ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЮТ ФИРМЫ? ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Никитенко Мария Сергеевна
Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Аннотация
В настоящей статье проводится краткий анализ причин существования фирмы. Раскрывается суть теории трансакционных издержек в рамках теории одного из зарубежных экономистов, которая дополняется новыми аспектами ресурсной теории.

Ключевые слова: ресурсная теория, трансакционные издержки, фирма


WHY DO FIRMS EXIST? TRANSACTION COSTS AND ORGANIZATIONAL ADVANTAGES

Nikitenko Mariya Sergeevna
St. Petersburg State University of Economics

Abstract
The present paper gives a short analysis of the background of firm’s existence. It also considers the main idea of the transaction costs within the theory of one of the foreign economists. The notion is enlarged by the new aspects of resource-based theory.

Keywords: firm, resource-based theory, transaction costs


Библиографическая ссылка на статью:
Никитенко М.С. Почему существуют фирмы? Трансакционные издержки и преимущества организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8551 (дата обращения: 14.03.2024).

Величайший вопрос для философов-экзистенциалистов: «Why is there something rather than nothing?» Для теоретиков менеджмента он звучит следующим образом: «Почему существуют фирмы? Почему экономика не может функционировать только за счет рынка?» [1]

В современном мире большинство людей живет в условиях рыночной экономики, и административное планирование воспринимается нами как серьезная катастрофа 20-го века. При этом большое количество людей проводят свое рабочее время в бюрократических организациях с системой центрального планирования, которые называются «фирмы». Эти люди трудятся на одного работодателя долгие годы и не занимаются поиском новых вакансий для себя. Они работают для того, чтобы выполнять стратегические планы своих корпоративных менеджеров. Фирмы ежегодно нанимают тысячи сотрудников, и внутри этих самых фирм происходит движение товаров и услуг, которые стоят миллиарды.

Согласно теории Рональда Коуза, фирмы существуют потому, что их отсутствие вызвало бы серьезное увеличение трансакционных издержек, которые бы неизбежно возникали у того, кто постоянно обращается на рынок.[3] Сюда относятся необходимость нанимать сотрудников, вести переговоры и заключать контракты, а также многие другие действия, которые требуют много временных и денежных затрат. Фирма, по сути своей, – это агрегат для заключения долгосрочных контактов, в то время как постоянное создание краткосрочных договоренностей нерационально.[1] Но тогда возникает вопрос: если рынок сам по себе настолько неэффективен, почему фирмы не вырастают до размеров рынка? Теория Коуза в данном случае говорит о том, что в гигантских фирмах также будут возникать трансакционные издержки, причем они будут расти, пока увеличиваются масштабы самой организации. Баланс между масштабом фирмы и рынком постоянно поддерживается наличием конкуренции: предприниматель может принять решение о снижении трансакционных издержек путем создания фирмы, но, в конечном итоге, если ее размеры превысят определенные рамки, она станет неконкурентоспособной.[3]

Теория Коyза также объясняет некоторые проблемы современного бизнеса. Например, рост огромных и широко диверсифицированных бизнес-предприятий в развивающихся странах: таких,  как India’s Tata Group и Turkey’s Koc Holding.[3] Многие западные обозреватели считают данные организации примитивными формами капитализма. Но если мы рассматриваем их с точки зрения трансакционных издержек, все приобретает совершенно иной смысл. Когда в устоявшихся отраслях нет доверия к продукции какой-либо фирмы, для нее имеет смысл продавать свои товары на других рынках. А в ситуации, когда использование капитала и рабочей силы не приносят результаты, стоит делать капиталовложения и создавать свою команду сотрудников.

Однако теория Коуза рассматривает достаточно узкий вопрос, касающийся только трансакционных издержек, и дает лишь частичное объяснение преимуществам существования фирмы. Последователи Коуза расширили его теорию, привнеся в нее идеи ресурсной теории фирмы. Они утверждают, что фирмы создаются не только потому, что рынок не может сам обеспечить нормальное функционирование всех участников, но еще и потому, что фирмы сами по себе идеально справляются с этой задачей: они обладают такими внутренними ресурсами, как корпоративная культура и коллективное знание – этого не может предложить рынок. Компании могут организовывать производство и создавать знания совершенно уникальным образом.[2] Также они могут делать долгосрочные ставки на инновации, которые в дальнейшем не только помогут удовлетворить спрос, но и изменить структуру рынка. Теория Коуза о «несостоятельности рынка» нужно дополнить теорией об «организационных преимуществах».


Библиографический список
  1. Кузьмин Е. А. Неопределенность и определенность в управлении организационно-экономическими системами. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. – 184 с.
  2. Dalman C. J. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics 22. — № 1. — April 2014. — P. 148.
  3. Coase, R. Y. «The Nature of the Firm». Economica. 4 (1937): 1, 386—405 [рус. перев.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 2010].


Все статьи автора «Никитенко Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: