Формирование бюджетной политики РФ на 2015-2017 годы построено на результатах, достигнутых государством по итогам реализации бюджетной политики страны до 2014 года. Основными приоритетами государства до 2014 года являлись вопросы оптимального распределения бюджетных средств; обеспечения сбалансированности бюджетов; создания и функционирования “Бюджета для граждан”, Единого портала бюджетной системы Российской Федерации; построения бюджетов на среднесрочной основе с учетом приоритетных государственных программ; оптимизации налоговой системы; повышения качества и результативности процессов управления государственными ресурсами; введения ряда мер, способствующих увеличению ликвидности и улучшению инфраструктуры российского долгового рынка [2].
Бюджетная политика РФ, формируемая на период с 2014 по 2016 годы, была основана на объективных факторах: неустойчивой внешней конъюнктуре и серьезных внутренних дисбалансирующих факторах, что вызвало снижение устойчивости бюджета государства, и было отражено в менее позитивных прогнозах бюджетных показателей, чем в предыдущие периоды [1]. Реализация бюджетной политики в 2015 – 2017 годах также будет осуществляться в сложных экономических условиях, предусмотрено замедление экономики в 2014 году и постепенный ее рост с 2,0% в 2015 году до 3,3% в 2017 году [2], в связи с чем выбран консервативный подход при формировании наиболее существенных позиций. К основным макроэкономическим и бюджетным рискам следует отнести всесторонние последствия геополитической напряженности; риски недополучения выгод в различных секторах экономики в связи с введением ряда санкций в отношении отдельных отраслей экономики государства; продолжающийся отток капитала, способствующий росту инфляции, снижению курса национальной валюты, сокращению инвестиций.
Основные цели бюджетной политики России неизменны: обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых в данном временном периоде обязательств.
К задачам, направленным на решение поставленных целей, отнесены подготовка новой редакции Бюджетного кодекса РФ, которая будет более понятной и удобной в применении, с вступлением в силу основных изменений с января 2016 года; совершенствование методологии формирования и качества исполнения государственных программ; увеличение устойчивости бюджетов государственных внебюджетных фондов с одновременным снижением их зависимости от федерального бюджета, осуществляемое путем постепенного повышения базы для начисления страховых платежей, увеличения пенсионного возраста, а также срока минимального страхового стажа; совершенствование межбюджетных финансовых отношений; дальнейший рост эффективности оказания населению государственных услуг; оптимизация расходов на оплату труда; увеличение эффективности капитальных вложений; совершенствование процессов управления государственным долгом и государственными финансовыми активами; оптимизация транспортной инфраструктуры.
В 2015-2017 годах планируется снижение доходов и расходов к ВВП и увеличение бюджетного дефицита:
Таблица 1. Основные характеристики бюджетной системы РФ [2]
Показатель |
2013 г., % ВВП |
2017 г., % ВВП |
Изменения, % |
Доходы, всего |
36,6 |
35,5 |
-1,1 |
Расходы, всего |
37,8 |
36,7 |
-1,1 |
Дефицит |
1,3 |
1,5 |
+0,2 |
Структура бюджетных расходов стабильна, социальные расходы, включая расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, составят почти 60% совокупных расходов [2]. Наибольший объем бюджетных расходов приходится на социальную политику и национальную экономику. Сокращение расходов относительно ВВП планируется практически по всех разделам, исключая национальную оборону, здравоохранение, культуру и обслуживания долга .
Планируется изменение объема нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета относительно ВВП:
Таблица 2. Динамика доходов федерального бюджета [2]
Показатель |
2014 г., % ВВП |
2017 г., % ВВП |
Изменения, % |
Нефтегазовые доходы |
10,5 |
8,4 |
-2,1 |
Ненефтегазовые доходы |
9,5 |
9,7 |
+0,2 |
Прирост доходов относительно предыдущего года. % |
109,4 |
105 |
-4,4 |
Бюджетные расходы на реализацию утвержденных сорока государственных программ, составляют более половины совокупных расходов федерального бюджета.
Таблица 3. Динамика и структура расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ [2]
Показатель | 2014 г., % общего объема расходов | 2017 г., % общего объема расходов | Изменения, % |
Направление «Новое качество» | 24,7 | 20,8 | -3,9 |
Направление «Инновационное развитие и модернизация» | 15,0 | 12,7 | -2,3 |
Направление «Сбалансированное региональное развитие» | 5,4 | 5,0 | -0,4 |
Направление «Эффективное государство» | 7,8 | 7,8 | - |
Закрытая часть расходов на реализацию государственных программ | 6,3 | 6,6 | +0,3 |
Расходы бюджета на реализацию государственных программ, итого | 59,2 | 52,9 | -6,3 |
Динамика расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ положительна, структурные изменения демонстрируют как общее снижение программного финансирования в объеме расходов федерального бюджета к 2017 году относительно 2014 года, так и снижение по направлениям «Инновационное развитие и модернизация», «Сбалансированное региональное развитие».
Продолжается оптимизация расходов федерального бюджета России путем снижения межбюджетных трансфертов, выделяемых государственным внебюджетным фондам РФ; совершенствования контрактной системы; систематизации бюджетных инвестиций [1].
Исходя из сложной внешней и внутренней экономической ситуации, будут расти расходы на обслуживание государственного долга РФ, структура долговых обязательств останется практически неизменной.
Таблица 4. Динамика и структура расходов на обслуживание государственного долга РФ [2]
Показатель |
2014 г., млрд. руб. |
2017 г., млрд. руб. |
Изменение, % |
Структура расходов, 2014 г., % |
Структура расходов, 2017 г., % |
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ |
334,8 |
461,3 |
+37,78 |
77,43 |
77,62 |
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ |
97,6 |
133,0 |
36,27 |
22,57 |
22,38 |
Расходы на обслуживание государственного долга, итого |
432,4 |
594,3 |
+37,44 |
100,00 |
100,00 |
Экономика России в 2014 году столкнулась с серьезными испытаниями. Единовременно действуют такие факторы, как высокая инфляция, стагнация, сильнейшая девальвация, отток капитала, падение цен на нефть, резкое снижение привлекательности фондового рынка. Возможно, формирование бюджетной политики на очередной плановый период, 2016-2018 гг., будет сопряжено с еще более жесткими экономическими условиями, и потребуется формирование совершенно нового механизма функционирования государственных финансов, процессов формирования и использования бюджетных ресурсов.
Библиографический список
- Евдокимова Ю.В. Анализ основных направлений и параметров бюджетной политики РФ на 2014-2016 гг. Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2013. № 3 (24). С. 83-90
- Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/?frame=5 (дата обращения 15.03.2015).