Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена рядом обстоятельств, среди которых не только большая зависимость этой отрасли от погодных условий, но и замедленный, по сравнению с другими отраслями экономики, оборот денег, а также другие особенности, которые приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов. Все это диктует настоятельную необходимость оказания гораздо более существенной помощи сельскому хозяйству со стороны государства.
Государственное регулирование АПК – важнейшая составная часть рыночной экономики, под ней понимается вмешательство государства в его функционирование с целью воздействия на развитие агропромышленного производства и решения продовольственной проблемы.
Государственное регулирование, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями. Оно включает в себя – государственную поддержку, административное и правовое воздействие, меры ограничительного характера.
Упоровский район — административно-территориальное и муниципальное образование в Тюменской области России. Административный центр — село Упорово, расположено в 142 км от областного центра. Упоровский район расположен в природно-климатической зоне с резко континентальным характером климата. Климат благоприятен для ведения сельского хозяйства, выращивания зерновых, кормовых и других культур, разведения крупного рогатого скота[2].
На территории Упоровского муниципального района производством сельскохозяйственной продукции занимаются 10 крупнотоварных сельскохозяйственных предприятий, 20 фермерских хозяйств (КФХ) и 7483 личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Из 10 сельскохозяйственных предприятий 6, кроме производства зерна, занимаются производством молока, одно предприятие – ООО «Агрофирма «КРиММ», выращивают картофель и овощи.
Наиболее крупные предприятия это: ООО «Агрофирма «КРиММ», СПК «Емуртлинский», ООО «АПК «Маяк», ЗАО «Нива-Агро».
Также на территории района осуществляют деятельность: ООО «Зенит», ООО «Земля», ЗАО «Русь», ООО «Тобол», ООО «Коркино», ООО «Стерх».
Наиболее крупными КФХ являются: ФХ «Аграрник», КХ Медведева С.Г., КХ «Абдулла», КХ «Радуга».
Рассмотрим в таблице 1 основные показатели характеризующие размеры хозяйств в Упоровском районе.
Таблица 1. Анализ размеров хозяйств Упоровского района
Показатели | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Отклонение 2013г. к 2011г. (+;-) |
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. | 1207548 | 1962647 | 2337745 | 1130197 |
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. | 1146710 | 1141070 | 1385378 | 238668 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | 1393669 | 1773558 | 1728134 | 334465 |
Стоимость основных средств, тыс. руб. | 2159666 | 2863886 | 2998201 | 838535 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 2008 | 1937 | 1882 | - 126 |
Общая земельная площадь, га
В том числе: – с/х угодий - из них пашни |
125080
107611 86943 |
116792
108122 87468 |
112209
103547 83328 |
-12871 |
Общая посевная площадь, га | 61493 | 53491 | 52551 | - 4064 |
Объем производства зерна, ц | 2259124 | 1154322 | 1068825 | -1190299 |
Среднегодовое поголовье, гол. | 4740,0 | 4834,0 | 5039,0 | -191219 |
Объем производства молока, ц | 284794 | 272222 | 279593 | -12,2 |
Валовая продукция животноводства, тыс. руб. | 493456 | 560884 | 683936 | 299 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 181333 | 68717 | (14077) | - 3615 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 506768 | 353641 | 315549 | -8942 |
Уровень рентабельности, % | 36,4 | 19,9 | 18,2 | -195410 |
Сумма государственной поддержки, тыс. руб. | 576044 | 529294 | 479205 | -96839 |
Прибыль (убыток) без государственной поддержки, тыс. руб. | -69276 | -175653 | -163656 | -94380 |
Уровень рентабельности (убыточности) без учета государственной поддержки, % | -5,0 | -10,0 | -9,4 | -4,4 |
Анализируя данные, приведенные в таблице 1, можно сделать следующие выводы: стоимость валовой продукции за отчетный год возросла по сравнению с предыдущим на 1130197 тыс. руб., стоимость товарной продукции также выросла в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 238668 тыс.руб. Увеличение этих показателей связано с повышением качества производимой продукции. Ориентируясь на численность работников, произошло их сокращение в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 126 человек. Общие размеры землепользования хозяйства уменьшились на 12871 га.
В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства [1], государственная поддержка Упоровского района, что представлена на рисунке 1, осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета по следующим направлениям: на развитие отрасли растениеводства, в том числе элитного семеноводства; на развитие отрасли животноводства, в том числе племенного; субсидии на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам; субсидии на сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственного назначения и агроланшафтов как национального достояния России, из них на приобретение минеральных удобрений, химические средства защиты растений, непрограммные инвестиции в основные фонды, прочие субсидии.
Рис. 1 Направления государственной поддержки Упоровского района
На рисунке 1 представлена структура государственной поддержки в Упоровском районе. Наибольший удельный вес в структуре расходов в 2013 году занимают непрограммные инвестиции в основные фонды 21,3%, в области животноводства: субсидии на софинансирование расходных обязательств, на возмещение 1 литра реализованного товарного молока 19,6% и области растениеводства: субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 16,4%.
Государственная бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства в Упоровском районе осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджета[3].
По данным рисунка 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре финансирования занимает областной бюджет и в 2013 г. равен 382002 тыс. руб., что составляет около 80%.[4]
Необходимость государственного регулирования в агропромышленном комплексе очевидна, так как преследуется цель обеспечения продовольственной безопасности и улучшения продовольственного снабжения населения страны.
Рис. 2 Структура государственной помощи Упоровского района
Сегодня актуальными становятся не только вопросы, связанные с необходимостью увеличения размеров государственной поддержки, но и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства субъектов Федерации. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований позволяет проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством.
Существуют разные методики оценки эффективности использования бюджетных средств. Методика Мухиной Е.Г., позволяет оценивать эффективность совокупной прямой поддержки из бюджетов всех уровней, проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки.
Анализ эффективности государственной поддержки сельского хозяйства по товарной продукции показывает, что государственная поддержка используется достаточно эффективно – на каждый рубль государственных ассигнований прирост продукции в 2013 году в Упоровском районе составляет 2 рубля 40 копеек.
[5]
Таблица 2. Расчет показателей эффективности государственной поддержки в Упоровском районе
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Объем поддержки, тыс. руб. | 572677 | 529294 | 479205 |
Затраты на производство, тыс. руб. | 1840303 | 1962647 | 2337745 |
Выручка, тыс. руб. | 1591326 | 1865315 | 1729309 |
Прибыль, тыс. руб. | 506768 | 353641 | 315549 |
Валовая продукция, тыс. руб. | 197657 | 91757 | 1175 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 1393669 | 1773558 | 1728134 |
Прирост валовой продукции от господдержки, тыс. руб. | 1202621 | 1958388 | 2348105 |
Эффективность поддержки, руб. | 2,1 | 3,7 | 4,9 |
Прирост товарной продукции от господдержки, тыс. руб. | 1145354 | 1164447 | 1150092 |
Эффективность поддержки, руб. | 2 | 2,2 | 2,4 |
Все меры государственной поддержки сельского хозяйства по правилам всемирной торговой организации (ВТО) подразделены на три основные группы, условно называемые «корзинами»: зелёной, голубой и янтарной.
[6]
Разделив меры государственной поддержки Упоровского района по требованиям ВТО, на рисунке 3 видно, что в структуре государственной поддержки в 2011и в 2012 годах преобладают меры «янтарной корзины».
В рамках присоединения России к ВТО размер субсидий сельскохозяйственному производству ограничивается. Поэтому необходимо совершенствовать механизм государственной поддержки аграрного сектора.
[4].
Рис. 3 Меры государственной поддержки в Упоровском районе по требованиям ВТО
В связи с чем, с 2013 года была введена, так называемая, несвязная поддержка. Что привело к тому, что в структуре государственной поддержки в 2013 году преобладают меры «зелёной корзины» – 57,8%, а меры «янтарной корзины» составляют только 42,2 %.
Библиографический список
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717
- Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»
- Постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства»
- Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: htth://www.gp.specagro.ru
- Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК Упоровского муниципального района
- Холод Л. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса. // Экономика сельского хозяйства России, 2012.- №6.