ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ УЧЕТА ВОДЫ: ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ДОКАЗАННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ?

Данилова Диана Сергеевна1, Лясковская Елена Аленксандровна2
1Южно-уральский государственный университет (НИУ), Магистрант, Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»
2Южно-уральский государственный университет (НИУ), Доктор экономических наук, профессор, Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

Аннотация
В статье рассматривается существующее законодательство в области водногохозяйства. Произведен расчет эффекта от установки индивидуальных приборов учета. Описаны причины, препятствующие повсеместному внедрению приборов учета.

Ключевые слова: водное законодательство, водные ресурсы, водоснабжение, дефицит водных ресурсов, потребители, приборы учета, тарифы, эффективность


HOUSEHOLD WATER METERS: IS IT FORCED NECESSITY OR PROVED EFFECTIVENESS?

Danilova Diana Sergeevna1, Lyaskovskaya Elena Aleksandrovna2
1South Ural State University, Undergraduate student, Chair «Economics, Management and investment»
2South Ural State University, Ph.D., professor, Chair «Economics, Management and investment

Abstract
The article deals with the existing legislation in water complex. Also in the article calculated effect of the individual meters. Identified reasons that prevented the widespread introduction of water meters.

Keywords: consumers, efficiency, metering devices, tariffs, water legislation, water resources, water scarcity, water supply


Библиографическая ссылка на статью:
Данилова Д.С., Лясковская Е.А. Индивидуальные приборы учета воды: вынужденная необходимость или доказанная эффективность? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9170 (дата обращения: 13.03.2024).

В последние время органы власти уделяют большое внимание вопросам, связанным с эффективным использованием водных ресурсов. В 2009 году был принят Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Именно в этом законе закреплено требование обязательного учета потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета. Данное требование применяется и к объектам, подключенным к системам централизованного водоснабжения. [1,6]

Законом вводится требование, осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета. Расчеты с использованием нормативных показателей могут применяться до момента установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также в случаях выхода их из строя, утраты или по истечении срока эксплуатации. Окончательная дата установки квартирных приборов учета воды несколько раз переносилась, и в окончательном варианте была назначена на 01 июля 2013 года. Так же отмечено, что при установлении таких расчетных способов, количество энергетических ресурсов должно определяться так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если говорить проще, при применение расчетных способов, количественное значение энергетических ресурсов, должно быть выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. [1,6]

Чтобы подтолкнуть население к выполнению требований закона, с 2009 года планомерно повышаются тарифы на водоснабжение. В 2013 году постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» внесены изменения в правила установления и определения нормативов коммунальных услуг, а именно, вводятся  повышающие коэффициенты к нормативам, в том числе за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в которых не установлены индивидуальные и общедомовые приборы учета при наличии технической возможности их установки. Повышающие коэффициенты будут введены с 2015 года и будут увеличиваться каждое полугодие:

с 01.01.2015 года — 1,1;

с 01.07.2015 года — 1,2;

с 01.01.2016 года — 1,4;

с 01.07.2016 года — 1,5;

с 01.01.2017 года — 1,6. [2]

На сегодняшний день, несмотря на усилия правительства, значительная часть населения не спешит оснащать свои квартиры приборами учета воды. Можно выделить следующие причины пассивности населения в вопросе установки приборов учета:

1.                Недостаточное информирование населения о необходимости установки приборов учета.

2.                Высокая стоимость установки приборов учета.

3.                Отсутствие положительного экономического эффекта. В ряде случаев потребителям выгоднее платить по нормативам, чем устанавливать приборы учета воды.

4.                Нежелание ограничивать себя в потреблении водных ресурсов.

5.                Необходимость ведения учета и ежемесячной передачи данных приборов учета.

6.                Отсутствие административной ответственности для граждан за неисполнение требования по установке приборов учета.

Так позволяют ли индивидуальные приборы учета экономить денежные средства?

Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено исследование среди потребителей, установивших индивидуальные приборы учета холодной воды. В ходе исследования были опрошены 35 респондентов, каждый из которых ответил на следующие вопросы:

  • Сколько кубических метров холодной воды Вы (все проживающие в квартире) расходуете в течение месяца?
    • Сколько человек проживает в квартире фактически?
    • Экономите ли Вы при использовании холодной воды?

Исходя из полученных данных, рассчитано среднее потребление холодной воды на человека, результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Потребление холодной воды по ИПУ

№ п/п

Объем потребляемой холодной воды за месяц, м3

Количество фактически проживающих, чел.

Экономят при использовании воды

Объем воды на 1 человека, м3

1

9

2

нет

4,50

2

9

5

да

1,80

3

2

2

да

1,00

4

8

3

нет

2,67

5

5

2

нет

2,50

6

17

4

нет

4,25

7

4

2

нет

2,00

8

4,5

1

нет

4,50

9

7

2

нет

3,50

10

7,4

3

нет

2,47

11

2

2

да

1,00

12

2

2

да

1,00

13

6

4

да

1,50

14

3

1

нет

3,00

15

2

1

да

2,00

16

6

3

нет

2,00

17

4

4

да

1,00

18

7

4

да

1,75

19

6

2

да

3,00

20

12

3

нет

4,00

21

3

3

да

1,00

22

6

3

да

2,00

23

2

1

нет

2,00

24

4

1

нет

4,00

25

6

3

нет

2,00

26

4

3

да

1,33

27

6

2

нет

3,00

28

13

3

нет

4,33

29

5

2

нет

2,50

30

16

4

нет

4,00

31

4

2

да

2,00

32

11

5

нет

2,20

33

10

2

нет

5,00

34

10

2

нет

5,00

35

10

3

нет

3,33

         Таким образом, респонденты, экономящие холодную воду в среднем потребляют 1,57 кубических метра холодной воды в месяц, а респонденты, ответившие на данный вопрос отрицательно потребляют в среднем 3,31 кубических метра холодной воды на одного человека в месяц.

