По данным Росстата рост ВВП России в 2014 году замедлился до 0,6% с 1,3% в 2013 году. Министром экономического развития России А. Улюкаевым неоднократно в течение 2013-2014 гг. драйверами роста российской экономики назывались «потребительский спрос наряду с инвестиционным спросом и экспортом». Но являются ли они актуальными в новых условиях развития России?
По данным доклада конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 2014 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 70%, до $19 млрд. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране авторы исследования назвали санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики [1]. Реальные располагаемые денежные доходы в марте 2015г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 1,8%, в I квартале 2015г. – на 1,4% [2]. Динамика внешнеторгового оборота и экспорта также не является позитивной [3]. Таким образом, современные условия реализации государственной экономической политики России требуют активизации новых драйверов экономического роста. По словам министра финансов России А. Силуянова, чтобы «перезапустить экономический рост нам нужен частный инвестор», в качестве которого могут выступать институциональные инвесторы, а также малый и средний бизнес [3]. По мнению автора, для привлечения частных инвесторов необходимо актуализировать формы государственно-частного партнерства.
Международная практика ГЧП показывает, что договора ГЧП могут осуществляться не только для реализации инфраструктурных проектов, как это происходит в основном в России, но и в самых разнообразных отраслях: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, экология, недвижимость, общественный порядок и безопасность, телекоммуникации, финансовый сектор, образование. Большое количество проектов на основе ГЧП в указанных отраслях было завершено и введено в действие в Великобритании. Широкое распространение подобного сотрудничества государства и частного бизнеса наблюдается во Франции, Германии, Испании, Венгрии. В Польше и Чехии многие совместные проекты находятся на этапе планирования [4].
Российский опыт реализации ГЧП проанализируем на основе исследования регионов России по уровню развития ГЧП, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за 2014-2015гг. [5]. По его данным, опыт работы с проектами ГЧП имеется в 68 субъектах Российской Федерации, в 17 субъектах Российской Федерации нет таких проектов даже на стадии инициирования. 48% проектов находятся на инвестиционной стадии, на завершающей стадии только 4% проектов, в эксплуатационную стадию переведены 16% проектов. 50% проектов относятся к коммунальной сфере, 73% реализуются в форме концессионного соглашения. Наибольшее количество проектов коммунальной и энергетической инфраструктуры реализуется в населенных пунктах с численностью населения менее 5 тыс. человек. Основная доля проектов – строительство (реконструкция) и эксплуатация объектов теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Основная доля проектов в социальной сфере приходится на населенные пункты с численностью населения более 20 тыс. чел., основная сфера деятельности которых – здравоохранение.
По мнению авторов исследования (и автор статьи с ними солидарен), основными факторами развития ГЧП являются развитость институциональной среды, опыт реализации проектов ГЧП и инвестиционная привлекательность регионов. По итогам 2014 г. средний уровень развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации практически не изменился по сравнению с 2013 г. [5].
К регионам-лидерам по развитию ГЧП относятся субъекты РФ г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Москва, Новосибирская, Нижегородская и Ленинградская области. В г. Москва реализуются крупные концессионные проекты в сфере транспорта. В Ленинградской области начата реализация проектов в сфере здравоохранения и физической культуры. Республика Татарстан реализует проекты в коммунальной сфере и в здравоохранении. Калужская область отнесена к регионам со средним уровнем развития ГЧП, у данных регионов средний уровень инвестиционной привлекательности, а институциональная среда достаточна только для тиражирования проектов.
На основе наличия и качества регионального законодательства в сфере ГЧП в регионах оценивают развитие институциональной среды. Закон об участии субъекта РФ в ГЧП реализуется в 68 субъектах Российской Федерации, но только в 4 регионах (4,7 %) эффективно, по оценкам экспертов. К ним относятся: г. Санкт-Петербург, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область. Высокое качество присвоено нормативно-правовым актам, устанавливающим порядок работы с проектами ГЧП, только в 10 регионах (11,76%). К ним относятся такие регионы, как: Республика Башкортостан, Белгородская область, Воронежская область, Ленинградская область, Новгородская область, Ростовская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Ярославская область. Созданы в 76 регионах России структуры, ответственные за развитие ГЧП (89,4 %), при этом эксперты оценивают работу только 12 из них на «хорошо» и «отлично». Что говорит о необходимости изменения законодательства в сфере ГЧП в России.
Субъекты, признанные лидерами по развитию институциональной среды в сфере ГЧП – это Ленинградская область, Ярославская область, республика Коми, республика Саха. Необходимо изучить опыт данных регионов для разработки мероприятий по совершенствованию институциональной среды региона в сфере ГЧП, так как отсутствие необходимой институциональной среды негативно влияет на перспективы привлечения инвестиций в проекты ГЧП и не позволяет выстроить единую государственную политику субъекта по развитию сферы ГЧП.
Качество проектов ГЧП в регионах России характеризует тот факт, что каждый пятый подготовленный в России концессионный конкурс не состоялся, что говорит о низком качестве проработки самих проектов, и о недостаточной активности органов власти при взаимодействии с частным сектором. Положительно оценен опыт запуска проектов ГЧП в различных отраслях инфраструктуры в Московской, Новосибирской областях, Республике Татарстан, субъектах Дальневосточного федерального округа.
Для проектов ГЧП характерны типичные ошибки [6]:
- отсутствует задание или оно не соответствует требованиям;
- установлены требования к участникам конкурса, не предусмотренные законом о концессиях;
- отсутствует описание состояния объекта или оно не соответствует требованиям;
- неверно используется вычислительная программа по расчету дисконтированной валовой выручки, что ведет к завышению предельного объема инвестиций;
- конкурсная документация не размещается в сети Интернет;
- отсутствуют отдельные существенные условия концессионного соглашения;
- концессионным соглашением установлены обязательства по предоставлению субсидии, вместе с тем, размер субсидий в соглашении не указан;
- в условия концессионного соглашения включаются цены, значения, параметры, не относящиеся к долгосрочным, используемым для расчета дисконтированной выручки;
- порядок возмещения расходов концессионера на момент окончания соглашения, определен формально, что ведет к риску невозврата инвестору вложенных средств или необоснованным бюджетным расходам.
Все это говорит о необходимости подготовки кадров и формировании команд по реализации проектов в сфере ГЧП в каждом регионе.
Начаты первые шаги по совершенствованию законодательства ГЧП в России. С 1 мая 2015 года в Законе о концессионных соглашениях вступают в силу положения, предусматривающие возможность заключения концессионных соглашений по инициативе частных партнеров, утверждена Правительством РФ форма предложения потенциального концессионера о заключении концессионного соглашения [7].
Принят 31 декабря 2014 г. Федеральный закон № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации», который вводит новый механизм государственно-частного партнерства – специальный инвестиционный контракт. Сферой применения специального инвестиционного контракта является промышленное производство, а целью – создание и модернизация промышленного производства на территории РФ [8]. В результате государство рассчитывает на:
- рост производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ;
- развитие отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития РФ;
- внедрение наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции;
- создание и освоение производства высокотехнологичной продукции;
- локализацию производства на территории РФ в определенном объеме;
- создание объектов промышленной инфраструктуры.
Частный инвестор в этом случае может претендовать на преимущества:
1. льготы по налогам, сборам и льготы по уплате таможенных платежей;
2. льготы по уплате арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
3. иные льготы и преференции, установленные действующим на момент заключения контракта законодательством;
4. гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства.
В качестве публичного партнера по специальному инвестиционному контракту выступает РФ или субъект РФ. В качестве частного партнера выступает инвестор, под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Специальный инвестиционный контракт заключается по типовым формам, утвержденным Правительством РФ для отдельных отраслей промышленности. В этом случае инвестиционный проект должен соответствовать одному из следующих требований:
- инвестиционный проект включен в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, который формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 января 2014 г. № 3;
- инвестиционный проект является инвестиционным проектом по созданию нового промышленного предприятия и освоению на созданном промышленном предприятии выпуска промышленной продукции;
- инвестиционный проект является инвестиционным проектом по модернизации промышленного предприятия и освоению на модернизированном предприятии выпуска промышленной продукции;
- инвестиционный проект, предусматривает внедрение наилучших доступных технологий в ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
В отличие от соглашения о ГЧП и концессионного соглашения главным экономическим эффектом для государства от специального инвестиционного контракта не является получение имущества в государственную собственность, а развитие промышленного производства на территории РФ и, как следствие, создание добавочного продукта, новых рабочих мест и налоговых поступлений.
Библиографический список
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/finances/30/01/2015/54cb66719a7947da938b8b22;
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru;
- Официальный сайт Минфина РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/;
- Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России // VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
- Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015гг.// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
- Практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации (статистика за 2014 г. и прогнозы на 2015 г.).// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru.
- Федеральный закон № 256‑ФЗ от 21 июня 2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» Положение от 30.03.2015г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html
References
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/finances/30/01/2015/54cb66719a7947da938b8b22;
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru;
- Официальный сайт Минфина РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/;
- Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России // VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
- Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015гг.// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
- Практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации (статистика за 2014 г. и прогнозы на 2015 г.).// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru.
- Федеральный закон № 256‑ФЗ от 21 июня 2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» Положение от 30.03.2015г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html