НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кардапольцев Кирилл Владимирович1, Гришко Павел Евгеньевич2
1ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и инвестиций
2ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), студент магистратуры факультета экономики и управления

Аннотация
В данной статье проведен анализ основных законодательных документов, регламентирующих отношение в сфере франчайзинга на территории Российской Федерации. Освещены изменения, внесенные в нормативно правовую базу, и указаны направления дальнейшего развития законодательства в данном направлении.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, договор коммерческой концессии, поправка, права, правообладатель, правопользователь, товарный знак, фрайнчазер, франчайзи, франчайзинг, франшиза


THE NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF FRANCHISING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kardapoltsev Kirill Vladimirovich1, Grishko Pavel Evgenievich2
1FSFEI of HPE «South Ural State University» (NRU), PhD in Economics, Assistant Professor of the economics, management and investment Management Department
2FSFEI of HPE «South Ural State University» (NRU), student of Master’s program of the faculty of Economics and Management

Abstract
In this article analyzes the main legislative documents, which regulate relationships in the region of franchising on the territory of the Russian Federation. Lighted the issue about changes in regulatory framework and listed the main development trends in this sphere.

Keywords: amendment, Civil Code, franchise, franchise agreement, franchisees, franchising, rightholder, rights, trademark


Библиографическая ссылка на статью:
Кардапольцев К.В., Гришко П.Е. Нормативное и правовое регулирование франчайзинговой деятельности в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/05/9168 (дата обращения: 11.03.2024).

В России  у франчайзинга существует много проблем. Самая большая из них находится в области законодательства. Естественно, продуктивное развитие франчайзинга в нашей стране будет невозможным, без создания работающей и прозрачной нормативно-правовой базы. В России на данный момент основным документом, регулирующим отношения в данной области, является гражданский кодекс: глава 54 «Коммерческая концессия». 17 марта 2010 года на заседании Российской ассоциации франчайзинга было принято решение о необходимости направить в государственную думу  предложение о внесении поправок в гл. 54 ГК РФ. В течение года законопроект прошел множество доработок и согласований. В результате этой работы 18 июля 2011 года Президентом России был подписан Федеральный закон N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».

21 октября 2011 года вступили в силу поправки в гл. 54 ГК РФ. Эти поправки были необходимы, так как глава 54 ГК была написана в 90-х годах и у понятия коммерческой концессии и франчайзинга мало чего общего. В ходе развития в нашей стране сферы франчайзинга стало очевидно, что некоторые нормы гл. 54 мешают полноценному существованию этого направления ведения бизнеса. Например, статья 1030, запрещающая в рамках одного договора взымать с франчайзи единовременный паушальный взнос и ежемесячные платежи роялти,  статья 1035 обязывающая  пролонгировать договор на прежних условиях. Статья 1033 вообще идет наперерез федерального закона «О защите конкуренции», статья 1033 запрещает управление ценами франчайзером. Также препятствием к открытию франшизы является обязанность передавать товарный знак от правообладателя к пользователю, с последующей его регистрацией правообладателем в Роспатенте, что связано с увеличением сроков открытия франшизы. Также для развития франшиз в России необходимо снижение ответственности правообладателя за франчайзи, появление налоговых льгот для такого рода предприятий. Всё это приводит к тому, что многие предприниматели предпочитают использовать договоры альтернативные договору коммерческой концессии, например, договор поставки, агентский договор, дилерский договор и другие. Вышесказанное подтверждает мысль о важности внесения поправок в гл. 54 ГК.

Главными идеями поправок в гл. 54 ГК должны стать: устранение противоречий с другими законами и нормами права, использование при разработке законопроекта уже имеющегося российского и заграничного опыта ведения подобного бизнеса, также необходимо, чтобы закон в равной степени защищал права всех сторон договора.

Подробно рассмотрим поправки к главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поправки, в целом, устраняют несоответствия с другими законами, также участникам правоотношений предоставляется, значительно, большая свобода при определении условий договора. Изменения в статье 1033 позволяют взымать с франчайзи единовременный паушальный взнос и ежемесячные платежи роялти, что в этой статье, до внесение поправок, запрещалось делать, было необходимо, чтобы правообладатель взымал либо единовременный платеж, либо устанавливал постоянные выплаты. Это противоречило как общемировому, так и российскому опыту, в основном обе эти формы выплаты сочетаются. Увеличен список прав, ограничивающий свободу франчайзи. В статье 1033 устранены основные противоречия с законом «О конкуренции», в договоре могут быть использованы следующие ограничения прав пользователя: реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам; не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей; продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории. Убрано, ограничение пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков). Но самым важным изменением является предоставление франчайзеру права на регулировку цен. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  было утверждено исключение, разрешающее это, так как для остальных случаев использование этого пункта в договоре не допускается. Имевшиеся нестыковки устранены, так как положения о конкуренции теперь есть и в гражданском кодексе. А право правообладателя устанавливать цены по всей сети выгодно не только для него самого, но также и для пользователя, и для конечного покупателя. Еще одним пунктом подвергшимся изменениям стал пункт о продлении договора коммерческой концессии (ст. 1035 ГК РФ), по прежним нормам, пользователь, соблюдавший все пункты договора, имел право, на заключение нового договора, на прежних условиях. Но, так как договор чаще всего заключается на продолжительный срок (3 – 7 лет), то продление договора на тех же условиях чаще всего становится невыгодным обеим сторонам, в связи с изменениями различных факторов (экономической обстановки в государстве, появления новых технологий и конкурентов и пр.). Такие изменения должны отражаться и на деятельности предприятия и следовательно на условиях сотрудничества правообладателя с пользователем (ценовая политика организации, требования к сотрудникам и так далее). Этот пункт не соответствовал зарубежному опыту в этой сфере и противоречил отечественным нормам права. Чтобы устранить эти противоречия, поправками за сторонами закреплялось право составлять договор по обоюдному согласию. Для того чтобы защитить права пользователя, отредактированная статья 1035 гражданского кодекса предоставляет ему преимущественное право на перезаключение договора коммерческой концессии, по сравнению со старой редакцией появилось слово «преимущественное». Указано наказание франчайзера в случае отказа в продлении договора, при условии, что франчайзи соблюдал свои обязанности в ходе действия предыдущего соглашения, этим наказанием является запрет для правообладателя заключать договор коммерческой концессии с иными организациями сроком на год (три года в старой редакции). Также установлен новый порядок досрочного расторжения договора (ст. 1037 ГК РФ). Раньше сделать это в одностороннем порядке, стороны могли только в отношении бессрочного договора и при условии направления уведомления об этом не менее чем за 6 месяцев. А вот от срочного договора можно было отказаться только в судебном порядке, на что было нужно много ресурсов. По новым нормам такая возможность предоставлялась сторонам вне зависимости от срока договора, при условии оповещения противоположной стороны договора не менее чем за 30 дней, уплатив неустойку, если таковое было предусмотрено договором. При этих условиях обращения в суд не будет требоваться. Дополнительно появился п.1.1, в котором говорится: «Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае: нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав, нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок. Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования». В то же время в статье не дается четкой формулировки понятия «грубого нарушения», также поводом для расторжения договора не является раскрытие коммерческих тайн и секретов производства, что может нанести гораздо больший вред правообладателю, как обладателю авторских прав. Право в одностороннем порядке расторгнуть договор дает возможность франчайзеру, обезопасить себя от нерадивого франчайзи, ведь согласно статьи 1034 гражданского кодекса которая в новой редакции осталась в неизменном виде стороны несут солидарную ответственность по предъявляемым требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем. Однако, нормы указанные в статье 1037 « Прекращение договора коммерческой концессии» не являются единственными, согласно тому же Гражданскому кодексу, при заключении договора могут быть обозначены иные причины и условия расторжения данного договора на согласованных сторонами условиях.

Таким образом, принятые Федеральным законом от 18.07.2011 N 216-ФЗ поправки в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, приблизили нормативно правовую базу в сфере франчайзинговых отношений в нашей стране к общепринятой отечественной и зарубежной практике.

Заключение договора

коммерческой концессии

Статья 1027 Глава 54

 Гражданский кодекс РФ Часть 2

Регистрация договора коммерческой концессии – Приказ МНС РФ от 20 декабря2002 г. NБГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)»;

– Статья 1028 Глава54 Гражданский кодекс РФ Часть 2

Изменение договора коммерческой концессии Глава 29 Гражданский кодекс РФ
Регистрация товарного знака Приказ Роспатента от 5 марта2003 г.     N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»
Защита коммерческой тайны компании Федеральный закон «О коммерческой тайне»

Несмотря на то, что было внесено множество изменений, в законодательстве остались некоторые недоработки, например, было оставлено условие передачи прав на товарный знак и, следовательно, необходимость регистрации в Роспатенте, которая занимает много времени. К таким недоработкам также можно отнести субсидиарную ответственность правообладателя за пользователя, в этом пункте необходимо уточнить основания этой ответственности. Однако, в целом поправки были признаны необходимыми и все заинтересованные стороны развития этого направления бизнеса отметили их необходимость при создании системы, которая позволит развиваться как крупным компаниям, которые будут выступать в роли франчайзера, так и малому бизнесу (в роли франчайзи), а в конечном счете выиграет конечный потребитель и экономика нашего государства.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Гл. 54.
  2. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».


Все статьи автора «antoshkinaeg»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: