячи уборочных машин, порядка 5 тысяч посевной техники, на 80% заменен парк сельхозмашин. Ежегодно удаётся обновить примерно десять процентов сельхозтехники предприятий края [15], в 2015 году на ее ремонт планируется потратить около 1 млрд. рублей. На Кубани требуется привести в порядок около 17% тракторного парка и 24% парка сельхозмашин. Также по данным администрации Краснодарского края, в этом году в уборке урожая на полях было задействовано около 5,7 тысячи собственной аграрной техники фермеров.
В-четвертых, Краснодарском крае в настоящий момент существует множество транспортно-логистических проблем [16], связанных с нехваткой и плохим состоянием путей и сообщений [17], в том числе, отсутствием складов и перевалочных пунктов для хранения и переработки сельскохозяйственной и готовой продукции [18, 19]. Модернизация и развитие транспортно-логистической инфраструктуры края является одной из важнейших задач развития региона, которую невозможно решить быстро и без участия средств федерального бюджета.
Один или два логистических центра могут появиться в Краснодарском крае уже в 2015 году. Средства администрацией края на это выделены и предварительная работа уже произведена. Однако учитывая географию Краснодарского края их должно быть минимум семь [20-22]. С точки зрения ориентации на рост эффективности сельскохозяйственного производства удаленность производителей от этих объектов должна составлять не больше 120-150 км. Помимо краевых складов также планируется возведение 12-14 крупных межрегиональных логистических центров, где должны находиться холодильники, склады, производство мини-переработки, фасовки и система распределения из центров в торговые сети [23]. Переработка является одним из основных недостатков современной цепочки «сельхозпроизводитель – потребитель» потому, что фрукты-овощи, до10%, могут портиться, в то время как томаты можно переработать в пасту, импортируемую из Индии, фрукты – в варенье и джемы, импортируемые ранее из Греции и Польши. Стоимостью одного такого логистического центра может составить около 350 млн. руб. [24-26]. В настоящий момент в крае уже есть 7 потенциальных инвесторов, готовых заняться этой работой.
Также одной из важнейших задач повышения эффективности производства и реализации продовольственной продукции в регионе является сокращение временного, финансового логистического разрыва «от поля до прилавка». В настоящее время, рентабельность в сельскохозяйственной отрасли РФ составляет порядка 10 % [27-29]. По мнению экспертов организация и грамотное управление процессом производства – реализации продовольственной продукции, за счет сокращения числа посредников, значительно влияющих на рост цены конечной продукции и издержки, позволит достигнуть 30–35 % рентабельности сельскохозяйственного производства [30].
Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что для устранения ряда данных проблем и ускорения процесса импортозамещения в настоящее время в Краснодарском крае разрабатывается региональная комплексная программа по поддержке АПК. Сюда включены субсидии на закладку садов, теплиц, установку шпалеры для выращивания виноград. В регионе увеличены объемы субсидий сельхозпроизводителям, прежде всего тем, кто внедряет современные технологии. В региональном бюджете на поддержку АПК уже заложено на ближайшие три года более 13,5 млрд. руб., что должно содействовать повышению рентабельности производства фруктов и ягод. Помимо этого, в феврале2015 в крае был утвержден антикризисный план, включающий 86 мероприятий по стабилизации экономики. На их выполнение в региональном бюджете заложено 6,6 млрд. руб. Согласно разработанному плану в первую очередь меры поддержки будут направлены на поддержку малого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства региона. На развитие и поддержку МП выделено 700 млн руб. – в три раза больше, чем в прошлом году. Для начинающих предпринимателей предусмотрены налоговые каникулы. Поддержка сельского хозяйства будет происходить за счет увеличения финансирования, а также оказания практической, организационной и информационной помощи субъектам АПК. Приоритет в этой отрасли в текущем году будет отдан овощеводству и садоводству. На развитие садоводства в рамках плана будет направлено 350 млн. руб., еще 150 млн. предусмотрено на поддержку сбытовой инфраструктуры, в частности, на строительство современной сети логистических центров.
Библиографический список
- Воронов А.А., Глухих Л.В. Особенности разработки и реализации конкурентной стратегии предприятий пищевой промышленности // Современная экономическая мысль. 2013. № 2. С. 31-46.
- Магомедов К.У., Вукович Г.Г. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154–158.
- Старкова Н.О. Особенности применения маркетинга в деятельности современных сельскохозяйственных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 787-799.
- Плешакова М.В. Анализ состояния предпринимательского климата Краснодарского края // Экономика: теория и практика. 2014. № 2 (34). С. 43-48.
- Бекирова С.З., Толстова А.З., Абушаева Н.М. Тенденции развития и факторы потребления в сетевом ритейле России // Экономика: теория и практика. 2013. № 4. С. 83–89.
- Борхунов Н.А., Саркисян М.А. Мировой венчурный бизнес и развитие аграрной экономики // АПК: Экономика, управление. 2014. № 6. С. 85–93.
- Куницына Н.Н., Соловьева И.В. Ключевые проблемы развития агропромышленного производства в условиях риска // Фундаментальные исследования. 2007. № 8. С. 18.
- Пономарева Н.В. Методические аспекты выбора и обоснования критериев сегментации деятельности организаций АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 4. С. 45-47.
- Никулина О.В. Практическая реализация кластерной стратегии инновационного развития экономики Краснодарского края // Инновации. 2013. № 5 (175). С. 80-86.
- Борхунов Н.А., Саркисян М.А. Динамика и соотношение цен на продукцию сельского хозяйства в России и за рубежом // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 4. С. 14–20.
- Козырь Н.С., Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 66-72.
- Листопад М.Е. Системный взгляд на ключевые факторы национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 17. С. 54-59.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1. С. 168-173.
- Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 85. С. 480-490.
- Шевченко И.В., Алексеева Е.А. Внешнеэкономический потенциал Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 2. С. 13-18.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. 2014. № 13. С. 154-160.
- Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 160-164.
- Никулина О.В. Инновационное развитие юга России: сквозь призму практики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 21. С. 17-26.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1062-1085.
- Воронов А.А., Букреев В.В. Наращивание промышленного потенциала: региональный опыт и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 224–228.
- Листопад М.Е., Гавриловец Н.С. Факторы, лежащие в основе глобальной продовольственной проблемы // Экономика устойчивого развития. 2014. № 4 (20). С. 133-139.
- Старкова Н.О., Скрынникова Ю.В. Возможности и перспективы участия Краснодарского края в реализации программы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на продовольственной рынке РФ // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 25. С. 105-109.
- Трунин С.Н. Вукович Г.Г. Макроэкономика / Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. 2013. 312 с.
- Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2015.
- Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной систем и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27-32.
- Куницына Н.Н. Развитие регионального аграрного сектора экономики в условиях неопределенности и риска // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 10. С. 16-21.
- Козырь Н.С., Полиди А.А. Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации // TerraEconomicus. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 128-130.
- Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика //Экономика: теория и практика. 2014. № 3 (35). С. 13-21.
- Пономарева Н.В. Алгоритм выделения информации в задаче сегментации хозяйственной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015.- №2.- с. 140-142.
- Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит. 2015. № 23 (647). С. 52-64.