         В Челябинске на основании Решения Челябинской городской думы № 17/8 от 28.11.2006 года, для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды, установлены нормативы  потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению. [3]

Таблица 2 –  Нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Челябинске для домов с полным благоустройством (при отсутствии приборов учета)

N
п/п
  Водопoтребители,

степень благoустройства  

Единица
измерения

Норматив
водоснабжения

Норматив
водоотведения

 1 оборудованные мойкой, умывальником, ванной длиной 1200 мм с душем             

куб. м
в месяц на
1 человека

8,8

8,8

 2 этажностью с 1 по 10, оборудованные мойкой, умывальником, ванной длиной 1500 – 1700 мм с душем             

куб. м
в месяц на
1 человека

9,1

9,1

 3 этажностью свыше 10 или жилые дома повышенной комфортности (свыше 3-х водоразборных точек)              

куб. м
в месяц на
1 человека

9,7

9,7

          Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 54/87 от 11.12.2013 года «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП “ПОВВ”, с 01.01.2014 года установлена стоимость водоснабжения населения в Челябинском городском округе в размере 16 (Шестнадцать) рублей 65 копеек и водоотведения в размере 10 (Десять) рублей 92 копейки. В итоге стоимость одного литра холодной воды для населения составила 27 (Двадцать семь) рублей 57 копеек. [5,7]

В настоящее время максимальный межповерочный интервал для приборов учета холодной воды составляет 6 (шесть) лет, учитывая тот факт, что затраты на повторную поверку сопоставимы со стоимостью нового прибора, в нашем случае будем считать, что срок использования прибора учета воды составляет 6 лет. До недавнего времени максимальный межповерочный интервал для приборов учета горячей воды составлял 4 (четыре) года и при их смене зачастую меняют и приборы учета холодной воды, поэтому считаю необходимым произвести расчет для варианта, когда срок использования прибора учета холодной воды составляет 4 года. [4,7]

Учитывая все имеющиеся данные произведен расчет затрат на водоснабжение и водоотведение в расчете на одного человека за весь срок использования прибора учета холодной воды, для разных вариантов. Для упрощения, все расчеты проведены в текущих ценах, полученные данные приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Расходы на водоснабжение и водоотведение при различных способах начисления

№ п/п

Способ начисления

Потребление холодной воды в месяц на одного человека, м3

Срок использования ИПУ, мес.

Тариф, руб./м3

Расходы на водоснабжение и водоотведение за весь срок, руб.

1

По нормативам (для типового 10-ти этажного дома)

9,1

72

27,57

18063,86

2

9,1

48

27,57

12042,58

3

По ИПУ с экономией

1,57

72

27,57

3116,51

4

1,57

48

27,57

2077,68

5

По ИПУ без экономии

3,31

72

27,57

6570,48

6

3,31

48

27,57

4380,32

7

По ИПУ, при максимальном расходе

5

72

27,57

9925,20

8

5

48

27,57

6616,80

Очевидно, что даже у респондентов с максимальным потреблением водных ресурсов (5 кубических метров на человека в месяц), при использовании индивидуальных приборов учета холодной воды, экономия составляет 45,55%.

Но получив такие данные, не стоит забывать, что при установке приборов учета, потребитель несет единовременные расходы на приобретение и установку. В среднем для жителей Челябинска эти расходы составляют 2000-2500 рублей, если в квартире две водоразборные точки, эту сумму нужно умножить на два[8,9,10,11]. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что установка индивидуальных приборов учета холодной воды выгодна для потребителей. С введением с 2015 года повышающих коэффициентов к нормативам, выгода от использования индивидуальных приборов учета будет увеличиваться.

Установка индивидуальных приборов учета, может иметь отрицательный экономический эффект для потребителя только в том случае, если количество фактически проживающих в квартире человек, значительно превышает (более чем в 2 раза) количество официально зарегистрированных.

Если говорить об остальных причинах, препятствующих повсеместному внедрению приборов учета воды, для их решения, необходимо проводить постоянную работу с потребителями для повсеместного внедрения приборов учета. Для малообеспеченных слоев населения, вариантом решения вопроса, высокой стоимости установки приборов учета, является предусмотренная законодательством возможность оплаты в рассрочку. Собственник жилого помещения может подать заявку в ресурсоснабжающую организацию для установки приборов учета. При этом будет заключен договор на пять лет, при этом на сумму долга будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центробанком. В случае невозврата долга, ресурсоснабжающая организация имеет право подать в суд. В случае принятия решения в пользу ресурсоснабжающей организации, собственник жилья должен будет оплатить не только установку прибора учета, но и все судебные издержки. На практике рассрочку предоставляют только на оплату приобретения и установки общедомовых приборов учета. Проблему нежелания вести учет потребления и ежемесячно передавать показания приборов учета можно решить при помощи установки счетчиков с импульсным выходом.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 02.07.2013 г.)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»
  3. Решение Челябинской городской думы от 28 ноября 2006 года № 17/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Челябинске»
  4. Постановление главы города Челябинска от 07 мая 2001 года «О порядке установки приборов учета воды»
  5. Постановление Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 11.12.2013 года № 54/87 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП «ПОВВ»»
  6. Федоров, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)/ А.Н. Федоров. – М.: Деловой двор, 2010.
  7. http://www.voda.uu.ru
  8. http://www.tehnik-san.ru
  9. http://www.vks74.ru
  10. http://www.74santehnika.ru
  11. http://www.alfa74.ru


Все статьи автора «Диана Сергеевна Данилова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: