Одна из ключевых отраслей любой экономики – машиностроение. В современном мире данная отрасль связана с другими отраслями, являясь потребителем одних – например, топливно-энергетическая промышленность, транспорт и т.д., и, в то же время, производителем товаров для всех отраслей, технологическим ядром промышленности.
Если это ядро не обновляется, то, соответственно, остальные отрасли для своего развития вынуждены закупать импортное оборудование, попадая в зависимость от поставщиков. В зарубежных странах в настоящее время используются технологии, относящиеся к пятому технологическому укладу, в то время как Россия остается на четвертом, и, чтобы начать экспортировать высокотехнологичную продукцию, должна провести комплексную модернизацию машиностроительного комплекса. Для примера, удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме экспорта Японии составляет 64%, в США, Германии – 48%. В России по данным 2012 года – 10-20% от общего объема экспорта.
Структура машиностроительного комплекса является достаточно сложной. Если говорить о структуре по федеральным округам, около 31% выпуска продукции (по данным за 2013 г.) приходится на Центральный федеральный округ. Крупнейшими центрами машиностроения являются Москва и Санкт-Петербург.
Для нашей работы обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, который выделяет три классификационные группы: электрооборудование, электронное и оптическое оборудование; транспортные средства и оборудование; машины и оборудование. Такую же классификацию использует Госкомстат. Статистические данные по машиностроительному комплексу представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели работы машиностроительного комплекса России за 2011-2013 гг., в % [1].
Показатель |
Производство машин и оборудования |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
Производство транспортных средств и оборудования |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Число действующих организаций (на конец года) |
25928 |
27812 |
28068 |
20010 |
22122 |
22068 |
5830 |
6308 |
6164 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб. |
1237 |
1306 |
1352 |
1329 |
1482 |
1536 |
2340 |
2800 |
3162 |
Индекс производства (в % к предыдущему году) |
111,1 |
102,7 |
96,6 |
111,9 |
106,4 |
99 |
117,2 |
110,3 |
102,2 |
Среднегодовая численность работников, тыс. человек |
837 |
818 |
793 |
771 |
763 |
758 |
1033 |
1039 |
1031 |
Коэффициент обновления основных фондов |
12 |
12,4 |
13,7 |
11,1 |
11,2 |
12,3 |
8,2 |
11,1 |
11,2 |
Степень износа основных фондов |
44 |
44,6 |
44,9 |
47,4 |
47,1 |
46,9 |
49,3 |
48,2 |
47,4 |
Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме основных фондов |
14 |
13,4 |
13,9 |
16,9 |
16,5 |
16,3 |
22 |
21,8 |
18,9 |
Сальдированный финансовый результат, млн. руб. |
32816 |
54849 |
45832 |
61411 |
73105 |
67171 |
63559 |
67196 |
61394 |
Рентабельность проданных товаров, процентов |
6,6 |
7 |
7,1 |
9,1 |
8,3 |
8,1 |
5,5 |
5,3 |
4,4 |
Затраты на 1 рублю продукции (работ, услуг), коп. |
86,1 |
99,3 |
93,4 |
93,7 |
92,3 |
93,1 |
98,2 |
96,1 |
95,7 |
Согласно Таблице 1, можно сделать вывод о замедлении динамики увеличения выпуска продукции, возрастании числа действующих предприятий, высокой степени изношенности оборудования (более 40%), однако также происходит незначительное снижение удельного веса полностью изношенных основных фондов, увеличение коэффициента обновления.
Если рассмотреть последние данные, то наблюдаются следующие тенденции: продолжение сокращения выпуска сельскохозяйственной техники (спад производства за январь 2015 г. составил 11,6%), ускорение темпов падения производства бытовой техники (по сравнению с январем 2014 г. спад составил 12,6%), падение на рынке легковых автомобилей, снижение производства грузовых вагонов более чем в 2 раза. Тенденции отчасти объясняются ажиотажным спросом в конце 2014 года и его насыщением.
После распада СССР были нарушены кооперационные связи между предприятиями отрасли, объем производства резко сократился. В настоящее время машиностроение является одной из самых проблемных отраслей промышленности, в частности, указывают на:
- технологическое отставание предприятий;
- уровень износа оборудования и технологий;
- неконкурентоспособность продукции на мировых рынках;
- дефицит квалифицированных кадров;
- дефицит денежных ресурсов;
- наличие избыточных производственных мощностей;
- недоступность кредитных средств;
- морально устаревшая инфраструктура, система управления и др.
Однако на взгляд автора главной проблемой является отсутствие мотивации к внедрению достижений НТП на производство.
Машиностроительная отрасль имеет огромный потенциал, но для решения проблем данной отрасли одних финансовых инструментов недостаточно. Существующая программа государственной поддержки не затрагивает современные проблемы данной области и концентрируется в основном на автомобилестроении.
Библиографический список
- Статистический сборник. Промышленность России 2014 / [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_48/Main, свободный (Дата обращения 05.04.2015)6465
- Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения инновационной активности // Вестник экономической интеграции. 2012. № 3. С. 65-71.98-25
- Шматко А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 143.1555
- Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук : 08.00.05 / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.