НОВЫЕ ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Бурцева Татьяна Александровна
Филиал Государственного университета управления в г. Обнинске Калужской области
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, МИФИ, Калужский филиал финансового университета при Правительстве России, доктор экономических наук, доцент

Аннотация
В статье обоснованы новые драйверы экономического роста в России и механизм их реализации - новые формы государственно-частного партнерства. Представлен обзор форм и типичных ошибок реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России. Проведена качественная оценка эффекта от внедрения новых форм государственно-частного партнерства в России.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, Россия


NEW DRIVERS OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIAN ECONOMY

Burtseva Tatiana Aleksandrovna
Financial university under the government of Russian federation (Moscow, Russia)
Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), Obninsk Branch of the State University of Management (Obninsk, Russia), Doctor of Economic Sciences

Abstract
New drivers of economic growth in Russia and the mechanism of their realization - new forms of public-private partnership are proved in the article. The review presents forms and typical errors in implementation of public-private partnership in the Russian regions. The detailed analysis of the effect from introduction of the new public-private partnership forms in Russia is carried out.

Keywords: public-private partnership, Russia


Библиографическая ссылка на статью:
Бурцева Т.А. Новые драйверы экономического роста в экономике России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9125 (дата обращения: 09.10.2024).

Просмотреть статью на английском языке

По данным Росстата рост ВВП России в 2014 году замедлился до 0,6% с 1,3% в 2013 году. Министром экономического развития России А. Улюкаевым неоднократно в течение 2013-2014 гг. драйверами роста российской экономики назывались «потребительский спрос наряду с инвестиционным спросом и экспортом». Но являются ли они актуальными в новых условиях развития России?

По данным доклада конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 2014 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 70%, до $19 млрд. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране авторы исследования назвали санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики [1]. Реальные располагаемые денежные доходы в марте 2015г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 1,8%, в I квартале 2015г. – на 1,4% [2]. Динамика внешнеторгового оборота и экспорта также не является позитивной [3]. Таким образом, современные условия реализации государственной экономической политики России требуют активизации новых драйверов экономического роста. По словам министра финансов России А. Силуянова, чтобы «перезапустить экономический рост нам нужен частный инвестор», в качестве которого могут выступать институциональные инвесторы, а также малый и средний бизнес [3]. По мнению автора, для привлечения частных инвесторов необходимо актуализировать формы государственно-частного партнерства.

Международная практика ГЧП показывает, что договора ГЧП могут осуществляться не только для реализации инфраструктурных проектов, как это происходит в основном в России, но и в самых разнообразных отраслях: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, экология, недвижимость, общественный порядок и безопасность, телекоммуникации, финансовый сектор, образование. Большое количество проектов на основе ГЧП в указанных отраслях было завершено и введено в действие в Великобритании. Широкое распространение подобного сотрудничества государства и частного бизнеса наблюдается во Франции, Германии, Испании, Венгрии. В Польше и Чехии многие совместные проекты находятся на этапе планирования [4].

Российский опыт реализации ГЧП проанализируем на основе исследования регионов России по уровню развития ГЧП, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за 2014-2015гг. [5]. По его данным, опыт работы с проектами ГЧП имеется в 68 субъектах Российской Федерации, в 17 субъектах Российской Федерации нет таких проектов даже на стадии инициирования. 48% проектов находятся на инвестиционной стадии, на завершающей стадии только 4% проектов, в эксплуатационную стадию переведены 16% проектов. 50% проектов относятся к коммунальной сфере, 73% реализуются в форме концессионного соглашения. Наибольшее количество проектов коммунальной и энергетической инфраструктуры реализуется в населенных пунктах с численностью населения менее 5 тыс. человек. Основная доля проектов – строительство (реконструкция) и эксплуатация объектов теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Основная доля проектов в социальной сфере приходится на населенные пункты с численностью населения более 20 тыс. чел., основная сфера деятельности которых – здравоохранение.

По мнению авторов исследования (и автор статьи с ними солидарен), основными факторами развития ГЧП являются развитость институциональной среды, опыт реализации проектов ГЧП и инвестиционная привлекательность регионов. По итогам 2014 г. средний уровень развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации практически не изменился по сравнению с 2013 г. [5].

К регионам-лидерам по развитию ГЧП относятся субъекты РФ г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Москва, Новосибирская, Нижегородская и Ленинградская области. В г. Москва реализуются крупные концессионные проекты в сфере транспорта. В Ленинградской области начата реализация проектов в сфере здравоохранения и физической культуры. Республика Татарстан реализует проекты в коммунальной сфере и в здравоохранении. Калужская область отнесена к регионам со средним уровнем развития ГЧП, у данных регионов средний уровень инвестиционной привлекательности, а институциональная среда достаточна только для тиражирования проектов.

На основе наличия и качества регионального законодательства в сфере ГЧП в регионах оценивают развитие институциональной среды. Закон об участии субъекта РФ в ГЧП реализуется в 68 субъектах Российской Федерации, но только в 4 регионах (4,7 %) эффективно, по оценкам экспертов. К ним относятся: г. Санкт-Петербург, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область. Высокое качество присвоено нормативно-правовым актам, устанавливающим порядок работы с проектами ГЧП, только в 10 регионах (11,76%). К ним относятся такие регионы, как: Республика Башкортостан, Белгородская область, Воронежская область, Ленинградская область, Новгородская область, Ростовская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Ярославская область. Созданы в 76 регионах России структуры, ответственные за развитие ГЧП (89,4 %), при этом эксперты оценивают работу только 12 из них на «хорошо» и «отлично». Что говорит о необходимости изменения законодательства в сфере ГЧП в России.

Субъекты, признанные лидерами по развитию институциональной среды в сфере ГЧП – это Ленинградская область, Ярославская область, республика Коми, республика Саха. Необходимо изучить опыт данных регионов для разработки мероприятий по совершенствованию институциональной среды региона в сфере ГЧП, так как отсутствие необходимой институциональной среды негативно влияет на перспективы привлечения инвестиций в проекты ГЧП и не позволяет выстроить единую государственную политику субъекта по развитию сферы ГЧП.

Качество проектов ГЧП в регионах России характеризует тот факт, что каждый пятый подготовленный в России концессионный конкурс не состоялся, что говорит о низком качестве проработки самих проектов, и о недостаточной активности органов власти при взаимодействии с частным сектором. Положительно оценен опыт запуска проектов ГЧП в различных отраслях инфраструктуры в Московской, Новосибирской областях, Республике Татарстан, субъектах Дальневосточного федерального округа.

Для проектов ГЧП характерны типичные ошибки [6]:

  • отсутствует задание или оно не соответствует требованиям;
  • установлены требования к участникам конкурса, не предусмотренные законом о концессиях;
  • отсутствует описание состояния объекта или оно не соответствует требованиям;
  • неверно используется вычислительная программа по расчету дисконтированной валовой выручки, что ведет к завышению предельного объема инвестиций;
  • конкурсная документация не размещается в сети Интернет;
  • отсутствуют отдельные существенные условия концессионного соглашения;
  • концессионным соглашением установлены обязательства по предоставлению субсидии, вместе с тем, размер субсидий в соглашении не указан;
  • в условия концессионного соглашения включаются цены, значения, параметры, не относящиеся к долгосрочным, используемым для расчета дисконтированной выручки;
  • порядок возмещения расходов концессионера на момент окончания соглашения, определен формально, что ведет к риску невозврата инвестору вложенных средств или необоснованным бюджетным расходам.

Все это говорит о необходимости подготовки кадров и формировании команд по реализации проектов в сфере ГЧП в каждом регионе.

Начаты первые шаги по совершенствованию законодательства ГЧП в России. С 1 мая 2015 года в Законе о концессионных соглашениях вступают в силу положения, предусматривающие возможность заключения концессионных соглашений по инициативе частных партнеров, утверждена Правительством РФ форма предложения потенциального концессионера о заключении концессионного соглашения [7].

Принят 31 декабря 2014 г. Федеральный закон № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации», который вводит новый механизм государственно-частного партнерства – специальный инвестиционный контракт. Сферой применения специального инвестиционного контракта является промышленное производство, а целью  – создание и модернизация промышленного производства на территории РФ [8]. В результате государство рассчитывает на:

  • рост производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ;
  • развитие отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития РФ;
  • внедрение наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции;
  • создание и освоение производства высокотехнологичной продукции;
  • локализацию производства на территории РФ в определенном объеме;
  • создание объектов промышленной инфраструктуры.

Частный инвестор в этом случае может претендовать на преимущества:

1. льготы по налогам, сборам и льготы по уплате таможенных платежей;

2. льготы по уплате арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;

3. иные льготы и преференции, установленные действующим на момент заключения контракта законодательством;

4. гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства.

В качестве публичного партнера по специальному инвестиционному контракту выступает РФ или субъект РФ. В качестве частного партнера выступает инвестор, под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Специальный инвестиционный контракт заключается по типовым формам, утвержденным Правительством РФ для отдельных отраслей промышленности. В этом случае инвестиционный проект должен соответствовать одному из следующих требований:

  1. инвестиционный проект включен в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, который формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 января 2014 г. № 3;
  2. инвестиционный проект является инвестиционным проектом по созданию нового промышленного предприятия и освоению на созданном промышленном предприятии выпуска промышленной продукции;
  3. инвестиционный проект является инвестиционным проектом по модернизации промышленного предприятия и освоению на модернизированном предприятии выпуска промышленной продукции;
  4.  инвестиционный проект, предусматривает внедрение наилучших доступных технологий в ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

В отличие от соглашения о ГЧП и концессионного соглашения главным экономическим эффектом для государства от специального инвестиционного контракта не является получение имущества в государственную собственность, а развитие промышленного производства на территории РФ и, как следствие, создание добавочного продукта, новых рабочих мест и налоговых поступлений.


Библиографический список
  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/finances/30/01/2015/54cb66719a7947da938b8b22;
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru;
  3. Официальный сайт Минфина РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/;
  4. Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России // VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
  5. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015гг.// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
  6. Практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации (статистика за 2014 г. и прогнозы на 2015 г.).// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru.
  7. Федеральный закон № 256‑ФЗ от 21 июня 2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» Положение от 30.03.2015г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html;
  8. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html

References
  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/finances/30/01/2015/54cb66719a7947da938b8b22;
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru;
  3. Официальный сайт Минфина РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/;
  4. Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России // VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
  5. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015гг.// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru;
  6. Практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации (статистика за 2014 г. и прогнозы на 2015 г.).// VEGAS LEX и НП «Центр развития ГЧП». Москва. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vegaslex.ru.
  7. Федеральный закон № 256‑ФЗ от 21 июня 2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» Положение от 30.03.2015г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html;
  8. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 388 «О промышленной политике в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faprid.ru/news/60.html


Все статьи автора «Бурцева Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: